Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.12.2016 N Ф06-14979/2016 по делу N А57-29481/2015
Требование: О понуждении заключить договоры купли-продажи земельных участков.
Обстоятельства: Общество указало, что бездействие уполномоченного органа, выразившееся в незаключении договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков, противоречит действующему законодательству.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку право общества на переоформление права пользования третьих лиц на данные земельные участки.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2016 г. в„– Ф06-14979/2016

Дело в„– А57-29481/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Комплекс вспомогательных производств" - Харзовой О.А. (доверенность от 18.08.2016),
Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - Сударкиной О.Ф. (доверенность от 20.01.2016),
администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - Сударкиной О.Ф. (доверенность от 06.12.2016 в„– 01-20/6180),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области и Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2016 (судья Пузина Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Волкова Т.В., Антонова О.И.)
по делу в„– А57-29481/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью "Комплекс вспомогательных производств" (ИНН 6455046426, ОГРН 1076455002502), г. Саратов, к Комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково Саратовской области, о понуждении заключить договоры купли-продажи, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково Саратовской области, муниципального образования г. Балаково в лице администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково Саратовской области, общества с ограниченной ответственностью "Энергокомлекс" (ИНН 6454105573, ОГРН 1156451030724), г. Балаково,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Комплекс вспомогательных производств" (далее - ООО "КВП", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Комитет) о понуждении заключить договоры купли-продажи земельных участков, расположенных по адресу: Саратовская область, г. Балаково, Саратовское шоссе, д. 2: площадью 56270 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:0059; площадью 136323 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:0191; площадью 228106 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:0194; площадью 43305 кв. м с кадастровым номером 64:40:042201:0005; площадью 6309 кв. м с кадастровым номером 64:40:042304:0004; площадью 10433 кв. м с кадастровым номером 64:40:042304:0005; площадью 14179 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:312; площадью 11374 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:313; площадью 10353 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:222; площадью 30608 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:229; площадью 10627 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:230; площадью 16152 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:231; площадью 14193 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:232; площадью 12590 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:233; площадью 27677 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:234; площадью 4914 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:85; площадью 1189 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:158; площадью 2791 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:143, а также земельных участков, расположенных по адресу: Саратовская область, Балаковский район, СПК "Колхоз им. Свердлова": площадью 3193 кв. м с кадастровым номером 64:05:131201:5; площадью 177249 кв. м с кадастровым номером 64:05:131201:6.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 исковые требования удовлетворены частично; ООО "КВП" отказано в удовлетворении исковых требований о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 177249 кв. м с кадастровым номером 64:05:131201:6, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, СПК "Колхоз им. Свердлова", по выкупной цене в размере 16143,84 руб. В остальной части исковые требования общества удовлетворены; суд обязал Комитет заключить с ООО "КВП" договоры купли-продажи земельных участков в утвержденной редакции.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет и администрация Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - администрация) обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители кассационных жалоб указали на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Комитета и администрации, явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационных жалобах, поддержал.
Представитель ООО "КВП", явившийся в судебное заседание, с кассационными жалобами не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как следует из материалов дела и установлено судами, открытому акционерному обществу "Балаковское химволокно" (далее - ОАО "Балаковское химволокно") на праве постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены земельные участки: площадью 10 353 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:222; площадью 27 677 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:0234; площадью 2 791 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:143; площадью 10 627 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:0230; площадью 30 608 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:0229; площадью 14 193 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:0232; площадью 16 152 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:0231; площадью 12 590 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:0233; площадью 1 189 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:158, а также земельный участок площадью 3 139 кв. м с кадастровым номером 64:05:131201:0005, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
Открытому акционерному обществу "Вискозное волокно" (далее - ОАО "Вискозное волокно") на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок площадью 177 249 кв. м с кадастровым номером 64:05:131201:0006, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Открытому акционерному обществу "Нить" (далее - ОАО "Нить") на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок площадью 4 914 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:85, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
ООО "КВП" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки: площадью 14 179 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:312 и площадью 11 374 кв. м с кадастровым номером 64:40:030301:313, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации, а также на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: сооружение - шламонакопитель в„– 2 площадью застройки 150000 кв. м и производственный комплекс в„– 5, расположенные по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Саратовское шоссе, д. 2, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
ООО "КВП по договору купли-продажи, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "Энергокомплекс" (далее - ООО "Энергокомплекс") были приобретены объекты недвижимости, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 64:40:030301:0194, 64:40:042304:0005, 64:40:042304:0004, 64:40:030301:0059, 64:40:030301:0191, 64:40:042201:0005, которые принадлежали "Энергокомплекс" на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
ООО "КВП" является правопреемником ОАО "Нить", ОАО "Вискозное волокно", ОАО "Балаковское химволокно", что подтверждается имеющимися в материалах дела Уставами, выписками из Единого государственного реестра юридических лиц.
