Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.04.2016 N Ф06-7564/2016 по делу N А55-18329/2014
Требование: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что часть земельного участка расположена на территории общего пользования, в связи с чем участок не подлежит приватизации.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемый отказ в приватизации признан правомерным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. в„– Ф06-7564/2016

Дело в„– А55-18329/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Горожанкина А.Б., доверенность от 06.11.2015 в„– 66,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Авиаагрегат"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.09.2015 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Драгоценнова И.С.)
по делу в„– А55-18329/2014
по заявлению акционерного общества "Авиаагрегат" (ИНН 6319031396), г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, администрации городского округа Самара, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, с участием третьих лиц - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Департамента управления имуществом городского округа Самара,

установил:

акционерное общество "Авиаагрегат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) об отказе в предоставлении в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 63:01:0736002:2934, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Заводское шоссе, 55, площадью 172 855 кв. м, фактически занимаемого производственной площадкой; обязать Министерство предоставить в собственность Общества указанный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0736002:2934; обязать Министерство направить в адрес Общества проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка и при согласовании условий договора заключить с Обществом соответствующий договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене в размере 5% кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 11.12.2013 в„– 746.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация городского округа Самара, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент), Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.09.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие нахождение испрашиваемого земельного участка в пределах красных линий, в связи с чем суды пришли к необоснованному выводу о соответствии закону оспариваемого решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0736002:2934, с местонахождением: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Заводское шоссе, 55.
Заявлением от 05.06.2014 Общество обратилось в Министерство о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, в котором просило предоставить в собственность за выкуп земельный участок с кадастровым номером 63:01:0736002:2934, находящийся в государственной собственности, предполагаемое местонахождение земельного участка: г. Самара, Промышленный район, Заводское шоссе, 55, предполагаемая площадь земельного участка 172 855 кв. м, предполагаемая цель использования земельного участка - фактически занимаемый земельный участок производственной площадкой.
Письмом от 30.06.2014 Министерство отказало в предоставлении в собственность за выкуп испрашиваемого Обществом земельного участка, со ссылкой на то, что в соответствии с полученным в процессе рассмотрения заявления в порядке информационного взаимодействия заключения Департамента от 09.06.2014 в„– САМВ-121768, часть земельного участка расположена на территории общего пользования, в связи с чем он не подлежит приватизации.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным, не соответствует нормам действующего законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или приобретение права аренды таких земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в случаях установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат в том числе земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно подпунктам 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В подтверждение довода о нахождении испрашиваемого земельного участка в зоне границ территории общего пользования в материалы дела представлены сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - информационная система), согласно которым часть земельного участка принадлежит к территории общего пользования.
Информационные системы представляют собой организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещает их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Часть 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что информационная система включает в себя сведения о документах территориального планирования муниципальных образования, о правилах землепользования и застройки, о документации по планировке территории (пункт 1); дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (пункт 2); иные документы и материалы (пункт 3).
Согласно пункту 6 Положения "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 в„– 363, информационная система имеет 9 основных разделов, в том числе раздел III "Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию", содержащий сведения, предусмотренные пунктом "в" части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанным постановлением, распоряжением Департамента от 11.11.2011 в„– Д05-01-06/93 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности городского округа Самара, полномочиями по ведению которого наделен Департамент.
Из содержания приведенных норм в их взаимной связи следует, что информационные системы включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.
При таких данных следует, что информация о расположении испрашиваемого земельного участка содержится в информационной системе в соответствии Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 в„– 539.
С учетом изложенного, судами обоснованно в качестве доказательства наличия красных линий принята выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 09.06.2014 в„– САМВ-121768.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, в том числе сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 в„– 539, проанализировав положения статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации об информационных системах обеспечения градостроительной деятельности и перечне подлежащих включению в эти системы сведений, судебные инстанции установили, что названные сведения достоверно свидетельствуют о расположении части спорного земельного участка за пределами красной линии и нахождении его в зоне границы территории общего пользования.
В этой связи суды признали правомерным оспариваемый отказ в приватизации.
Аналогичная правовая позиция по рассматриваемому вопросу подтверждается сложившейся судебной практикой - определениями Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 по делу в„– А55-10005/2014, от 16.09.2015 по делу в„– А55-10384/2014, от 19.10.2015 по делу в„– А55-8239/2014, постановлениями Арбитражного суда Поволжского округа от 06.04.2016 по делу в„– А55-23163/2014, от 18.02.2016 по делу в„– А55-2287/2015, от 24.06.2015 по делу в„– А55-1744/2014.
Довод Общества о том, что спорный земельный участок не является участком земель общего пользования, не подлежащим приватизации, был проверен судами и признан противоречащим установленным по делу фактическим обстоятельствам.
По существу доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и доказательствах, их подтверждающих, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 18.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 по делу в„– А55-18329/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА


------------------------------------------------------------------