Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2016 N Ф06-15963/2016 по делу N А06-324/2016
Требование: О взыскании задолженности по невыплаченным субсидиям.
Обстоятельства: Общественная организация указала на ненадлежащее исполнение федеральным органом исполнительной власти предусмотренных соглашениями обязательств по выплате субсидий.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку установлено, что по одному из периодов субсидии были выплачены не в полном объеме.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2016 г. в„– Ф06-15963/2016

Дело в„– А06-324/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Желаевой М.З., Топорова А.В.,
при участии представителя:
истца - Волченкова М.Г. (паспорт),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Региональной спортивной общественной организации "Федерация легкой атлетики Астраханской области", г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.06.2016 (судья Плеханова Г.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Антонова О.И., Волкова Т.В.)
по делу в„– А06-324/2016
по исковому заявлению Региональной спортивной общественной организации "Федерация легкой атлетики Астраханской области" к Министерству физической культуры и спорта Астраханской области, г. Астрахань, о взыскании не выплаченной субсидии,

установил:

Региональная спортивная общественная организация "Федерация легкой атлетики Астраханской области" (далее - Федерация) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к Министерству физической культуры и спорта Астраханской области (далее - Министерство) о взыскании 622 644 руб. задолженности по не выплаченным субсидиям.
Исковое заявление мотивировано ненадлежащим исполнением Министерством предусмотренных соглашениями обязательств по выплате субсидий, размеры субсидий согласованы.
Министерство в отзыве на исковое заявление просило отказать в удовлетворении требований, поскольку в 2013 и 2014 годах обязательства по соглашениям исполнены в полном объеме, в 2015 году Федерации перечислены денежные средства в пределах, предусмотренных бюджетом области.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 02.06.2016 исковые требования удовлетворены частично. С Министерства в пользу Федерации взыскано 39 395 руб. задолженности, в остальной части иска отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: субсидии в 2013 и 3014 годах выплачены в полном объеме в соответствии с соглашениями, превышение расходов над предусмотренными соглашениями размерами не является основанием для взыскания, Федерацией не представлено доказательств обращений за увеличением размера субсидий, по 2015 году субсидии выплачены не в полном объеме, подтвержденном Федерацией документально.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 решение суда первой инстанции от 02.06.2016 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Федерация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить исковые требований в полном объеме.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Федерация ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств дела. Судебными инстанциями, по мнению заявителя кассационной жалобы, не учтено следующее: понесенные Федерацией расходы подтверждены представленными в материалы дела сметами, согласованными с Министерством, Федерацией исполнены в полном объеме предусмотренные соглашениями обязательства, Министерством обязательства по перечислению субсидий не исполнены в полном объеме.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей Министерства, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Федерации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Обратил внимание на необходимость выплаты субсидии по всем подтвержденным расходам.
Проверив законность обжалуемых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Федерации, заслушав представителя Федерации, судебная коллегия суда округа не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Правоотношения сторон по делу обусловлены заключенными между ними соглашениями о предоставлении субсидии из бюджета Астраханской области.
17.01.2013 между сторонами по делу заключено соглашение в„– 09, предметом которого является предоставление Министерством Федерации субсидии за счет средств бюджета Астраханской области, предусмотренных Министерству, в размере 250 000 руб. в соответствии с календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Астраханской области на 2013 год на цели, указанные в пункте 6 Постановления Министерства от 09.06.2012 в„– 16-П "О порядке финансирования физкультурных и спортивных мероприятий Астраханской области, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Астраханской области и в единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и нормах расходов средств бюджета Астраханской области". Расходы на материально-техническое обеспечение производятся только после письменного согласования с Министерством.
Согласно пункту 2.1 соглашения Министерство перечисляет по мере поступления средств из бюджета на расчетный счет Федерации субсидию.