Общество 25.02.2015 обратилось в Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района (в настоящее время Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области) с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельных участков с кадастровыми номерами 64:05:131201:0005, 64:40:030301:222, 64:40:030301:143, 64:40:030301:158, 64:40:030301:0234, 64:40:030301:0233, 64:40:030301:0232, 64:40:030301:0231, 64:40:030301:0230, 64:40:030301:0229, 64:05:131201:0006, 64:40:030301:85, 64:40:030301:312, 64:40:030301:313 в порядке переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", направив проекты договоров купли-продажи земельных участков.
Кроме того, истец 25.02.2015 обратился в Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельных участков с кадастровыми номерами 64:40:030301:0194, 64:40:042304:0005, 64:40:042304:0004, 64:40:030301:0059, 64:40:030301:0191, 64:40:042201:0005 на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, направив проекты договоров купли-продажи земельных участков.
Комитет письмами от 17.03.2015 в„– 1048, в„– 1050 отказал ООО "КВП" в заключении договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков в собственность, указав, что шесть земельных участков не свободны от прав третьих лиц, а также ввиду необходимости обращения с заявлениями о предоставлении спорных земельных участков в администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области и ввиду неправильного оформления заявлений.
Письмом от 15.10.2015 Комитет указал, что только после внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ООО "Энергокомплекс" на земельные участки с кадастровыми номерами 64:40:030301:0194, 64:40:042304:0005, 64:40:042304:0004, 64:40:030301:0059, 64:40:030301:0191, 64:40:042201:0005 и поступления от ООО "КВП" заявления с документами будет возможно рассмотрение вопроса о предоставлении указанных земельных участков в собственность.
ООО "КВП", полагая, что отказы Комитета в заключении договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что к ООО "КВП" перешло право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки, пришли к выводу о том, что общество на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент подачи заявлений, обязано переоформить указанное право на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Как правильно отмечено судами, к ООО "КВП" перешло право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 64:40:030301:222, 64:40:030301:0234, 64:40:030301:143, 64:40:030301:0230, 64:40:030301:0229, 64:40:030301:0232, 64:40:030301:0231, 64:40:030301:0233, 64:40:030301:158, 64:05:131201:0005, 64:05:131201:0006, 64:40:030301:85 от ОАО "Балаковское химволокно", ОАО "Вискозное волокно", ОАО "Нить" в порядке правопреемства.
Довод кассационных жалоб о том, что ООО "КВП" не является правопреемником ОАО "Вискозное волокно", ОАО "Нить", судебной коллегией отклоняется, поскольку судами установлено и подтверждается материалами дела (Уставами, выписками из Единого государственного реестра юридических лиц), что истец является правопреемником ОАО "Балаковское химволокно", ОАО "Вискозное волокно", ОАО "Нить", в связи с чем от данных юридических лиц к нему перешло и право постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанные земельные участки.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 271, пункта 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, с момента государственной регистрации права собственности за ООО "КВП" на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 64:40:030301:0194, 64:40:042304:0005, 64:40:042304:0004, 64:40:030301:0059, 64:40:030301:0191, 64:40:042201:0005, которые ранее были предоставлены ООО "Энергокомплекс" на праве постоянного бессрочного пользования, истец приобрел право постоянного (бессрочного) пользования на данные земельные участки.
