Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2016 N Ф06-6783/2016 по делу N А72-8153/2015
Требование: О взыскании задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения.
Обстоятельства: Ресурсоснабжающая организация сослалась на то, что учреждение не оплатило оказанные ему услуги по водоснабжению и водоотведению.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не учтены изменения в законодательстве в сфере водоснабжения, не дана надлежащая оценка доводам учреждения, не проверен расчет задолженности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2016 г. в„– Ф06-6783/2016

Дело в„– А72-8153/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
при участии представителя:
ответчика: Федеральной службы исполнения наказаний - Косова А.С. (доверенность от 18.05.2015 в„– 17/ТО/21-381),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, г. Москва
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.09.2015 (судья Черланова Е.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 (председательствующий судья Кузнецов С.А., судьи Демина Е.Г., Шадрина О.Е.)
по делу в„– А72-8153/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ульяновский областной водоканал", г. Ульяновск (ИНН 7728778215, ОГРН 1117746565551) к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония в„– 3 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области", Ульяновская область, г. Димитровград (ИНН 7302014651, ОГРН 1027300538066) к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, г. Москва (ИНН 7706562710, ОГРН 1047797031479) о взыскании основного долга, с участием третьего лица: муниципального унитарного предприятия "Гортепло",

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ульяновский областной водоканал" (далее - ООО "Ульяновскоблводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония в„– 3 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" (далее - ФКУ ИК в„– 3) и Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН) о взыскании 1 232 955 руб. задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения за период с 01.03.2015 по 30.04.2015.
Определением суда первой инстанции от 22.06.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Гортепло" (далее - МУП "Гортепло").
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.09.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФСИН обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Указывает, что через водопроводные сети ФКУ ИК-3 осуществляется также водоснабжение котельной в„– 27, расположенной на территории исправительного учреждения.
С 2011 года здание указанной котельной использовало в производственной деятельности Димитровградское муниципальное унитарное предприятие котельных и тепловых сетей, а впоследствии - МУП "Гортепло".
Полагает, что обязанность по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, оказанных истцом в отношении котельной в„– 27 в спорный период, лежит на правообладателе котельной (МУП "Гортепло").
Обращает также внимание, что на входе водопровода в котельную МУП "Гортепло" установлен прибор учета, который фиксирует объемы воды, потребленные котельной из водопровода ФКУ ИК в„– 3, то есть имеется техническая возможность определить объемы воды, потребленные в спорный период непосредственно ФКУ ИК в„– 3.
Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 09.12.2014 в„– 06-73 5 на период с 01.01.2015 по 31.12.2015 установлены тарифы на транспортировку воды для ФКУ ИК в„– 3 на территории муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской области.
Следовательно, ФКУ ИК в„– 3 по отношению к объемам воды, получаемой котельной в„– 27, является транзитной организацией, не несущей обязательств по оплате услуг водоснабжения данного хозяйственного объекта.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании 29.03.2016 был объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 05.04.2016.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ФКУ ИК в„– 3 владеет на праве оперативного управления нежилыми помещениями, расположенными по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Осипенко, д. 22, водоснабжение и водоотведение которых производится через сети ООО "Ульяновскоблводоканал".
Договор холодного водоснабжения и водоотведения на 2015 год между сторонами не заключался ввиду наличия разногласий по существенным условиям договора.
Согласно расчету истца задолженность ответчика за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения за период с 01.03.2015 по 30.04.2015 составляет 1 232 955 руб.
Расчет стоимости ХВП произведен истцом на основании показаний приборов учета ХВП и установленного для истца тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
Объем водоотведения принят истцом равным объему холодного водоснабжения (ХПВ), стоимость услуги водоотведения определена с применением установленного тарифа на водоотведение.
Довод ФКУ ИК в„– 3 о необходимости исключения из заявленных истцом объемов объема услуг, приходящегося на нужды котельной, находящейся на территории ФКУ ИК в„– 3, осуществляющей производство тепловой энергии и горячей воды для жилых домов и иных объектов города Димитровграда, отклонен судами, по мотиву того, что котельная МУП "Гортепло" не имеет непосредственного присоединения своих сетей к сетям ООО "Ульяновскоблводоканал", а также по мотиву, что указанный довод был предметом рассмотрения по иным спорам за предыдущие годы и что схема водоснабжения и водоотведения ФКУ ИК в„– 3 и МУП "Гортепло" с 2013 года не изменилась.