Пунктом 2.2 соглашения предусмотрено, что Федерация обязана использовать субсидию строго по целевому назначению, представлять с Министерство отчет по установленной форме с указанием объемов и направлений расходования субсидии приложением копий первичных учетных документов, подтверждающих произведенные расходы.
Разделом 8 соглашения предусмотрено, что оно подлежит применению к правоотношениям с 01.01.2013 по 30.06.2013.
Дополнительным соглашением от 02.04.2013 в„– 1 размер выделяемой субсидии увеличен до 500 000 руб., а срок действия соглашения продлен до 31.12.2013.
Дополнительными соглашениями от 23.05.2013 в„– 2 и от 04.11.2013 в„– 3 размер выделяемой субсидии увеличен соответственно до 600 000 руб. и 657 427 руб.
09.01.2014 между сторонами по делу заключено соглашение в„– 09, предметом которого является предоставление Министерством Федерации субсидии за счет средств бюджета Астраханской области, предусмотренных Министерству, в размере 500 000 руб. в соответствии с календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Астраханской области на 2014 год на цели, указанные в пункте 6 постановления Министерства от 09.06.2012 в„– 16-П "О порядке финансирования физкультурных и спортивных мероприятий Астраханской области, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Астраханской области и в единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и нормах расходов средств бюджета Астраханской области". Расходы на материально-техническое обеспечение производятся только после письменного согласования с Министерством.
Согласно пункту 2.1 соглашения Министерство перечисляет по мере поступления средств из бюджета на расчетный счет Федерации субсидию.
Пунктом 2.2 соглашения предусмотрено, что Федерация обязана использовать субсидию строго по целевому назначению, представлять с Министерство отчет по установленной форме с указанием объемов и направлений расходования субсидии приложением копий первичных учетных документов, подтверждающих произведенные расходы.
Разделом 8 соглашения предусмотрено, что оно подлежит применению к правоотношениям с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Дополнительным соглашением от 05.05.2014 в„– 1 размер выделяемой субсидии увеличен до 700 000 руб.
22.01.2015 между сторонами по делу заключено соглашение в„– 25 предметом которого является предоставление Министерством Федерации субсидии на основании Постановления Правительства Астраханской области от 01.07.2011 в„– 233-п "О Порядке предоставления субсидий из бюджета Астраханской области аккредитованным спортивным федерациям Астраханской области (общественным организациям) за счет средств бюджета Астраханской области, предусмотренных Министерству в размере 500 000 руб., предусмотренных Федерации на основании распоряжения Министерства от 27.12.2013 в„– 232-р "О порядке распределения субсидий аккредитованным спортивным федерациям Астраханской области", на цели, указанные в пункте 6 Постановления Министерства от 09.06.2012 в„– 16-П "О порядке финансирования физкультурных и спортивных мероприятий Астраханской области, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Астраханской области и в единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и нормах расходов средств бюджета Астраханской области". Расходы на материально-техническое обеспечение производятся только после письменного согласования с Министерством.
Согласно пункту 2.1 соглашения Министерство перечисляет по мере поступления средств из бюджета на расчетный счет Федерации субсидию.
Пунктом 2.2 соглашения предусмотрено, что Федерация обязана использовать субсидию строго по целевому назначению, представлять с Министерство отчет по установленной форме с указанием объемов и направлений расходования субсидии приложением копий первичных учетных документов, подтверждающих произведенные расходы.
Разделом 8 соглашения предусмотрено, что оно подлежит применению к правоотношениям с 01.01.2015 по 01.11.2015.
Несвоевременное и неполное финансирование Министерством проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий по легкой атлетике, согласно утвержденных смет расходов и календарных планов Астраханской области на 2013 - 2015 годы, послужило основанием для обращения Федерации в суд с требованиями по настоящему делу.
Проверив законность принятых по делу судебных актов суд округа не находит правовых оснований для их отмены в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" расходы бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Ошибочная ссылка судебных инстанций на законодательство о местном самоуправлении не повлекло принятия незаконных судебных актов, в связи с чем не может служить основанием к отмене судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Астраханской области от 01.07.2011 в„– 233-П "О Порядке определения объема и предоставления субсидий из бюджета Астраханской области аккредитованным спортивным федерациям Астраханской области (общественным организациям)", принятым в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выплата субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству законом Астраханской области о бюджете Астраханской области.
Пунктом 9 указанного постановления предусмотрено, что субсидия перечисляется министерством на расчетный счет спортивной федерации в течение 5 рабочих дней со дня заключения соглашения по мере поступления денежных средств из бюджета Астраханской области.