Данный вывод судов соответствует правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2013 в„– 16448/12 по делу в„– А76-20548/2011, согласно которой право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у покупателя объекта недвижимости, расположенного на этом земельном участке, возникает с момента государственной регистрации права собственности на недвижимость, независимо от регистрации прав на земельный участок, вследствие чего покупатель объекта недвижимости имеет право на приватизацию земельного участка путем переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Из пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент подачи ООО "КВП" заявлений, юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом собственник объекта недвижимости имеет право на приобретение в собственность или аренду земельного участка, занятого указанным объектом недвижимости и необходимым для его использования и для реализации этого права не требуется прекращение права постоянного (бессрочного) пользования третьего лица на данный земельный участок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2012 в„– 12955/11).
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что общество имеет право на переоформление права (постоянного) бессрочного пользования на спорные земельные участки на право аренды или приобрести их в собственность и для реализации этого права не требуется прекращение права постоянного (бессрочного) пользования третьих лиц на данные земельные участки.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Как указывалось выше, общество, реализуя свое право на приобретение спорных земельных участков в собственность, направило проекты договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков в адрес Комитета, который отказался от заключения указанных договоров.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив отсутствие оснований, предусмотренных статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении в собственность ООО "КВП" спорных земельных участков, пришли к правильному выводу о том, что данные земельные участки могут быть предоставлены обществу в собственность за плату.
При этом, принимая проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 64:40:030301:0059, 64:40:030301:0191, 64:40:030301:0194, 64:40:042201:0005, 64:40:042304:0004, 64:40:042304:0005, 64:40:030301:312, 64:40:030301:313, 64:40:030301:222, 64:40:030301:229, 64:40:030301:230, 64:40:030301:231, 64:40:030301:232, 64:40:030301:233, 64:40:030301:234, 64:40:030301:85, 64:40:030301:158, 64:40:030301:143, 64:05:131201:5 в части выкупной цены в редакции, предложенной истцом, суды исходили из того, что на данных земельных участках находятся объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, принадлежащие обществу, и выкупная цена спорных земельных участков должна определяться в соответствии с Порядком определения цены продажи и оплаты земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Балаково, утвержденным решением Совета муниципального образования г. Балаково от 28.02.2013 в„– 477, которым установлено, что продажа таких земельных участков осуществляется по цене в размере трехкратной величины ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Решением Совета муниципального образования г. Балаково от 26.07.13 в„– 512 установлена налоговая ставка в процентах от кадастровой стоимости в размере 0,3% (в прежней редакции установлена налоговая ставка 0,1%) в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (пункт 2.1).
Таким образом, суды пришли к выводу, что цена вышеуказанных земельных участков должна определяться исходя из 0,9% кадастровой стоимости.
Проверив представленный ООО "КВП" расчет цены земельных участков с кадастровыми номерами 64:40:030301:0059, 64:40:030301:0191, 64:40:030301:0194, 64:40:042201:0005, 64:40:042304:0004, 64:40:042304:0005, 64:40:030301:312, 64:40:030301:313, 64:40:030301:222, 64:40:030301:229, 64:40:030301:230, 64:40:030301:231, 64:40:030301:232, 64:40:030301:233, 64:40:030301:234, 64:40:030301:85, 64:40:030301:158, 64:40:030301:143, 64:05:131201:5 и признав его правильным, суды удовлетворили исковые требования в указанной части.
Довод заявителей кассационных жалоб о том, что судами при расчете выкупной стоимости земельных участков был применен Порядок определения цены продажи и оплаты земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Балаково, утвержденный решением Совета муниципального образования г. Балаково от 28.02.2013 в„– 477, тогда как часть земельных участков принадлежит на праве собственности Балаковскому муниципальному образованию, а на часть земельных участков государственная собственность не разграничена, в связи с чем, выкупная цена земельных участков должна определяться по иным нормативным актам, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
По смыслу статей 421, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Стороны обязаны руководствоваться регулируемым законодательными актами размером выкупной цены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и не вправе применять другую цену.
