Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.12.2016 N Ф06-15148/2016 по делу N А57-6768/2016
Требование: О признании незаконным бездействия административного органа, выразившегося в невключении здания торгово-развлекательного центра в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на определенный период, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: В ответ на запрос общества о необходимости включения спорного здания в указанный Перечень административный орган указал, что информация о спорном здании на момент формирования перечня у административного органа отсутствовала, вопрос о включении здания в Перечень будет рассмотрен в следующем периоде.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт незаконного бездействия подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2016 г. в„– Ф06-15148/2016

Дело в„– А57-6768/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
заявителя - Потапенко Е.Г., доверенность от 16.04.2015,
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.06.2016 (судья Викленко Т.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2016 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу в„– А57-6768/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-ипотечная компания" (127287, г. Москва, ул. 2-Хуторская, д 38А, стр. 9 ОГРН 1036405019144, ИНН 6450068105) заинтересованное лицо: Комитет по управлению имуществом Саратовской области (410031 г. Саратов, ул. Радищева, 30, ОГРН 1026402196622, ИНН 6450000788) о признании незаконным бездействия,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-ипотечная компания" (далее - ООО "Инвестиционно-ипотечная компания", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом Саратовской области (далее - административный орган) по не включению здания торгово-развлекательного центра "Триумф Молл" (кадастровый номер: 64:48:030446:88), расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Зарубина В.С., 167 общей площадью 58 037,1 кв. м (далее - ТРЦ "Триумф Молл") в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год" (далее - "Перечень" от 25.12.2015), утвержденный распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области в„– 1390-р от 25.12.2015; об обязании административного органа включить здание ТРЦ "Триумф Молл" в указанный "Перечень" от 25.12.2015; об обязании административного органа направить измененный "Перечень" от 25.12.2015 в соответствующий налоговый орган и разместить его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10.06.2016, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2016, заявленные требования удовлетворены в полном объеме, с административного органа в пользу общества взысканы расходы по госпошлине в сумме 3000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по управлению имуществом Саратовской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить вынесенные по делу судебные акты, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве общество, полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако административный орган явку своего представителя в суд не обеспечил.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "Инвестиционно-ипотечная компания" на основании свидетельства о регистрации права собственности в„– 64-АГ 081069 от 10.12.2010 является собственником ТРЦ "Триумф Молл" по адресу: г. Саратов, ул. им. Зарубина В.С., 167.
Названное здание располагается на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030446:12 площадью 21 814 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства торгово-развлекательного центра, в качестве сведений о правообладателе значится ООО "Инвестиционно-ипотечная компания", Свидетельство о собственности 64-01/48-934/2003-169 от 12.09.2003, дата постановки на кадастровый учет - 05.02.1996.
На основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 в„– 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" земельный участок с кадастровым номером 64:48:030446:12 прошел государственную кадастровую оценку в группе видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Расположенное на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030446:12 здание ТРЦ "Триумф Молл" поставлено на кадастровый учет 04.07.2012, кадастровый номер объекта 64:48:030446:88.
Согласно кадастровому паспорту объекта недвижимого имущества, здание располагается в кадастровом квартале 64:46:030446.
После постановки 04.07.2012 на кадастровый учет объекта недвижимого имущества - здания ТРЦ "Триумф Молл", Комитетом по управлению имуществом Саратовской области распоряжением от 28.12.2012 в„– 990-р "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Саратовской области" установлена кадастровая стоимость ТРЦ "Триумф Молл" в размере 1 160 169 633,99 рублей.
Согласно кадастровой справке кадастровая стоимость ТРЦ по состоянию на 01.01.2016 также составляет 1 160 169 633,99 рублей.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25.12.2015 в„– 1390-р определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, в который здание ТРЦ "Триумф Молл" общества не было включено.
С 01.01.2016 вступил в силу Закон Саратовской области от 25.11.2015 в„– 149-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций" (далее - Закон от 25.11.2015 в„– 149-ЗСО).В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 Закона от 25.11.2015 в„– 149-ЗСО налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. метров и помещений в них.
Указывая, что нежилое здание и помещения в нем, принадлежащие заявителю, отвечают всем установленным законом критериям, общество считая, что не включение данного здания ТРЦ центра "Триумф Молл" в "Перечень" от 25.12.2015, не соответствует требованиям законодательства, а именно: статьям 3, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статье 1 Закона от 25.11.2015 в„– 149-ЗСО, а также нарушает права ООО "Инвестиционно-ипотечная компания" как собственника здания ТРЦ "Триумф Молл" и плательщика налога на имущество организаций, имеющего право определить свою реальную обязанность по уплате налога путем использования в качестве налоговой базы кадастровой стоимости здания ТРЦ, обратилось в административный орган.
В письме от 01.03.2016 за исх. в„– 960 на запрос общества о необходимости включения здания ТРЦ "Триумф Молл" в Перечень Комитет по управлению имуществом Саратовской области указал, что вопрос о включении здания ТРЦ "Триумф Молл" в Перечень будет рассмотрен лишь применительно к 2017 году в связи с тем, что у Комитета по управлению имуществом Саратовской области отсутствовала информация о здании ТРЦ "Триумф Молл" на момент формирования Перечня на 2016 год.
Полагая, что оспариваемое бездействие Комитета по управлению имуществом Саратовской области является незаконным на момент формирования Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2016, поскольку Комитет знал о данном объекте недвижимого имущества и земельном участке с соответствующим разрешенным использованием, так как проводил кадастровую оценку этих объектов, кроме того, в предварительном перечне объектов на 2014 г. указанное здание значилось, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 этой статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 этой статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
При этом, данная норма права не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, поскольку таковой должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них, т.е. пункт 7 статьи 378.2 НК РФ закрепляет обязанность уполномоченного органа.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, отметив, что определение объектов для Перечня является обязанностью именно уполномоченного органа и не носит обязательного заявительного порядка со стороны общества, указав, что, утверждая кадастровую стоимость названных объектов - здания и земельного участка в 2012 год, а также включая их в аналогичный перечень на 2014 год, Комитет по управлению имуществом Саратовской области знал о существовании данных объектов и их предназначении, пришел к обоснованному выводу о том, что в данном конкретном случае оспариваемое бездействие административного органа не соответствует положению пункта 7 статьи 378.2 НК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя на равный с иными налогоплательщиками подход к определению налогооблагаемой базы при наличии у имущества всех критериев, позволяющих отнести его к объекту, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В качестве восстановления прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции обязал Комитет по управлению имуществом Саратовской области принять решение в установленной форме о внесении изменений в ранее изданное распоряжение в„– 1390-р от 25.12.2015 об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 г., путем включения в данный Перечень здания ТРЦ "Триумф Молл", а также обязал Комитет по управлению имуществом Саратовской области направить данные изменения в налоговый орган и разместить на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе административный орган оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, настаивая, что Комитет по управлению имуществом Саратовской области не располагал информацией о земельном участке с расположенным на нем зданием ТРЦ "Триумф Молл" на момент издания распоряжения от 25.12.2015 в„– 1390-р, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятого судебного акта, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.06.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2016 по делу в„– А57-6768/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.В.МОСУНОВ

Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------