Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2016 N Ф06-15224/2016 по делу N А57-5284/2016
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал государственный орган нарушившим законодательство о защите конкуренции со ссылкой на неосуществление надлежащего контроля за распоряжением государственным имуществом, переданным учреждению на праве оперативного управления.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2016 г. в„– Ф06-15224/2016

Дело в„– А57-5284/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителя:
ответчика - Петряшиной К.Е., доверенность от 02.12.2016,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов - извещен надлежащим образом,
Государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства", г. Саратов - извещено надлежащим образом,
Счетной палаты Саратовской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2016 (судья Землянникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу в„– А57-5284/2016
по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1146450005602, ИНН 6452111028), заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580), Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, (ОГРН 1026402196622, ИНН 6450000788), Государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства", г. Саратов, (ОГРН 1156451022881, ИНН 6452118182), Счетная палата Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1026402201088, ИНН 6450033110) о признании недействительным решения,

установил:

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - УФАС по Саратовской области, Управление, антимонопольный орган) от 31.12.2015 в„– 21-54/ов в части признания в бездействии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее - Комитет), Государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства", Счетная палата Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2016 оставлено без изменения.
Министерство, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты о признании недействительным решения УФАС по Саратовской области от 31.12.2015 в„– 21-54/ов в части признания в бездействии Министерства нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявление Министерства.
Представитель УФАС по Саратовской области в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя УФАС по Саратовской области, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Саратовское УФАС России поступило заявление Счетной палаты Саратовской области на действия ГБУ СО "Управление пассажирских перевозок", в связи с передачей последним в аренду государственного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУ СО "Управление пассажирских перевозок", а именно: ОАО "Саратовский автобусный парк", ОАО "Автоколонна в„– 40", ОАО "Балашовское пассажирское автотранспортное общество в„– 2", ОАО "Балаковский пассажирский автокомбинат", ОАО "Энгельсское автотранспортное предприятие в„– 1" по договорам и дополнительным соглашениям к договорам от 03.04.2009 в„– 02-03/243, от 03.04.2009 в„– 02-03/240, от 01.10.2011 в„– 02-06/274а, от 15.12.2011 в„– 02-06/288, от 03.04.2009 в„– 0203/241, от 12.01.2012 в„– 02-06/36, без получения предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, без проведения торгов.
31.12.2015 УФАС по Саратовской области принято решение в„– 21-54/ов, которым ГБУ СО "Управление пассажирских перевозок" признано нарушившим часть 1 статьи 15, часть 3 статьи 17.1 и часть 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, указанным решением в бездействии Министерства установлено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с решением УФАС по Саратовской области от 31.12.2015 в„– 21-54/ов, в части признания в бездействии Министерства нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, заявитель обратился в суд с указанными выше требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу, что бездействие Министерства по неосуществлению контроля за надлежащим распоряжением имуществом, переданного ГБУ СО "Управление пассажирских перевозок" на праве оперативного управления, привело к передаче имущества хозяйствующим субъектам без проведения торгов, что является нарушением требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Закрепленный данной нормой запрет распространяется прежде всего на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающего состязательность хозяйствующих субъектов, его не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Как установлено судами, распоряжением Правительства Саратовской области от 16.02.2011 в„– 38-Пр "О создании государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" путем изменения типа существующего государственного автономного учреждения Саратовской области "Управление пассажирских перевозок", было создано ГБУ СО "Управление пассажирских перевозок", учредителем которого выступило Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Распоряжением Правительства Саратовской области от 20.07.2015 в„– 152-Пр "О реорганизации государственных учреждений", государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" и государственное бюджетное учреждение "Дирекция автомобильных дорог" были реорганизованы путем слияния в Государственное бюджетное учреждение "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства".
Согласно распоряжениям Комитета по управлению имуществом Саратовской области "О закреплении имущества на праве оперативного управления за государственным автономным учреждением Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" от 26.05.2010 в„– 498-р, от 16.07.2010 в„– 772-р, от 06.02.2012 в„– 79-р, от 25.05.2012 в„– 393-р и от 08.09.2015 в„– 918-р за учреждением было закреплено на праве оперативного управления особо ценное движимое имущество, являющееся государственной собственностью Саратовской области.
В соответствии с пунктом 1.5 Устава ГБУ СО "Управление пассажирских перевозок", утвержденного Приказом Минтранса от 28.12.2011 в„– 306, учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, Саратовской областью полномочий органов государственной власти Саратовской области в сфере транспорта и дорожного хозяйства.
