Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.04.2016 N Ф06-7526/2016 по делу N А12-37188/2015
Требование: О признании недействительным распоряжения уполномоченного органа о резервировании земель для государственных нужд.
Обстоятельства: Заявитель полагал, что оспариваемый акт в части установления срока резервирования земельного участка нарушает его права и законные интересы.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку работы по реконструкции автомобильной дороги, обусловленные подготовкой к чемпионату мира по футболу в 2018 году, подлежат завершению до начала проведения чемпионата, резервирование земель на больший срок не соответствует целевому назначению резервирования земель.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2016 г. в„– Ф06-7526/2016

Дело в„– А12-37188/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
при участии представителя:
заявителя - Антипова В.В., доверенность от 01.09.2015,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.10.2015 (судья Середа Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу в„– А12-37188/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Концерн "Премиум Капитал" (ОГРН 1037709004585, ИНН 7709401220) к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1023403453072, ИНН 3444080684) о признании недействительным пункта 1 распоряжения от 23.12.2014 в„– 581-р в части,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Концерн "Премиум Капитал" (далее - ООО "Концерн "Премиум Капитал", общество, заявитель) обратилось к Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 распоряжения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 23.12.2014 в„– 581-р "О резервировании земель для государственных нужд Волгоградской области" в части срока резервирования земельного участка с кадастровым номером 34:34:030047:13.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.10.2015 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным пункт 1 распоряжения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 23.12.2014 в„– 581-р "О резервировании земель для государственных нужд Волгоградской области" в части срока резервирования земельного участка с кадастровым номером 34:34:030047:13, как не соответствующий требованиям статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обязал Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет) внести в пункт 1 распоряжения от 23.12.2014 в„– 581-р "О резервировании земель для государственных нужд Волгоградской области" изменения в части установления срока резервирования земельного участка с кадастровым номером 34:34:030047:13 с учетом положений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 в„– 518 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", постановлением Правительства Волгоградской области от 08.07.2013 в„– 327-п "О подготовке автомобильных дорог Волгограда к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года", Соглашением о взаимодействии в реализации мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции автомобильных дорог Волгограда от 15.08.2013 в„– 05-Д/302/341-1, постановлением Правительства Волгоградской области от 08.12.2014 в„– 77-п "Об утверждении основной части проекта планировки территории и проекта межевания территории по объекту "Реконструкция автомобильной дороги "Шоссе Авиаторов" от международного аэропорта Волгоград до ул. Историческая (Самарский разъезд)", и сроков проведения чемпионата мира по футболу в Российской Федерации в 2018 году.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Комитет обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), нарушили часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Концерн "Премиум Капитал" на праве собственности принадлежат расположенные по адресу: г. Волгоград, ш. Авиаторов, 3, земельный участок площадью 37 888 кв. м с кадастровым номером 34:34:030047:13 и находящиеся на данном земельном участке объекты недвижимости: здание бюро пропусков площадью 17,5 кв. м, здание склада вспомогательных материалов площадью 43,05 кв. м, здание насосной станции площадью 64 кв. м, здание склада пиломатериалов площадью 62,6 кв. м, здание компрессорной с пристройкой площадью 421,8 кв. м, здание термического отделения с двумя пристройками площадью 858,9 кв. м, здание главного корпуса площадью 22 015,3 кв. м, здание проходной площадью 12,9 кв. м. Право собственности подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 21.09.2012, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 02.07.2015 в„– 34-0-1-122/4510/2015-511.
23 декабря 2014 года Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области принято распоряжение в„– 581-р "О резервировании земель для государственных нужд Волгоградской области" (далее - распоряжение от 23.12.2014 в„– 581-р), в соответствии с пунктом 1 которого для государственных нужд Волгоградской области под размещение объекта регионального значения "Реконструкция автомобильной дороги "Шоссе Авиаторов" от международного аэропорта Волгоград по ул. Историческая (Самарский разъезд)" зарезервированы земли, расположенные на территории Волгограда, согласно схеме резервируемых земель (приложение 1) сроком на семь лет со дня вступления в силу данного распоряжения.
Согласно приложению в„– 2 к распоряжению от 23.12.2014 в„– 581-р для размещения указанного объекта зарезервирован, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 34:34:030047:13, принадлежащий на праве собственности ООО "Концерн "Премиум Капитал".
30 января 2015 года на основании распоряжения от 23.12.2014 в„– 581-р в ЕГРП зарегистрировано обременение права общества на земельный участок с кадастровым номером 34:34:030047:13 сроком на семь лет с 21.01.2015.