Приложением к утвержденному вышеназванным постановлением порядку является типовая форма соглашения о предоставлении субсидии.
На основании представленных в материалы дела доказательств судебными инстанциями установлено, что в соответствии с условиями соглашения от 17.01.2013 в„– 09 на 2013 год Федерации предусмотрено предоставлении субсидии на сумму 657 427 руб.
В 2013 году Федерацией сдана отчетность на сумму 657 427 руб.
Во исполнение предусмотренных соглашением обязательств Министерство в 2013 году перечислило Федерации субсидии на общую сумму 657 427 руб.
Предусмотренные соглашением обязательства на 2013 год исполнены Министерством в полном объеме.
В соответствии с условиями соглашения от 09.01.2014 в„– 09 на 2014 год Федерации предусмотрено предоставлении субсидий на сумму 700 000 руб.
В 2014 году Федерацией сдана отчетность на сумму 701 934 руб.
Во исполнение предусмотренных соглашением обязательств Министерство перечислило Федерации субсидии на общую сумму 700 000 руб.
С учетом наличия обязательства по выплате субсидии в размере 700 000 руб., обязательства Министерством в соответствии с соглашением в 2014 году исполнены в полном объеме.
Как обоснованно указано судебными инстанциями, учитывая требования бюджетного законодательства, условия заключенного между сторонами по делу соглашения, правовые основания для обязания Министерства осуществлять выплату субсидии по возмещению расходов в размере, превышающем согласованную в соглашениях сумму, отсутствуют, поскольку иное противоречит требованиям законодательства и условиям соглашения между сторонами.
В соответствии с соглашением между сторонами по делу от 22.01.2015 в„– 25 Министерство обязалось выплатить субсидии в размере 500 000 руб. Федерация в свою очередь обязалась представлять в Министерство отчет установленной форме.
Согласно представленным в установленном порядке Федерацией отчетам об использовании средств бюджета Астраханской области, в 2015 году были затрачены и документально подтверждены денежные средства в общей сумме 339 395 руб.
Как следует из материалов дела, во исполнение принятых на себя обязательств Министерство перечислило Федерации субсидии в 2015 году на общую сумму 300 000 руб. Обязательства по соглашению Министерством в полном объеме не исполнены. Задолженность по выплате субсидии в 2015 году составляет 39 395 руб.
При данных обстоятельствах судебные инстанции правомерно пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Федерации в размере 39 395 руб.
Отклоняя доводы Федерации о наличии в спорном периоде фактических расходов, превышающих предусмотренную соглашениями сумму, судебные инстанции обоснованно сослались на следующее.
В соответствии с пунктом 9 утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 22.08.2011 в„– 306-П порядка, предусматривающего объемы и порядок предоставления субсидий, отраслевой орган вправе вносить изменения в соглашение путем заключения дополнительных соглашений в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете Астраханской области в соответствии со сводной бюджетной росписью, а также лимитами бюджетных обязательств, доведенных до отраслевого органа.
В случае выявления в течение финансового года дополнительной потребности в предоставлении субсидии государственное учреждение вправе обращаться в отраслевой орган с предложением об изменении объема предоставляемой субсидии, прилагая материалы, указанные в пунктах 5, 6 настоящего порядка.
Из материалов дела не усматривается, что Федерация обращалась в Министерство с предложением об изменении объема предоставленных субсидий, чем те, которые были установлены соответствующими соглашениями.
Расходы Федерации, превышающие согласованную сторонами по делу в соглашениях о предоставлении субсидии сумму, не могут быть компенсированы в форме предоставления субсидий на основании заключенных между сторонами соглашений.
Нарушение Министерством сроков выплаты субсидий, на что указывается Федерацией в кассационной жалобе, не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Фактически доводы Федерации, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судебными инстанциями норм права, связаны с ошибочным толкованием норм права, направлены на иную оценку доказательств и переоценку выводов суда, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда кассационной инстанции.
При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований соответствуют нормам права и материалам дела, судебными инстанциями дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц, в связи с чем судебной коллегией суда округа правовые основания к отмене обжалованных по делу судебных актов не установлены.
Поскольку основания для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы отсутствуют, расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы судебная коллегия в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.06.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 по делу в„– А06-324/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
М.М.САБИРОВ

Судьи
М.З.ЖЕЛАЕВА
А.В.ТОПОРОВ


------------------------------------------------------------------