Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2016 N Ф06-15510/2016 по делу N А12-12709/2016
Требование: О признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение, об обязании произвести государственную регистрацию права собственности на сооружение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением документов, подтверждающих право общества на земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обществом в регистрирующий орган был представлен необходимый для регистрации права собственности пакет документов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2016 г. в„– Ф06-15510/2016

Дело в„– А12-12709/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2016 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А, Цуцкова М.Г.)
по делу в„– А12-12709/2016
по заявлению Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное казенное учреждение Служба единого заказчика-застройщика администрации Волгограда (ОГРН 1123444001834, ИНН 3444192839), Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679), администрация Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации,

установил:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратился Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент, заявитель) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии до Волгоградской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) от 30.12.2015 в„– 34/004/205/2015-183 об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение - газопровод среднего давления протяженностью 8300 метров, расположенный по адресу: Волгоград, поселок Солнечный, кадастровый номер 34:34:02 00 14:1815, об обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права собственности на сооружение - газопровод среднего давления протяженностью 8300 метров, расположенный по адресу: Волгоград, поселок Солнечный, кадастровый номер 34:34:02 00 14:1815.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом, Департамент обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - сооружение газоснабжения газопровод среднего давления протяженностью 8300 метров, расположенный по адресу: Волгоград, поселок Солнечный, кадастровый номер 34:34:02 00 14:1815.
На государственную регистрацию права были представлены следующие документы: кадастровый паспорт объекта недвижимости от 21.08.2015, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 07.09.2012 в„– RU 34301000-47/02/12, выписка из реестра муниципального имущества г. Волгограда от 19.08.2015.
Уведомлениями от 04.09.2015 в„– 34/001/2015-183 и от 23.11.2015 в„– 34/001/205/2015-183 Управление Росреестра извещало Департамент о принятии решения о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ввиду непредставления правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположено сооружение.
Сообщением от 30.12.2015 в„– 34/001/205/2015-183 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости на основании пунктов 1 2 статьи 19, абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ, Закон о государственной регистрации).
Основанием для отказа в государственной регистрации послужил вывод Управления о том, что Департаментом не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, предоставленный для строительства газопровода.
Департамент, полагая, что все необходимые документы были представлены на государственную регистрацию, в связи с чем оснований для отказа в проведении регистрации у Управления Росреестра не имелось, отказ нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено также главой 24 АПК РФ.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации. Согласно абзацу 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Государственная регистрация прав осуществляется на основании документов, перечисленных в статье 17 настоящего Закона; истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным Законом о государственной регистрации, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации, не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации прав право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Как установлено частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Кроме того, частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо представление правоустанавливающего документа на земельный участок.
Суды установили, что при обращении в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение Департамент представил необходимые документы, в том числе разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 07.09.2012 в„– RU 34301000-47/02/12. Суды приняли во внимание, что указанный документ выдан надлежащим органом, в установленном порядке не оспорен и не признан недействительным, и его выдача свидетельствует о проверке администрацией Волгограда факта наличия у заявителя правоустанавливающих документов на земельный участок.
Кроме этого, в ходе рассмотрения дела представлены: письмо Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 08.09.2009 в„– 16038 по запросу о предоставлении земельных участков для строительства линейных объектов коммунальной инфраструктуры; разрешение на строительство от 17.02.2010; акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 04.06.2012.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
В соответствии с пунктом 4 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 в„– 878 (далее - Правила в„– 878), в состав газораспределительных сетей входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой; отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках.
Пунктом 7 названных Правил предусмотрено установление охранных зон для газораспределительных сетей, в том числе, вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов.
Кроме того, из положений, закрепленных в пунктах 47, 48 Правил в„– 878, следует, что собственник газораспределительных сетей может не являться собственником земельных участков, по территории которых проложены объекты, входящие в состав газораспределительных сетей.
Согласно разрешению на строительство в„– RU 34301000-57ГР/КО-10 администрация Волгограда разрешает строительство объекта капитального строительства "Газоснабжение жилых домов поселок "Солнечный" Краснооктябрьского района Волгограда. Первая очередь строительства", расположенного по адресу: Волгоград, поселок Солнечный, на земельных участках в границах, согласованных проектной документацией.
Из акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 04.06.2012 следует, что на законченном строительстве объекте "Газоснабжение жилых домов поселка Солнечный Волгограда (первая очередь строительства)" предъявлен к приемке подземный газопровод среднего давления общей протяженностью 8300 метров.
Письмом от 26.08.2015 в„– 16078 департамент земельных ресурсов администрации Волгограда на обращение департамента муниципального имущества администрации Волгограда о предоставлении документов о выделении земельного участка под строительство объекта "газоснабжение жилых домов в поселке Солнечный Краснооктябрьского района Волгограда (1-я очередь строительства)" сообщает, что на заявление муниципального учреждения "Дирекция строительства объектов городского хозяйства" от 01.09.2009 в„– 1690 в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда по вопросу предоставления земельных участков для строительства линейных объектов коммунальной инфраструктуры, проектируемых на землях общего пользования для муниципальных нужд, комитетом направлен ответ от 08.09.2009 в„– 16038 с уведомлением о том, что строительство инженерных сетей осуществляется согласно проекту, утвержденному в установленном порядке. Данная территория является землями общего пользования и предоставляться не будет.
Исходя из указанного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оформление прав на земельный участок не требовалось, поэтому требование о предоставлении документа, подтверждающего отвод земельного участка под строительство объекта, не основано на пункте 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации.
Установив, что при обращении в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект, Департамент представил все необходимые документы, суды правомерно признали, что у Управления Росреестра отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о необоснованном применении судом положений пункта 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 21.07.2011 в„– 257-ФЗ, и не существовавшей в период начала строительства объекта в 2010 году, и о необоснованном неприменении иной редакции указанной нормы, действующей в период ввода объекта в эксплуатацию в 2012 году (согласно которой земельные участки предоставлялись на период строительства, а после ввода объекта в эксплуатацию подлежали возврату собственнику земельного участка), судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку на период проверки законности оспариваемого отказа указанная норма действовала. Кроме этого, действующие с 2000 года Правила в„– 878 позволяли собственнику газораспределительных сетей не являться собственником земельных участков, по территории которых проложены объекты, входящие в состав газораспределительных сетей.
Иные доводы жалобы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК Р), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 по делу в„– А12-12709/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА


------------------------------------------------------------------