Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.12.2016 N Ф06-15727/2016 по делу N А65-6095/2016
Требование: О признании незаконным и отмене уведомления государственного органа о приостановке действия лицензии, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обстоятельства: Государственный орган направил в адрес заявителя уведомление о приостановке действия лицензии на пользование недрами в связи с нарушением существенного условия лицензии - неисполнением обязанности обеспечить своевременный перевод земель в категорию земель промышленности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт обращения заявителя в государственные и муниципальные органы для перевода земель в категорию земель промышленности подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2016 г. в„– Ф06-15727/2016

Дело в„– А65-6095/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
заявителя - Якушиной Е.В. (доверенность от 09.06.2016, б/н),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления антимонопольного службы Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2016 (судья Иванов О.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу в„– А65-6095/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прикамское карьероуправление", г. Казань, к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, о признании незаконным (недействительным) и отмене уведомления о приостановлении действия лицензии от 18.01.2016 в„– 242/12 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, с участием в деле третьего лица: Управления антимонопольного службы Республики Татарстан,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Прикамское карьероуправление" (далее - заявитель, ООО "Прикамское карьероуправление", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство экологии по РТ, госорган) с заявлением о признании незаконным и отмене уведомления о приостановке действия лицензии от 18.01.2016 в„– 242/12, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление антимонопольной службы Республики Татарстан (далее - Антимонопольная служба).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2016 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Антимонопольная служба, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилась в арбитражный суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, общество на спорном земельном участке сельскохозяйственного назначения осуществляло незаконную разработку и добычу полезных ископаемых.
До судебного заседания Министерство экологии по РТ направило отзыв на кассационную жалобу, одновременно заявив ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлено.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителя заявителя, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, 27.11.2013 заявителю выдана лицензия на пользование недрами Республики Татарстан серии ТАТ БГЛ в„– 01342 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча известняков на участке недр Исаковского месторождения, участок недр расположен в 1,5 км восточнее с. Новое Исаково в Бугульминском муниципальном районе Республики Татарстан. Срок окончания действия лицензии установлен до 30.12.2098.
Между ООО "Прикамское карьероуправление" и Министерством экологии РТ, в качестве составной части лицензии было подписано лицензионное соглашение об условиях недропользования с целью разведки и добычи известняков на участке недр Исаковского месторождения в Бугульминском муниципальном районе Республики Татарстан.
Согласно подпункту "е" пункта 2.1.2 указанного лицензионного соглашения, заявитель обязан обеспечить своевременный, до ввода месторождения в разработку, перевод земель в категорию земель промышленности.
В связи с нарушением заявителем существенного условия лицензии - подпункта "е" пункта 2.1.2 лицензионного соглашения 18.01.2016 Министерством экологии РТ в адрес общества направлено уведомление о приостановке действия лицензии.
Общество, полагая, что действия госоргана противоречат закону и нарушает его права, обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992. в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закона о недрах) законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
Согласно статье 11 названного Закона между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пунктом 10 статьи 22 Закона о недрах предусмотрена обязанность пользователя недр обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
Так, как следует из материалов дела и установлено судами, одним из условий лицензионного соглашения по рассматриваемому делу является подпункт "е" подпункта 2.1.2, которым на заявителя возложена обязанность обеспечить перевод земли из категории земель сельскохозяйственного назначения, в категорию земель промышленности.
Между тем, как верно было указано судами нижестоящих инстанций, приведенные выше положения закона не означают, что государственным органом на пользователя недр может быть возложено чрезмерное, обременительное условие (путем включения его в лицензионное соглашение), выполнение которого не зависит от воли и действий пользователя недр.
Так, пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, предусмотренный подпунктом "е" пункта 2.1.2 лицензионного соглашения перевод земель в категорию земель промышленности относится к компетенции (полномочиям) органа исполнительной власти Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 в„– 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон в„– 172-ФЗ) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр имеет право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии.
Воспользовавшись правом инициировать процесс перевода земель из одной категории в другую, заявитель обратился к главе Бугульминского муниципального района по Республике Татарстан с просьбой о включении Исаковского месторождения известняков в схему территориального планирования района и генеральный план поселения.
