Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.04.2016 N Ф06-5869/2016 по делу N А55-11794/2015
Требование: О признании незаконными решений регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации перехода права собственности, об обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что представленные на государственную регистрацию документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доводы регистрирующего органа подтверждены, установлено, что была нарушена процедура предоставления спорного земельного участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2016 г. в„– Ф06-5869/2016

Дело в„– А55-11794/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.07.2015 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Бажан П.В., Юдкин А.А.)
по делу в„– А55-11794/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Биг Хаус", г. Самара (ОГРН 1116319004086, ИНН 6319151157) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство строительства Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Биг Хаус" (далее - ООО "Биг Хаус") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным решения от 17.04.2015 в„– 63/001/001/2015-6835 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 26.02.2015 в„– 962 земельного участка, площадью 1924 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0736003:902, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Корсунский переулок, под строительство склада и об обязании Управления Росреестра по Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации договора аренды от 26.02.2015 в„– 962 земельного участка, площадью 1924 кв. м с кадастровым номером 63:01:0736003:902, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара. Промышленный район, Корсунский переулок, под строительство склада.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2015 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.07.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015, в удовлетворении заявления ООО "Биг Хаус" отказано.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 03.04.2012 ООО "Биг Хаус" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка площадью 1924 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - склада, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, Корсунский переулок (л.д. 33 т. 1).
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 24.04.2014 в„– РД-504 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1924 кв. м по Корсунскому переулку в Промышленном районе г. Самары для строительства склада (л.д. 81-83 т. 1).
Приказом Министерства строительства Самарской области от 30.10.2014 в„– 459-п утвержден акт о выборе земельного участка площадью 1924 кв. м для строительства склада по Корсунскому переулку в Промышленном районе г. Самары (л.д. 84 - 89 т. 1).
26 февраля 2015 года между ООО "Биг Хаус" и Министерством строительства Самарской области заключен договор в„– 962 аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0736003:902, находящийся по адресу: г. Самара, Промышленный район, Корсунский переулок, площадью 1 924 кв. м для строительства склада (л.д. 92 - 96 т. 1).
05 марта 2015 года ООО "Биг Хаус" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации вышеуказанного договора аренды земельного участка (л.д. 106 т. 1).
Управление сообщением от 17.04.2015 в„– 63/001/001/2015-6835 отказало обществу в государственной регистрации вышеуказанного договора аренды земельного участка, поскольку не соблюдена процедура предоставления земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах", согласно которому предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только лишь путем проведения торгов. Документы, подтверждающие предоставление земельного участка с учетом положений вышеуказанного нормативного акта с проведением торгов, к заявлению о государственной регистрации не приложены (л.д. 114 - 116 т. 1).
ООО "Биг Хаус" считая отказ в государственной регистрации договора аренды земельного участка незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции до 01.03.2015 (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ в регистрации договора аренды спорного участка не противоречит действующему законодательству.
Суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1.1 статьи 30 ЗК РФ, введенному Федеральным законом от 27.12.2009 в„– 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Такой перечень в Самаре установлен постановлением от 09.11.2012 в„– 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" (далее - Постановление в„– 639), которое вступило в действие 23.11.2012. С указанной даты предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства объектов производства, могло осуществляться исключительно на торгах.
Судами установлено, что ООО "Биг Хаус" до 23.11.2012 не приобрел каких-либо прав в отношении спорного земельного участка, и на момент вступления в силу Постановления в„– 639 не был утвержден акт выбора этого участка для строительства и не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Принимая во внимание, что была нарушена процедура предоставления спорного земельного участка, предусмотренная действующим законодательством, суд пришел к выводу, что Управление Росреестра по Самарской области правильно отказало в государственной регистрации договора аренды земельного участка на основании пункта 1 статьи 20 Закона в„– 122-ФЗ.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что на спорные правоотношения не распространяется действие Постановления в„– 639, в связи с чем выводы суда являются неправильными, судебной коллегией отклоняется.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 в„– 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Данная норма означает, что с момента вступления в силу нормативного правового акта, которым предусмотрено предоставление определенных земельных участков на торгах, земельные участки не могут быть предоставлены в ином порядке, а установленные им ограничения должны учитываться уполномоченными органами при рассмотрении заявления заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен Постановлением в„– 639 которое в соответствии с пунктом 5 вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна" от 13.11.2012 в„– 418 (28346), то есть 23.11.2012.
Таким образом, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, в том числе для строительства объектов бытового обслуживания, исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950).
Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав. Пунктом 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 в„– 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Таким образом, учитывая специфику статей 30, 31 ЗК РФ, гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя о его предоставлении, а после принятия решения о предоставлении такого земельного участка на определенном праве.
Принимая во внимание, что на момент вступления в силу Постановления в„– 639 акт о выборе спорного участка не был утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято, публичное информирование произведено не было, суд пришел к правильному выводу, что в данном случае ООО "Биг Хаус" до 23.11.2012 не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представило бесспорных доказательств того, что приобрел бы эти права, если бы положения Постановления в„– 639 не были применены.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая, что суды первой и апелляционной инстанций установили фактические обстоятельства спора, оценили имеющиеся в деле доказательства, правильно применили к отношениям сторон нормы материального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления по доводам, приведенным в жалобах. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 22.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 по делу в„– А55-11794/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ


------------------------------------------------------------------