Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 N Ф06-7204/2016 по делу N А55-10240/2015
Требование: 1) О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка; 2) Об обязании устранить допущенные нарушения прав путем принятия решения о предоставлении участка по цене 2,5 процента его кадастровой стоимости, направлении проекта договора купли-продажи.
Решение: 1) Требование удовлетворено, поскольку общество является собственником расположенных на участке зданий, факт наличия на участке защитных сооружений гражданской обороны не установлен; 2) Дело в части передано на новое рассмотрение, поскольку не выяснены обоснованность испрашиваемой площади участка и основание применения льготной цены выкупа, не оценена кадастровая документация по вопросу наличия сведений о границах участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2016 г. в„– Ф06-7204/2016

Дело в„– А55-10240/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
заявителя - Ижмуковой Ю.М. (доверенность от 12.01.2016),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новокуйбышевский завод катализаторов"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2015 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу в„– А55-10240/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новокуйбышевский завод катализаторов", г. Новокуйбышевск Самарской области, к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, при участии третьих лиц: администрации г.о. Новокуйбышевск, Главного управления МЧС России по Самарской области, г. Самара, открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Самара, федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Москва, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Новокуйбышевский завод катализаторов" (далее - общество, ООО "НЗК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к территориальному управлению Росимущества в Самарской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества) о признании незаконным отказа ТУ Росимущества в предоставлении в собственность обществу земельного участка площадью 127 355 кв. м, с кадастровым номером 63:04:0301025:29, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод", оформленный письмом от 10.03.2015 в„– 2531 и об обязании ТУ Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении в собственность обществу земельного участка площадью 127 355 кв. м, с кадастровым номером 63:04:0301025:29, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (по цене 2,5% от кадастровой стоимости), и направления в адрес общества проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены администрация г.о. Новокуйбышевск, главное управление МЧС России по Самарской области, открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное агентство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2015 заявленные требования удовлетворены частично, признан незаконным отказ ТУ Росимущества в предоставлении в собственность ООО "НЗК" земельного участка площадью 127 355 кв. м, с кадастровым номером 63:04:0301025:29, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод", оформленный письмом от 10.03.2015 в„– 2531.
Суд обязал ТУ Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом заявления ООО "НЗК" о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность и документов, указанных в приложении к письму заявителя от 24.12.2014 в„– 2724.
В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что в результате принятия ТУ Росимущества необоснованного отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом было фактически лишено возможности оценить дополнительные материалы, представленные обществом, и принять соответствующее решение, кроме того, согласно положениям действующего законодательства судебные акты не могут подменять собой решений уполномоченных органов государственной власти по вопросам, находящихся в их исключительной компетенции.
В кассационной жалобе ООО "НЗК", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты в части обязания направить в Федеральное агентство заявление общества предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что суды пришли к противоречащему существующей судебной практике выводам о том, что полномочия по распоряжению спорным земельным участком, площадь которого превышает 10 га, находятся в исключительной компетенции Федерального агентства.
В судебном заседании представитель ООО "НЗК" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что судебные акты в части обязания подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, и установлено судебными инстанциями, между администрацией г. Новокуйбышевска (арендодатель) и ООО "НЗК" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 22.03.2001 в„– 1028 (в редакции дополнительных соглашений от 09.07.2007 в„– 1, от 31.12.2013 в„– 2), по условиям которого арендатору предоставляется в аренду с 01.01.2001 земельный участок с кадастровым номером 63:04:0301025:0032.
Впоследствии ООО "НЗК" в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировало право собственности на следующие объекты недвижимости: склад готовой продукции общей площадью 2965,2 кв. м; нежилое здание общей площадью 380,7 кв. м; нежилое здание общей площадью 1347,7 кв. м; модульная трансформаторная подстанция общей площадью 38,4 кв. м; нежилое здание общей площадью 128,90 кв. м; нежилое здание общей площадью 671,10 кв. м; нежилое здание общей площадью 210,3 кв. м; склад площадью 806,70 кв. м; нежилое здание общей площадью 1378,20 кв. м; нежилое здание общей площадью 901,50 кв. м; нежилое здание общей площадью 13,90 кв. м; нежилое здание общей площадью 257,50 кв. м; нежилое здание общей площадью 177,10 кв. м; нежилое здание общей площадью 731,40 кв. м; нежилое здание общей площадью 151,50 кв. м; нежилое здание общей площадью 6328,70 кв. м; нежилое здание общей площадью 3950,30 кв. м; железнодорожные пути, расположенные по адресу: Самарская область, г Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09.04.2004, от 29.03.2004, от 20.01.2014, от 18.07.2011, от 21.01.2014, от 03.12.2012.
