Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.04.2016 N Ф06-6834/2016 по делу N А55-4396/2015
Требование: Об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
Обстоятельства: По мнению арендатора земельного участка, он имеет преимущественное право на выкуп данного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт нахождения спорного земельного участка на землях общего пользования, спорный участок не подлежит приватизации в силу прямого указания закона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2016 г. в„– Ф06-6834/2016

Дело в„– А55-4396/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
истца - Татаренкова Р.В. (доверенность от 25.03.2015),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Пахомова Александра Ивановича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.08.2015 (судья Селиваткин П.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу в„– А55-4396/2015
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Пахомова Александра Ивановича, г. Самара (ОГРНИП <...>, ИНН <...>) к администрации городского округа Самара (ИНН 6315700007) при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных отношений Самарской области, Департамента управления имуществом Самарской области, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, главного управления организации торгов Самарской области, об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,

установил:

индивидуальный предприниматель Пахомов А.И. (далее - ИП Пахомов А.И.) обратился в арбитражный суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507002:1074.
Определением суда от 19.05.2015 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена ответчика - Министерства имущественных отношений Самарской области на его правопреемника - администрацию г.о. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.08.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Пахомов А.И. просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, мотивируя нарушением судами норм материального и процессуального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ИП Пахомовым А.И. и Министерством имущественных отношений Самарской области заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством от 27.06.2012 в„– 2261а-2012/2017, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Ленинский район, ул. Самарская, в районе дома в„– 270, площадью 138 кв. м кадастровый номер 63:01:0507002:1074, для парковки автомобилей.
Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29.12.2014 в„– 3555 "О проведении торгов по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Самарская, в районе дома в„– 270" (кадастровый номер 63:01:0507002:1074).
29 января 2015 года истцом получено уведомление "О принятии решения о проведении торгов по продаже земельного участка" от 31.12.2014 исх. в„– 12-1/1376/13.
29 января 2015 года истец, в соответствии с частью 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с "Заявлением о реализации преимущественного права покупки земельного участка" (вх. в„– 2376 от 29.01.2015).
К указанному заявлению были приложены: проект договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (подлинник в трех экземплярах), заявка на предоставление земельного участка от 29.01.2015 по форме согласно приложению в„– 1 к Постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" с приложением на 35 (тридцати пяти) листах.
Истец полагает, что проведение аукциона по продаже земельного участка, с учетом закрепленного пунктом 8 статьи 22 ЗК РФ преимущественного права как арендатора земельного участка на выкуп земли при наличии его волеизъявления на реализацию этого права не требуется. На основании части 8 статьи 22 ЗК РФ, статьи 250 ГК РФ и статьи 445 ГК РФ, Министерство обязано заключить договор купли-продажи Земельного участка на условиях предложенных истцом в проекте договора купли-продажи земельного участка и по цене указанной в приказе в„– 3555 "О проведении торгов по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Самарская, в районе дома в„– 270".
Указанные обстоятельства и нормы права послужили истцу поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт нахождения земельного участка на землях общего пользования, подтвержден материалами дела, а потому спорный земельный участок не подлежит приватизации в силу прямого указания закона.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74, действующим в спорный период времени, с учетом требований статьи 34 ЗК РФ был утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара (далее - постановление от 21.06.2006 в„– 74).
Согласно пункту 2.1 постановления от 21.06.2006 в„– 74 граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении в„– 1 к настоящему Порядку.
Пунктом 2.4 постановления от 21.06.2006 в„– 74 установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство имущественных отношений в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Пунктами 2.9 - 2.13 постановления от 21.06.2006 в„– 74 определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
Пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ, в редакции, действующей с 01.03.2015, предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Действующим с 01.03.2015 ЗК РФ не предусмотрено преимущественного права арендатора земельного участка на его покупку.
Между тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Как указывалось выше, действующим на момент возникновения спорных правоотношений постановлением от 21.06.2006 в„– 74 предусматривалось, что земельные участки, государственная собственности на которые не разграничена в городском округе Самара, могут предоставляться в собственность только по результатам в форме аукциона по продаже земельного участка в порядке, предусмотренном пунктами 2.9 - 2.13 указанного постановления.
При этом преимущественное право на заключение договора купли-продажи у арендатора в соответствии с положениями пункта 8 статьи 22 ЗК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновение спорных правоотношений, возникало только в случае, когда собственник-арендодатель примет решение продать этот земельный участок и в случае нарушения преимущественного права покупки добросовестный арендатор имел право требовать перевода на него прав и обязанностей покупателя.