Согласно пункту 2.3.2. Устава в перечень мероприятий для осуществления организации транспортного обслуживания населения на территории Саратовской области транспортом общего пользования в соответствии с требованиями действующего законодательства входит, в частности: осуществление мероприятий по передаче в аренду имущества, являющегося государственной собственностью Саратовской области и переданного учреждению в оперативное управление.
В соответствии с пунктом 3.3 Устава ГБУ СО "Управление пассажирских перевозок" без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Судами установлено, что в период с 2009 года по 2015 год ГБУ СО "Управление пассажирских перевозок" заключались договоры аренды транспортных средств и дополнительные соглашения к ним, предметом которых была передача во временное пользование государственного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением.
Такие договоры были заключены учреждением с ОАО "Саратовский автобусный парк", ОАО "Автоколонна в„– 40", ОАО "Балашовское пассажирское автотранспортное общество в„– 2", ОАО "Балаковский пассажирский автокомбинат", ОАО "Энгельсское автотранспортное предприятие в„– 1", ОАО "Саратовский автобусный парк".
Согласно пункту 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 в„– 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Как установлено судами и не оспаривается сторонами, ГБУ СО "Управление пассажирских перевозок" в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области 18.11.2013 было направлено письмо с просьбой согласовать передачу в аренду транспортных средств, являющихся государственной собственностью Саратовской области и находящихся у учреждения на праве оперативного управления.
Таким образом, Министерство располагало информацией о намерении учреждения передать указанное в письме имущество в аренду хозяйствующим субъектам.
Довод Министерства о том, что им не был дан ответ на письмо ГБУ СО "Управление пассажирских перевозок" от 18.11.2013 с просьбой согласовать передачу в аренду транспортные средства, в связи с чем в его действиях отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, обоснованно не принят судами, поскольку указанные заявителем обстоятельства лишь подтверждают факт того, что Министерство знало о намерении учреждения передать государственное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов, однако, не предприняло никаких мер для предотвращения данного нарушения ни в 2013 году, ни в последующее время.
При этом, судами правомерно учтено, что согласно пункту 10 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 22.04.2014 в„– 246-П, основными функциями, необходимыми для реализации Министерством возложенных задач, являются, в том числе: организация в пределах своей компетенции проведения инспекционных проверок подведомственных предприятий.
Как было указано выше, ГБУ СО "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" государственное движимое имущество, закрепленное на праве оперативного управления за учреждением, по договорам аренды и дополнительным соглашениям к договорам аренды было передано "Саратовский автобусный парк", ОАО "Автоколонна в„– 40", ОАО "Балашовское пассажирское автотранспортное, ОАО "Балаковский пассажирский автокомбинат", ОАО "Энгельсское автотранспортное предприятие в„– 1" без получения предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, без проведения торгов.
С учетом вышеизложенного суды пришли к правильному выводу, что бездействие Министерства по неосуществлению контроля за распоряжением имуществом, привело к созданию преимущественных условий для автотранспортных предприятий, оказывающих услуги по перевозке пассажиров, получению указанного имущества без проведения конкурсных процедур и соперничества, по заключению договоров аренды в приоритетном порядке, что правомерно квалифицировано антимонопольным органом как нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Как установлено судами, нарушение антимонопольного законодательства совершено на рынке перевозок автомобильным транспортом Саратовской области. В период рассмотрения дела антимонопольным органом проводился анализ рынка услуг перевозок пассажиров наземным транспортом, о чем свидетельствуют запрос министру транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 23.10.2015 в„– 02/1-7102; ответ министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 30.10.2015 в„– 02-01-02/12533; аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг перевозок пассажиров наземным транспортом на территории Саратовской области.
По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг перевозок пассажиров наземным транспортом на территории Саратовской области, по состоянию на 01.11.2015 антимонопольным органом было установлено доля негосударственных перевозчиков по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам не соответствует Стандарту развития конкуренции в субъектах Российской Федерации для рынка услуг перевозок пассажиров наземным транспортом на территории Саратовской области. При этом, акционерным обществам со 100% долей государственного участия, учредителями которых являлись Министерство, комитет по управлению имуществом Саратовской области, ГБУ СО "Управление пассажирских перевозок", транспортные средства передавались в аренду без торгов. Так ОАО "Балашовское пассажирское автотранспортное общество в„– 2", учредителем которого является подконтрольное Министерству ГБУ СО "Управление пассажирских перевозок", было передано имущество на сумму 4 831 932 руб.; ОАО "Балаковский пассажирский автокомбинат", учредителем которого является Министерство, были переданы транспортные средства на сумму 18 089 100 руб.
Судами установлено, что договоры аренды транспортных средств на момент возбуждения и рассмотрения дела в„– 21-54/ов были действующими, следовательно, нарушение антимонопольного законодательства было длящимся. Таким образом, на дату принятия решения - 31.12.2015 срок давности по данному делу не истек.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 по делу в„– А57-5284/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
О.В.ЛОГИНОВ

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ


------------------------------------------------------------------