Письмом от 03.03.2014 в„– 339, Палата имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района Республики Татарстан сообщило заявителю о необходимости предоставления схемы расположения участка для определения его местонахождения и выявления возможных арендаторов.
10.02.2014 общество повторно обратилось к главе Бугульминского муниципального района по Республике Татарстан о включении Исаковского месторождения известняков в схему территориального планирования района и генеральный план поселения.
12.05.2014 Палата имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в адрес заявителя направила письмо в„– 860 с аналогичным содержанием, как и в письме от 03.03.2014 в„– 339.
19.02.2015 заявитель обратился в Министерство культуры Республики Татарстан с просьбой согласовать перевод земель находящихся на территории лицензионной площади в земли промышленности.
Заявителем было получено заключение от 03.04.2015 в„– 2195-07 о согласовании перевода спорного земельного участка в категорию земель промышленности.
24.02.2015 общество обратилось с письмом в„– 272 в адрес главы Бугульминского муниципального района Республики Татарстан с повторной просьбой включить Исаковское месторождение известняков в схему территориального планирования района и генеральный план поселения (по месту расположения участка недр).
21.04.2015 Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района Республики Татарстан письмом в„– 1455/55-АГ заявителю сообщило, что на внесение изменений в схему территориального планирования и генеральный план поселения средств в бюджете района не предусмотрено.
28.02.2014 общество письмом в„– 158 повторно обратилось в адрес главы Бугульминского муниципального района с просьбой рассмотреть письмо заявителя в„– 144.
15.05.2014 письмом в„– 910 Палата имущественных и земельных отношений повторно была запрошена схема расположения участка.
Глава Бугульминского муниципального района письмом в„– 1739/14-ИК обществу сообщило, что для изменения схемы территориального планирования необходимы финансовые затраты, которые в местном бюджете не предусмотрены.
12.03.2015 общество обратилось к главе Бугульминского муниципального района и в Палату имущественных и земельных отношений с просьбой изъять спорный земельный участок в„– 16:13:000000:248, находящийся на территории лицензионной площади месторождения у ООО "Интеграл", и предоставить его на праве аренды или в собственность заявителю, а также включить указанный участок в СТП.
23.03.2015 Палата имущественных и земельных отношений обществу сообщила, что в бюджете для включения в СТП отсутствуют денежные средства, в связи с чем отказала в предоставлении запрашиваемого земельного участка.
23.03.2015 общество обратилось в адрес Министра экологии и природных ресурсов с просьбой согласовать перевод спорного земельного участка с кадастровым в„– 16:13:160616:68 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
На данное письмо получено заключение о согласовании перевода земельного участка.
27.05.2015 общество обратилось к главе Бугульминского муниципального района с просьбой согласовать перевод земельного участка с КН 16:13:160616:68 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
04.09.2015 Исполнительным комитетом муниципального образования "Староисаковского сельского поселения" Бугульминского муниципального района согласован перевод спорного земельного участка с кадастровым в„– 16:13:160616:68 в категорию земель промышленности.
14.01.2016 общество обратилось в адрес руководителя Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района с просьбой предоставить для перевода земельного участка необходимые документы.
Поскольку органом местного самоуправления Бугульминского муниципального района Республики Татарстан действия по включению Исаковского месторождения в схему территориального планирования Бугульминского муниципального района Республики Татарстан и/или в генеральный план сельского поселения произведены не были, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, правильно применив нормы права, подлежащие применению, суды пришли к правомерному выводу, что заявитель использовал предоставленное ему законом право на обращение в государственные и муниципальные органы для перевода земель Исаковского месторождения в категорию земель промышленности. При этом, как верно указано судами, включение в лицензионное соглашение и в оспариваемое уведомление условия (требования) к заявителю обеспечить перевод земель Исаковского месторождения в земли промышленности является чрезмерным и не выполнимым со стороны общества, не соответствует закону и нарушает право заявителя на использование предоставленного ему участка недр.
Судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций. Статьей 286 АПК РФ установлены пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, согласно указанной норме переоценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Решение и постановление являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 по делу в„– А65-6095/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------