Поскольку положения, предусматривающие обязательность проведения торгов (постановление от 21.06.2006 в„– 74), не лишают арендатора государственного или муниципального имущества принадлежащего ему в силу пункта 8 статьи 22 ЗК РФ преимущественного права на заключение договора купли-продажи арендуемого земельного участка, такой арендатор вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному на торгах договору.
То есть защита преимущественного права арендатора на покупку арендуемого им земельного участка может быть осуществлена посредством установленного названной нормой способа судебной защиты в случае продажи земельного участка иному лицу.
Следует отметить, что из пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не следует, что муниципальное образование обязано предоставить любому лицу любой земельный участок из муниципальных земель в собственность. Предоставление земельного участка в собственность должно быть основано на соответствующем праве лица, испрашивающего земельный участок в собственность.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункту 12 статьи 85 ЗК РФ).
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 ГК РФ названные объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (статья 7 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, спорный земельный участок, имеющий кадастровый номер 63:01:0507002:1074, расположен по адресу: Самарская обл., г. Самара, Ленинский район, ул. Самарская, в районе дома в„– 270, площадью 138 кв. м предоставлен ИП Пахомову А.И. Министерством имущественных отношений Самарской области по договору аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством от 27.06.2012 в„– 2261а-2012/2017, в целях парковки автомобилей, на период с 15.05.2012 по 17.05.2017.
Спорный земельный участок находится на землях населенных пунктов, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 07.11.2014 (л.д. 142 т. 1).
Как следует из представленного сторонами совместного акта осмотра земельного участка от 10.08.2015 в„– 999, земельный участок имеет асфальтовое покрытие, используется под парковку автомобилей, по периметру огорожен кирпичным забором, расположен в непосредственной близости от многоквартирного жилого дома в пределах 10 м.
Из представленных сторонами в материалы фотографий спорного земельного участка, а также проекта границ земельного участка, выполненных ООО ПСБ "Гейзер" (л.д. 106 т. 1), усматривается, что он расположен на дворовой территории многоквартирного жилого дома по ул. Самарской 270, примыкает к внутридворовому проезду с одной стороны, с другой стороны находится детская площадка. Дворовая территория ограничена соседними многоквартирными жилыми домами, а также объектами общего пользования - насосной, трансформаторной подстанцией.
При этом суд первой инстанции, исходя из фактических обстоятельств дела, обоснованно критически отнесся к информации, представленной департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в письме от 05.08.2015 в„– Д05-01-01/8573 о том, что объект не принадлежит к территории общего пользования. Довод истца в подтверждение позиции об отсутствии статуса спорного земельного участка как территории общего пользования со ссылкой на кадастровый паспорт от 09.07.2015 земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507002:554 площадью 1024 кв. м, занятого жилым домом по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д. 270, суд первой инстанции верно почитал необоснованным, поскольку согласно содержанию раздела 16 указанного документа "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства". Кроме того, как следует из материалов дела, по периметру двора расположены соседние жилые дома.
При этом суд первой инстанции указал, что с учетом изложенных обстоятельств доводы истца о наличии преимущественного права покупки земельного участка, предусмотренного частью 8 статьи 22 ЗК РФ в редакции действовавшей до 01.03.2015, правового значения не имеют.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку истца на решение арбитражного суда от 08.10.2013 по делу в„– А55-14110/2013, которым суд обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Пахомова А.И. путем обеспечения проведения оценки земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Самарская, в районе дома в„– 270, площадью 138 кв. м, кадастровый номер 63:01:0507002:1074, для парковки автомобилей, в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности и в недельный срок, начиная с даты получения отчета о рыночной стоимости земельного участка принять решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Самарская, в районе дома в„– 270, площадью 138 кв. м, кадастровый номер 63:01:0507002:1074, для парковки автомобилей и направить уведомление о принятом решении ИП Пахомову А.И.
В целях исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2013 Министерством был издан приказ от 29.12.2014 в„– 3555 о проведении торгов по продаже вышеуказанного земельного участка, о чем предприниматель уведомлен письмом от 21.12.2014.
При этом суд первой инстанции отметил, что указанным решением арбитражного суда по делу в„– А55-14110/2013 факт отнесения спорного земельного участка к территории общего пользования не установлен, обстоятельства принадлежности его к территории общего пользования не исследовались судом.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что спорный земельный участок находится во дворе многоквартирного жилого дома, в связи с чем необходимо также учитывать положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод, что спорный земельный участок относится к землям общего пользования, и отчуждению не подлежит.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая, что суды первой и апелляционной инстанций установили фактические обстоятельства спора, оценили имеющиеся в деле доказательства, правильно применили к отношениям сторон нормы материального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления по доводам, приведенным в жалобах. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 14.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 по делу в„– А55-4396/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ


------------------------------------------------------------------