Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.12.2016 N Ф06-15219/2016 по делу N А57-3919/2016
Требование: Об обязании принять в муниципальную собственность объекты.
Обстоятельства: Государственное учреждение ссылалось на то, что спорные объекты в силу прямого указания закона являются объектами муниципальной собственности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что спорные объекты социального использования предназначены для решения вопросов местного значения и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2016 г. в„– Ф06-15219/2016

Дело в„– А57-3919/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
истца - Гончаренко И.А., доверенность от 23.12.2015 в„– 75, Стульниковой Е.А., доверенность от 23.12.2015 в„– 72,
ответчика - Симоновой Г.Ф., главы муниципального образования, Помякушкиной Т.Е., доверенность от 10.03.2016 в„– 1,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.07.2016 (судья Заграничный И.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Волкова Т.В., Жаткина С.А.)
по делу в„– А57-3919/2016
по исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области", г. Саратов (ОГРН 1026403340260) к администрации Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, Вольский район, с. Широкий Буерак (ОГРН 1066441000284), третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Саратов, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, г. Москва, Совет Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области, администрация Талалихинского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области, об обязании принять в муниципальную собственность объекты,

установил:

федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация), с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании принять в муниципальную собственность объекты:
- групповой водовод сельских населенных пунктов Вольского района Саратовской области в составе: нежилое здание "Проходная", общей площадью 14,7 кв. м, "Станция водоочистки", общей площадью 234,2 кв. м, "Резервуар для воды" 2 шт. емкостью 500 куб. м каждый, "Фильтр-поглотитель" 2 шт., "Резервуар промывных вод" 2 шт. емкостью 40 куб. м каждый, "Резервуар осадка" 1 шт., "Водонапорная башня" объемом 50 куб. м, "Площадка обезвоживания осадка" 3 шт., "Комплектная трансформаторная подстанция" 2 шт., "Насосная станция первого подъема" 1 шт., "Водовод" протяженностью 1812 м, назначение: Сооружения очистные водоснабжения, расположенный по адресу: Саратовская обл., Вольский район, с. Широкий Буерак;
- групповой водопровод сельских населенных пунктов Вольский район, Саратовская область: разводящие сети с. Широкий Буерак, назначение: сооружения коммунального хозяйства, протяженностью 10 397 м, адрес объекта: Саратовская область, Вольский район, с. Широкий Буерак;
- водопровод и разводящие сети, назначение: сооружения водозаборные, протяженностью 15 695 м, адрес: Саратовская область, Вольский район, с. Богородское;
- сооружение - разводящие сети, назначение: сооружения гидротехнические, протяженностью 3716 м, адрес: Саратовская область, Вольский район, с. Богатое;
- сооружение водопровода и разводящие сети, назначение: сооружения водозаборные, площадью 26 271 кв. м, адрес: Саратовская область, Вольский район, с. Заветное, с. Рощино.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Совет Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области, администрация Талалихинского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.07.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, указывая, что не соблюден порядок передачи спорных объектов и иск подан ненадлежащим истцом. Также, по мнению Администрации, спорные объекты предназначены для снабжения питьевой водой не только населения Широкобуеракского муниципального образования, но и Талалихинского муниципального образования, в связи с чем они не могут быть переданы в собственность Широкобуеракского муниципального образования.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на балансе Учреждения находятся объекты, входящие в состав объекта капитального строительства "Групповой водопровод. Вольский район, Саратовская область", а именно: разводящие сети и очистные сооружения, расположенные по адресу: Саратовская область, Вольский район, с. Широкий Буерак.
Указанные объекты введены в эксплуатацию в 2013 году, находятся в федеральной собственности, и переданы Учреждению на праве оперативного управления.
Письмом от 21.01.2016 в„– 49/01-21 Учреждение обратилось в Администрацию с предложением принять спорные объекты в собственность Широкобуеракского муниципального образования.
Письмом от 01.02.2016 в„– 53/01-22 Администрация предложила передать данные объекты ФГУП Саратовской области "Облводресурс", указав, что на территории Широкобуеракского муниципального образования отсутствует специализированная организация, которая может осуществлять ремонт и содержание водопроводных сетей, а также на отсутствие в бюджете муниципального образования достаточных средств для эксплуатации этих объектов.
Учреждение, ссылаясь на то, что спорные объекты предназначены для решения вопросов местного значения, а значит в силу прямого указания закона являются объектами муниципальной собственности, и не могут находится в федеральной собственности, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
По итогам оценки представленных в материалы дела доказательств суды установили, что спорные объекты предназначены для решения вопросов местного значения и в силу закона являются муниципальной собственностью.
Общий порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 122-ФЗ).
В соответствии с названной нормой имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно части 3 статьи 14 Закона в„– 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 14 этого же Федерального закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Саратовской области от 30.09.2014 в„– 108-ЗСО "О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области" дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Закона в„– 131-ФЗ с 01.01.2015 за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 1 Устава Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области также предусмотрено, что к вопросам местного значения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Судами установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что спорные объекты находятся в границах Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области и используются для обеспечения населения питьевой водой.
Таким образом, спорные объекты социального использования предназначены для решения вопросов местного значения, и не могут находиться в федеральной собственности, поскольку не являются имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации принято определение от 07.02.2012 в„– 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным. Проверка законности и обоснованности конкретных решений арбитражных судов относится к компетенции их вышестоящих инстанций.
Следовательно, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
Органы местного самоуправления не могут произвольно отказаться от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности, согласование позиций органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения.
В данном случае спорное имущество введено в эксплуатацию в 2013 году, не является аварийным. В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности фактического использования муниципальным образованием указанного объекта в целях решения установленных Законом в„– 131-ФЗ вопросов местного значения.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на непринятие уполномоченным органом собственника решения о передаче имущества в муниципальную собственность отклоняется, так как полномочия собственника в отношении федерального имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, которое согласно на передачу спорных объектов в муниципальную собственностью района, что отражено в отзыве на иск и соответствует требованиям пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом также поддержало заявленные исковые требования.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорные объекты предназначены для снабжения питьевой водой не только населения Широкобуеракского муниципального образования, но и Талалихинского муниципального образования, подлежит отклонению как противоречащий материалам дела.
Из материалов дела следует, что спорные объекты находятся на территории с. Широкий Буерак, с. Богородское, с. Богатое, с. Заветное, с. Рощино.
Согласно пункту 5 Устава Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области в состав Широкобуеракского поселения входят следующие населенные пункты: с. Широкий Буерак, с. Богородское, с. Богатое, с. Заветное, с. Рощино.
Групповой водопровод и разводящие сети, находящиеся на территории с. Талалихино Вольского района Саратовской области, на которые ссылается Администрация в кассационной жалобе, являются предметом спора Арбитражного суда Саратовской области по делу в„– А57-18747/2016.
Иные доводы Администрации, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судебных инстанций и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.07.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 по делу в„– А57-3919/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА


------------------------------------------------------------------