Однако судами не учтено следующее.
Ранее, при рассмотрении дел о взыскании с ФКУ ИК в„– 3 задолженности по водоснабжению и водоотведению в пользу ООО "Ульяновскоблводоканал" суды (которые поддерживали позицию истца) исходили из того, что МУП "Гортепло" по отношению к ФКУ ИК в„– 3 является субабонентом, осуществляющим водопотребление и водоотведение через сети ФКУ ИК-3.
При рассмотрении настоящего дела судами не учтены изменения в законодательстве в сфере водоснабжения, в частности, изменение понятия "абонент", появление понятия "транзитной организации", не проверены доводы ответчика об установлении тарифов на транспортировку воды для ФКУ ИК в„– 3.
Между тем, указанные обстоятельства в своей совокупности влекут изменение концептуального подхода к оценке правоотношений, сложившихся между истцом, ответчиком, третьим лицом в рассматриваемый период.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно положениям пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Таким образом, для возникновения отношений по ресурсоснабжению необходимо наличие присоединенной сети к сетям ресурсоснабжающей организации, произведенное в установленном порядке, при этом указанное присоединение может быть как непосредственным, так и опосредованным (через сети третьих лиц либо бесхозяйные сети).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон в„– 416-ФЗ) по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пункту 15 статьи 2 Закона в„– 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Постановлением Правительства Российской Федерации 29.07.2013 в„– 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила в„– 644), вступившие в силу с 14.08.2013, которые регулируют отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой) воды из централизованной системы холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Понятие абонента, приведенное в пункте 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 в„– 167, не соответствует аналогичному понятию, приведенному в статье 2 Закона в„– 416-ФЗ.
Нормы пункта 1 рассматриваемой статьи регламентируют понятие абонента в качестве физического (юридического) лица, заключившего или обязанного заключить 3 категории договоров: договор горячего (холодного) водоснабжения (обозначен в статье 13 Закона); договор водоотведения (обозначен в статье 14 Закона); единый договор холодного водоснабжения и водоотведения (обозначен в статье 15 Закона).
Также в действующем законодательстве в сфере водоснабжения, водоотведения в рассматриваемый период отсутствует понятие "субабонент".
Вместе с тем, Правилами в„– 644 введено понятие "транзитная организация" - организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.
В соответствии со статьей 16 Закона в„– 416-ФЗ по договору по транспортировке горячей или холодной воды организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.
Оплата услуг по транспортировке воды осуществляется по тарифам на транспортировку воды.
На основании пункта 3 статьи 11 Закона в„– 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
В соответствии с подпунктом "р" пункта 35 Правил в„– 644 абонент обязан предоставлять иным абонентам и транзитным организациям возможность подключения (технологического присоединения) к водопроводным и (или) канализационным сетям, сооружениям и устройствам, принадлежащим на законном основании абоненту, только при наличии согласования с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Из анализа положений Закона в„– 416-ФЗ и Правил в„– 644 следует, что транспортировка воды (сточных вод) является перемещением воды (сточных вод), осуществляемым с использованием водопроводных (канализационных) сетей и возможна только в случае присоединения прямого или опосредованного (через другие транзитные организации) к сетям собственника или иного законного владельца прочих абонентов.
Согласно утверждениям истца, приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 09.12.2014 в„– 06-738 на период с 01.01.2015 по 31.12.2015 установлен тариф на транспортировку воды для ФКУ ИК в„– 3 на территории муниципального образования "город Димитровград" Ульяновской области.
Таким образом, МУП "Гортепло", получающее холодную воду, несмотря на отсутствие непосредственного присоединения к сетям истца, должно быть признано его фактическим абонентом, пока не доказано, что услуги по водоснабжению и водоотведению оказывались МУП "Гортепло" иными, отличными от истца, организациями водопроводно-канализационного хозяйства.
При подтверждении статуса ФКУ ИК в„– 3 как транзитной организации, последнее и МУП "Гортепло" являются самостоятельными абонентами истца, каждый из которых несет обязательства по оплате потребленного им количества воды и оказанной ему услуги водоотведения, что влечет необходимость определения объема водоснабжения, потребленного именно ответчиком, за вычетом объема ХВС, полученного МУП "Гортепло", и объема услуги водоотведения, оказанной только ответчику.
Данные обстоятельства, а также расчеты ответчика судами не проверялись и надлежащим образом не исследовались.
Поскольку судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не применены нормы права, подлежащие применению, принятые по делу судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения отмеченных нарушений и разрешения спора в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 по делу в„– А72-8153/2015 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
Г.Н.МАХМУТОВА
С.А.ФИЛИМОНОВ


------------------------------------------------------------------