Указанные объекты расположены на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 63:04:0301025:29 (предыдущий номер 63:04:0301025:0032), что подтверждается кадастровой выпиской от 15.12.2014.
Право собственности на земельный участок площадью 127 355 кв. м, с кадастровым номером 63:04:0301025:29 за Российской Федерацией зарегистрировано 19.08.2011, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 63-АЖ в„– 446983.
ООО "НЗК" обратилось в ТУ Росимущество с заявлением от 19.03.2012 о предоставлении земельного участка 63:04:0301025:0032, площадью 127 355 кв. м, в собственность с приложением соответствующего пакета документов.
ТУ Росимущество в соответствии с пунктом 4.8 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 в„– 278, направило пакет документов в Росимущество, которое письмом от 11.02.2013 в„– ПП-10/5248 возвратило, изложив соответствующие замечания, выявленных в ходе обследования испрашиваемого земельного участка, и поручив представить в Росимущество предложения по приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации использование указанного земельного участка.
Так, специалистами ТУ Росимущества с 16.08.2012 по 27.08.2012 проведена проверка фактического использования земельного участка с кадастровым номером 63:04:0301025:29, по результату которого составлен акт от 28.08.2012 в„– 73/87-2012, согласно которому на спорном земельном участке расположено три постройки, сведения о которых в ТУ Росимущества отсутствуют.
ООО "НЗК" 24.12.2014 с учетом замечаний Росимущества представил в адрес ТУ Росимущества доработанный пакет документов.
Письмом от 10.03.2015 в„– 2531 ТУ Росимущества отказало обществу в предоставлении в собственность спорного земельного участка в связи с наличием запрета на приватизацию земельного участка, установленного законодательством Российской Федерации, при этом ссылалось на письмо Главного управления МЧС России по Самарской области от 24.02.2015 в„– 2012-3-3-6, согласно которому на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" расположено пять защитных сооружений гражданской обороны, и возвратило представленный пакет документов.
Общество, полагая данный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Анализ имеющихся в деле доказательств и принятых судебных актов в оспариваемой части показал, что судами двух инстанций оставлены без рассмотрения и оценки ряд обстоятельств и документов, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015 (на момент спорных правоотношений), исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 этой же статьи предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В спорный период действовал Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 в„– 475 (далее - Перечень документов).
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 этой же статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
По общим правилам пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В пункте 5 названной нормы определены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, которые предоставлены для обеспечения обороны и безопасности.
Суды двух инстанций, осуществляя проверку права на приватизацию испрашиваемого земельного участка, установили, что общество является собственником сооружений, зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 63:04:0301025:29, тем самым обладает исключительными правами на приобретение объекта земельных отношений.
Согласно решению ТУ Росимущества от 10.03.2015 в„– 2531 основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность послужило письмо главного управления МЧС России по Самарской области от 24.02.2015 в„– 2012-3-3-6, в котором было указано, что на спорном земельном участке находится пять защитных сооружений гражданской обороны.
Иных правовых оснований уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим предоставление земельного участка, не указано.
Вместе с тем из анализа условий договора аренды земельного участка от 22.03.2001, кадастровой выписки о земельном участке от 15.12.2014 (включая схему и сведения о земельном участке), а также последующего письма главного управления МЧС России по Самарской области безусловно свидетельствует о том, что на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 63:04:0301025:29 объекты гражданской обороны отсутствуют.
Признав незаконным отказ ТУ Росимущества, оформленный письмом от 10.03.2015 в„– 2531, судебные инстанции установили несоответствие его статьям 27, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период).
Поскольку в указанной части требований судебные акты не оспариваются, суд кассационной инстанции исходил из достигнутой между сторонами правовой определенности.