ООО "Концерн "Премиум Капитал", полагая, что распоряжение от 23.12.2014 в„– 581-р в части установления срока резервирования земельного участка с кадастровым номером 34:34:030047:13 нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В пункте 1 статьи 70.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого распоряжения) предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 в„– 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий (пункт 2 статьи 70.1 ЗК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 70.1 ЗК РФ земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 в„– 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", на срок не более чем два года.
В соответствии с пунктом 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 в„– 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение о резервировании земель должно содержать цели и сроки резервирования земель, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель, ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки (пункт 5, 7 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд).
Суд установил, что земельный участок с кадастровым номером 34:34:030047:13, указанный в приложении в„– 2 к оспариваемому распоряжению от 23.12.2014 в„– 581-р, находится в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги "Шоссе Авиаторов" от международного аэропорта Волгоград до ул. Историческая (Самарский разъезд).
Из оспариваемого распоряжения следует, что реконструкция автомобильной дороги и резервирование в связи с этим земель, в том числе и земельного участка, принадлежащего ООО "Концерн "Премиум Капитал", осуществлено с целью реализации постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 в„– 518 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", постановления Правительства Волгоградской области от 08.07.2013 в„– 327-п "О подготовке автомобильных дорог Волгограда к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года", Соглашения о взаимодействии в реализации мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции автомобильных дорог Волгограда от 15.08.2013 в„– 05-Д/302/341-1, постановления Правительства Волгоградской области от 08.12.2014 в„– 77-п "Об утверждении основной части проекта планировки территории и проекта межевания территории по объекту "Реконструкция автомобильной дороги "Шоссе Авиаторов" от международного аэропорта Волгоград до ул. Историческая (Самарский разъезд)".
Таким образом, исследовав представленные сторонами документы, суд признал, что резервирование земельного участка для муниципальных нужд осуществлено целевым назначением - подготовкой к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, который состоится в период с 14.06.2018 по 15.07.2018.
Исходя из указанного суд пришел к выводу, что работы по реконструкции автомобильной дороги "Шоссе Авиаторов", обусловленные подготовкой к чемпионату мира по футболу в 2018 году, в любом случае подлежат завершению до начала проведения чемпионата, в связи с чем резервирование земель сроком на семь лет со дня вступления в силу распоряжения от 23.12.2014 в„– 581-р, до 2022 года, после даты проведения чемпионата мира по футболу, не будет соответствовать целевому назначению резервирования земель.
При таких обстоятельствах, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, суды пришли к правомерному выводу, что доказательствами по делу подтверждается наличие оснований для резервирования земельного участка для реконструкции автомобильной дороги на срок не позднее даты проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, в связи с чем признали оспариваемое распоряжение в части установления срока резервирования на семь лет не соответствующим требованиям статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и обязали Комитет внести в пункт 1 распоряжения от 23.12.2014 в„– 581-р изменения в части установления срока резервирования земельного участка с кадастровым номером 34:34:030047:13 с учетом сроков проведения чемпионата мира по футболу в Российской Федерации в 2018 году.
Доводы заявителя жалобы о том, что запланированные работы по реконструкции автомобильной дороги зависят от добросовестности подрядчиков и могут быть выполнены ими с нарушением установленных сроков, были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, правомерно отклонены как основанные на предположениях и не подтвержденные какими-либо доказательствами, не являющиеся основанием для изменения сроков резервирования.
Довод заявителя жалобы о пропуске обществом срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, был предметом исследования и оценки судов, правомерно отклонен.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 в„– 367-О, установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Из смысла указанной процессуальной нормы следует, что в части 4 статьи 198 АПК РФ начало течения срока на подачу заявления о признании ненормативного акта недействительным связано с моментом, когда лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов, а не с моментом, когда оно могло или должно было узнать о таком нарушении, как на то указывает заявитель кассационной жалобы.
Обращаясь в суд, ООО "Концерн "Премиум Капитал" указало в заявлении, что о нарушении своих прав оспариваемым распоряжением оно узнало 02.07.2015, после получения выписки из ЕГРП от 02.07.2015 в„– 340-1-122/4510/2015-511, в суд общество обратилось 11.08.2015, что подтверждается отметкой на первом листе заявления.
Доводы Комитета о пропуске заявителем процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, по причине направления в адрес ООО "Концерн "Премиум Капитал" письма Комитета земельных ресурсов от 23.01.2015 в„– 849, содержащего сведения о принятии оспариваемого распоряжения, правомерно отклонены судами обеих инстанций, ввиду непредставления суду доказательств направления письма от 23.01.2015 в„– 849 в адрес ООО "Концерн "Премиум Капитал".
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что Арбитражный суд Волгоградской области и Двенадцатый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.10.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 по делу в„– А12-37188/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
В.А.КАРПОВА


------------------------------------------------------------------