Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.04.2016 N Ф06-6616/2016 по делу N А55-12083/2015
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, обязании устранить нарушения путем принятия решения о проведении аукциона по продаже данного земельного участка под выставочный зал без устройства фундамента.
Обстоятельства: Отказ мотивирован нецелесообразностью предоставления предпринимателю указанного участка в собственность.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность отсутствовали, на уполномоченный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав путем рассмотрения в установленном порядке заявления предпринимателя о предоставлении земельного участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2016 г. в„– Ф06-6616/2016

Дело в„– А55-12083/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараева И.С., доверенность от 29.12.2015 в„– 306,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу в„– А55-12083/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Якубович Ирины Павловны (ОГРНИП <...>; ИНН <...>) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, администрации городского округа Самара о признании незаконным отказа, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара,

установил:

индивидуальный предприниматель Якубович Ирина Павловна (далее - предприниматель, ИП Якубович И.П.) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Минимущество) о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 77 кв. м, кадастровый номер 63:01:0704005:14, расположенного по адресу г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, у дома в„– 45, под выставочный зал без устройства фундамента, изложенного в уведомлении от 25.02.2015 в„– 12-2/00028/15, и об обязании администрации городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения о проведении аукциона по продаже данного земельного участка, под выставочный зал без устройства фундамента.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.10.2015 ИП Якубович И.П. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 22.10.2015 отменено, отказ Минимущества в предоставлении ИП Якубович И.П. в собственность за выкуп земельного участка площадью 77 кв. м, кадастровый номер 63:01:0704005:14, расположенного по адресу г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, у дома в„– 45, под выставочный зал без устройства фундамента, изложенный в уведомлении от 25.02.2015 в„– 12-2/00028/15, признан незаконным.
Суд обязал администрацию городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка площадью 77 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, у дома в„– 45, под выставочный зал без устройства фундамента, в порядке, установленном действующим законодательством.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании был объявлен перерыв до 31.01.2016 до 15 час. 40 мин.
После перерыва рассмотрение дела продолжено в том же составе суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание после перерыва не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 в части обязания администрации городского округа Самары устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Якубович И.П. путем подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка площадью 77 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, у дома в„– 45, под выставочный зал без устройства фундамента подлежит отмене с принятием в указанной части нового судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 09.07.2012 на основании заключенного между ИП Якубович И.П. и Минимуществом договора предпринимателю передан в аренду земельный участок площадью 77 кв. м, отнесенный к категории земель населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 63:01:0704005:14, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, у дома в„– 45, для использования под временный магазин.
Предприниматель обратилась в Минимущество с заявлением от 10.02.2015 о предоставлении вышеуказанного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством в„– 2293а-2011/2016, в собственность за выкуп, под выставочный зал без устройства фундамента.
Минимущество уведомлением от 25.02.2015 в„– 12-2/0028/15 отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка, ввиду нецелесообразности с учетом статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ссылаясь на то, что продажа земельного участка, находящегося в аренде, лишит бюджет Самарской области источника формирования в виде арендных платежей.
ИП Якубович И.П., полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как правильно указали суды, порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в спорный период регулировался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 в„– 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01.07.2006 осуществляет Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74 с учетом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара (далее - постановление от 21.06.2006 в„– 74).
Согласно пункту 2.1 постановления от 21.06.2006 в„– 74 граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Минимущество заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении в„– 1 к настоящему Порядку.
Пунктом 2.4 постановления от 21.06.2006 в„– 74 установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Минимущество в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Пунктами 2.9 - 2.13 постановления от 21.06.2006 в„– 74 определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
Суд апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в порядке статьи 71 АПК РФ, установив отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 4 статьи 28, статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением от 21.06.2006 в„– 74, для отказа в предоставление земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов в форме аукциона, пришел к выводу, что оспариваемый отказ Минимущества, изложенный в уведомлении от 25.02.2015 в„– 12-2/0028/15, противоречит требованиям действующего на тот период законодательства, в связи с чем удовлетворил требования предпринимателя в указанной части.
В порядке восстановления нарушенного права, суд апелляционной инстанции обязал администрацию по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о проведении аукциона по продаже спорного земельного участка.
Судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции при вынесении постановления не было учтено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 3 АПК РФ судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Постановлением Правительства Самарской области от 18.03.2015 в„– 124 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области" признано утратившим силу постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", вступившее в силу со дня официального опубликования (20.03.2015 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru).
При этом в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу с 01.03.2015.
Таким образом, у суда отсутствовали правовые основания для возложения на администрацию обязанности принять решение о проведении аукциона по продаже спорного земельного участка в порядке, установленном постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74, которое было принято с учетом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей с 01.03.2015, предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Между тем, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 в„– 1300).
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, законодательством, действующим на момент принятия судом апелляционной инстанции обжалуемого судебного акта, предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения на них нестационарных торговых объектов.
Как указывалось выше, на испрашиваемом обществом земельном участке находится нестационарный торговый объект, фактически земельный участок испрашивается также под нестационарный торговый объект, в связи с чем использование данного земельного участка возможно без его предоставления, а нестационарный торговый объект может быть размещен на данном земельном участке на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
При этом положения пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018, на спорные правоотношения не распространяются.
После утверждения схемы расположения спорного земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет, между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и ИП Якубович И.П. был заключен договор аренды земельного участка от 09.07.2012 в„– 2293а-2011/2016, предметом которого являлся земельный участок с кадастровым номером 63:01:0704005:14, что следует из заявления предпринимателя.
Таким образом, ИП Якубович И.П. уже реализовала свое право на предоставление земельного участка в аренду на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 в части понуждения администрации по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Якубович И.П. путем подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка площадью 77 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, у дома в„– 45, под выставочный зал без устройства фундамента, отменить.
Поскольку судами фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять в отмененной части новый судебный акт.
В порядке восстановления нарушенного права заявителя обязать администрацию рассмотреть в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, заявление ИП Якубович И.П. о предоставлении земельного участка площадью 77 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, у дома в„– 45, под выставочный зал без устройства фундамента.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 по делу в„– А55-12083/2015 в части обязания администрации городского округа Самары устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Якубович Ирины Павловны, путем подготовки и организации по заявлению индивидуального предпринимателя Якубович Ирины Павловны от 10 февраля 2015 года аукциона по продаже земельного участка площадью 77 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, у дома в„– 45, под выставочный зал без устройства фундамента, в порядке, установленном действующим законодательством, отменить.
В указанной части принять новый судебный акт.
Обязать администрацию городского округа Самара по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Якубович Ирины Павловны путем рассмотрения в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, заявления индивидуального предпринимателя Якубович Ирины Павловны о предоставлении земельного участка площадью 77 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0704005:14, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, у дома в„– 45, для размещения выставочного зала без устройства фундамента.
В остальной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
С.Ю.МУРАВЬЕВ


------------------------------------------------------------------