Между тем при применении пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды двух инстанций не учли специфику спорных правоотношений.
ТУ Росимущества ссылается на то, что в соответствии с пунктом 4.1.14 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 в„– 278, Территориальное управление не вправе самостоятельно предоставлять земельные участки площадью свыше 10 га.
В связи с тем, что площадь испрашиваемого заявителем земельного участка превышает этот показатель, поэтому ТУ Росимущество направило в Росимущество пакет документов по вопросу предоставления в аренду земельного участка для рассмотрения и направления соответствующего поручения.
Указанные обстоятельства позволяют заинтересованному лицу полагать, что им выполнены все необходимые действия, в рамках предоставленных ему полномочий, прямо предусмотренных законодательством в отношении заявителя, следовательно, незаконность действий не доказано.
Однако в соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
В соответствии со статьями 5, 6 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" заявители имеют право, а соответствующие государственные органы обязаны оказать государственную услугу в установленный срок в соответствии с административными регламентами.
Согласно пункту 2.2 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 в„– 622 (далее - Административный регламент) услугу по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости предоставляет Росимущество, а также и территориальные органы Росимущества.
При этом ограничения по возможности обратиться с заявлением в тот или иной государственный орган, в зависимости от площади земельного участка, законодателем не установлены.
В данном случае заявление о предоставлении земельного участка в собственность подано ООО "НЗК" в ТУ Росимущества.
В соответствии с пунктом 2.6 Административного регламента государственная услуга предоставляется в срок, не позднее 2-х месяцев со дня регистрации заявления в Росимуществе или в территориальном органе Росимущества.
В силу положений пункта 2.5 Административного регламента результатом оказанной услуги является предоставление в аренду либо отказа в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка, чего в рассматриваемой ситуации заинтересованным лицом выполнено не было.
Таким образом, заинтересованным лицом государственная услуга "по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости" в установленный срок заявителю не оказана. Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
При таких обстоятельствах судебные инстанции, принимая судебные акты в части обязания ТУ Росимущества направить запрос в Федеральное агентство по вопросу предоставления испрашиваемого земельного участка, ошибочно исходили из порядка, установленного для внутриведомственных отношений между территориальным управлением и Федеральным агентством, не учитывая сроки, установленные федеральным законом, для принятия решения о выкупе земельного участка и требования Административного регламента. Тем самым нарушив принцип соотношения баланса частных и публичных прав.
Данные правовые подходы судов противоречат позициям, сформированным при рассмотрении других дел в„– А55-5114/2015, А55-24273/2012, А55-12195/2013, А55-28494/2012.
Не были предметом судебной оценки и основания для применения особого порядка определения цены выкупа.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ), содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона в„– 137-ФЗ до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.В качестве другого основания для приобретения земельного участка по цене 2,5% устанавливается и в пункте 2.2 *** Закона в„– 137-ФЗ.
Правовые подходы по применению названных норм отражены в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2016 в„– 305-ЭС15-16104.
Однако правовые основания для приобретения земельного участка по льготной цене судами не исследовались.
Согласно пункту 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 39.20, подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 и пункта 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент разрешения спора) земельный участок, находящийся в государственной собственности, не может быть предоставлен, если границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Эти существенные для дела обстоятельства не проверены, оценка доказательств в судебных актах по этому вопросу не отражена.
При таких обстоятельствах судебные акты в оспариваемой части подлежат отмене как принятые по неполно исследованным обстоятельствам дела, а также с нарушением норм действующего законодательства.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать доказанность и обоснованность испрашиваемой площади земельного участка, а также основание для применения льготного размера выкупа (2,5% кадастровой стоимости), кроме того, оценить кадастровую документацию земельного объекта по вопросу наличия сведений о границах участка.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 по делу в„– А55-10240/2015 в части обязания территориальное управление Росимущества в Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом заявления общества с ограниченной ответственностью "Новокуйбышевский завод катализаторов" о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность и документов, указанных в приложении к письму заявителя от 24.12.2014 в„– 2724, отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Судебные расходы по кассационной жалобе распределить арбитражному суду, вновь рассматривающему дело.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН

Судьи
В.А.КАРПОВА
Р.В.АНАНЬЕВ


------------------------------------------------------------------