Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 N Ф06-1581/2015 по делу N А65-26040/2014
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, понуждении предоставить обществу в аренду указанный земельный участок.
Обстоятельства: Отказ мотивирован изменением площади земельного участка, нарушением законодательства при процедуре выбора земельного участка и при информировании о предстоящем предоставлении земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оснований для предоставления обществу в аренду земельного участка не установлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2016 г. в„– Ф06-1581/2015

Дело в„– А65-26040/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости и оценки" - Айдуловой О.В. (доверенность от 20.02.2016), Салихова М.М. (доверенность от 26.10.2015)
муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Ахмадеевой Н.Н. (доверенность от 16.09.2015 в„– 14101/кзио-исх),
муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани" - Ахмадеевой Н.Н. (доверенность от 14.09.2015 в„– 8311/ИК),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости и оценки"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2015 (судья Назырова Н.Б.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу в„– А65-26040/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости и оценки" (ОГРН 1091690047778, ИНН 1655181991), г. Казань, к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани", г. Казань, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и понуждении устранить допущенные нарушения, при участии третьих лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости и оценки" (далее - ООО "Центр недвижимости и оценки", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани") об отказе в предоставлении обществу в аренду земельного участка площадью 36 019 кв. м с кадастровым номером 16:50:172025:194, изложенного в письме от 27.10.2014 в„– 19497/КЗИО-ИСХ; понуждении МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани" и "Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - ИК МО г. Казани) предоставить ООО "Центр недвижимости и оценки" в аренду указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2015 отменено. Суд признал незаконным решение МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани" об отказе в предоставлении ООО "Центр недвижимости и оценки" в аренду земельного участка площадью 36019 кв. м с кадастровым номером 16:50:172025:194, изложенный в письме от 27.10.2014 в„– 19497/КЗИО-ИСХ и обязал МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. В удовлетворении требований к ИК МО г. Казани отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23.11.2015 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2015 оставлено без изменения.
ООО "Центр недвижимости и оценки", не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2015 и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представители ООО "Центр недвижимости и оценки", явившиеся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали.
Представитель МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани" и ИК МО г. Казани, явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением ИК МО г. Казани от 22.05.2014 в„– 2723 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости и оценки" места размещения объектов в жилом массиве Кояшлы", утверждены акт о выборе и схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 46 216 кв. м в жилом массиве Кояшлы, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 16:50:172025:104 (категория земель - земли населенных пунктов), а также принято предложение общества о размещении объектов отдыха и туризма на этом земельном участке и установлен вид разрешенного использования: объекты отдыха и туризма; срок действия постановления определен в три года.
На основании заявления ООО "Центр недвижимости и оценки", постановлением ИК МО г. Казани от 26.08.2014 в„– 5128 в подпункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.5 приложения в„– 1 постановления от 22.05.2014 в„– 2723 внесены изменения, согласно которым площадь земельного участка составляет 36 019 кв. м, а также утверждена иная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Земельный участок площадью 36 019 кв. м по адресу: РТ, г. Казань, Приволжский район, жилой массив Кояшлы, сформирован и поставлен на кадастровый учет 07.10.2014 с присвоением кадастрового номера 16:50:172025:194.
ООО "Центр недвижимости и оценки" обратилось в МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани" с заявлением от 08.10.2014 в„– 6 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:50:172025:194 и заключении договора аренды земельного участка.
МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани" письмом от 27.10.2014 в„– 19497/КЗИО-ИСХ отказало обществу в заключении договора аренды земельного участка, поскольку была изменена площадь земельного участка с 46 216 кв. м на 36 019 кв. м и правомерность принятия решения о предоставлении указанного земельного участка вызывает сомнения. Кроме того, МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани" указало, что в Татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации поступила жалоба жителей жилищного комплекса "Кояшлы" о нарушении законодательства при процедуре выбора земельного участка и информировании о предстоящем предоставлении земельного участка.
ООО "Центр недвижимости и оценки", полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что органом местного самоуправления не осуществлялось публичное информирование населения в средствах массовой информации о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства, пришли к выводу о том, что постановление ИК МО г. Казани от 26.08.2014 в„– 5128 принято с нарушением статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о том, что процедура предоставления земельного участка, предусмотренная статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей до 01.03.2015, была соблюдена, при этом требование о публичном информировании населения в средствах массовой информации о возможном или предстоящем предоставлении вышеуказанного земельного участка для строительства, предусмотренное пунктом 3 статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации, носит исключительно информационный характер, поскольку не предоставляет иным лицам прав на испрашиваемый земельный участок, и не может служить основанием для отказа в предоставлении заявителю спорного земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, судебной коллегией отклоняется.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на момент возникновения спорных отношений был регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта состоит из нескольких этапов, по завершении каждого из которых уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления принимает решения, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации: после завершения выбора земельного участка по правилам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации такой орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое в свою очередь является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в порядке, установленном статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом каждый из этапов предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта должен соответствовать требованиям действующего законодательства.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
После определения участков, подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, не ограничивал существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливал каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В случае, если на земельный участок претендуют нескольких лиц, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Указанная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 в„– 4224/10.
В Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани от 06.03.2014 в„– 8 (239) опубликована информация о поступлении заявления о выборе земельного участка площадью 46 216 кв. м в жилом массиве "Кояшлы" для размещения объектов отдыха и туризма с предварительным согласованием места размещения объекта.
Между тем, как правильно указали суды, данное информационное сообщение не может быть учтено при рассмотрении настоящего дела, поскольку в последующем, постановлением ИК МО г. Казани от 26.08.2014 в„– 5128 в подпункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.5 приложения в„– 1 постановления от 22.05.2014 в„– 2723 внесены изменения, согласно которым площадь земельного участка составляет 36 019 кв. м, а также утверждена иная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Таким образом, органом местного самоуправления не осуществлялось публичное информирование населения в средствах массовой информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 36 019 кв. м для строительства объектов отдыха и туризма.
Поскольку постановление ИК МО г. Казани от 26.08.2014 в„– 5128, которым были внесены изменения в постановление от 22.05.2014 в„– 2723, было принято с нарушением процедуры, предусмотренной статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что данные ненормативные акты не могут служить основанием для предоставления обществу в аренду земельного участка площадью 36 019 кв. м с кадастровым номером 16:50:172025:194.
При этом в рамках настоящего дела не проверялась законность принятия постановления от 22.05.2014 в„– 2723, которым утверждены акт о выборе и схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 46 216 кв. м в жилом массиве "Кояшлы", образуемого из земельного участка с кадастровым номером 16:50:172025:104, поскольку в последующем в данное постановление были внесены изменения постановлением ИК МО г. Казани от 26.08.2014 в„– 5128, которое, как указано выше, было принято с нарушением требований действующего законодательства и в силу абзаца тринадцатого статьи 12 Гражданского кодекса не подлежит применению и не может являться основанием для предоставление спорного земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Между тем, в случае если постановление от 22.05.2014 в„– 2723 не противоречит требованиям действующего законодательства, общество не лишено возможности продолжить процедуру предоставления земельного участка площадью 46 216 кв. м по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, что предусмотрено пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что требования ООО "Центр недвижимости и оценки" о признании незаконным решения МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани" об отказе в предоставлении обществу в аренду земельного участка площадью 36 019 кв. м с кадастровым номером 16:50:172025:194, изложенного в письме от 27.10.2014 в„– 19497/КЗИО-ИСХ, и понуждении предоставить в аренду указанный земельный участок, необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 по делу в„– А65-26040/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.

Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
В.А.КАРПОВА


------------------------------------------------------------------