Положения пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации о применении цен, устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами или органами местного самоуправления, являются императивными, возможность изменения размера выкупной стоимости земельного участка, находящегося в государственной собственности, законом и нормативными правовыми актами не предусмотрена.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка, пунктом 1 статьи 2 которого установлен субъектный состав лиц, которым до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки с кадастровыми номерами 64:05:131201:0005, 64:05:131201:0006, 64:40:030301:312, 64:40:030301:313, 64:40:030301:0194, 64:40:030301:0191, 64:40:042201:0005 принадлежат на праве собственности Балаковскому муниципальному образованию Саратовской области; земельные участки с кадастровыми номерами 64:40:030301:85, 64:40:030301:222, 64:40:030301:0234, 64:40:030301:143, 64:40:030301:0229, 64:40:030301:0230, 64:40:030301:0231, 64:40:030301:0232, 64:40:030301:0233, 64:40:030301:158 на праве собственности принадлежат муниципальному образованию г. Балаково; право государственной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 64:40:030301:0059, 64:40:042304:0005, 64:40:042304:0004 не разграничено, что подтверждается представленными в материалах дела выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.04.2016.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 в„– 413-П "О порядке определения цены земельных участков и их оплаты" цена земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Саратовской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, лицам, являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов установлена в размере трехкратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 решения Собрания Балаковского муниципального района от 28.03.2013 в„– 488 "О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в собственности Балаковского муниципального района, при продаже данных земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" цена земельных участков, находящихся в собственности Балаковского муниципального района, при продаже данных земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, установлена в размере трехкратной величины ставки земельного налога за единицу площади соответствующего земельного участка, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Пунктом 5 Порядка определения цены продажи и оплаты земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования г. Балаково, утвержденного решением Совета муниципального образования г. Балаково от 28.02.2013 в„– 477 предусмотрено, что цена продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Балаково, при их продаже, устанавливается в размере трехкратной величины ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Из указанных нормативных актов следует, что выкупная стоимость спорных земельных участков подлежит определению исходя из трехкратной величины ставки земельного налога за единицу площади соответствующего земельного участка.
Как указывалось выше, налоговая ставка в процентах от кадастровой стоимости установлена в размере 0,3% (в прежней редакции установлена налоговая ставка 0,1%) в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (пункт 2.1 решения Совета муниципального образования г. Балаково от 26.07.13 в„– 512)
Таким образом, произведенный судами расчет выкупной стоимости земельных участков в соответствии с Порядком определения цены продажи и оплаты земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Балаково, утвержденным решением Совета муниципального образования г. Балаково от 28.02.2013 в„– 477, не привел к принятию неправильного судебного акта.
Довод заявителей кассационных жалоб, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что на вышеуказанных земельных участках находятся объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, принадлежащие истцу, судебной коллегией отклоняется.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела ООО "КВП" на праве собственности принадлежат: сооружение - шламонакопитель в„– 2 площадью застройки 150000 кв. м и производственный комплекс в„– 5, включающий в себя: нежилое здание насосной станции перекачки стоков; здание дозировочной станции; здание насосной при контактных осветителях; здание насосной станции водозабора и трансформаторной подстанцией с пристройками; здание станции нейтрализации стоков со складами извести с пристройками; здание насосно-воздуховной и иловой; здание барабанных сеток; сооружение (канал очищенных стоков биологической доочистки); сооружение (каналы и лотки под дорогами) 2 шт.; сооружение (выпуск очистных стоков озеро моховое); сооружение (пруд отстойник); сооружение (лотки промстоков); сооружение (резервуары грязной воды) 2 шт.; сооружение (резервуары фильтрованной воды) 2 шт.; сооружение (аэротенки-смесители); сооружение (отстойники первичные) 4 шт.; сооружения (ограждение пускового комплекса); сооружение (сбросной канал 1 участок); сооружения (коммуникации на площадке механической очистки) 3 шт. - трубопровод усредненных стоков не содержащих цинк, трубопровод опорожнения барабанных сеток, трубопровод чистой фильтрованной воды; сооружение (автодорога); сооружение (площадка); сооружение (сбросной канал на пойме); сооружение (трубопровод чистой фильтрованной воды); сооружение (шламопровод); сооружение (трубопровод механо-химической очистки); сооружение (лоток с приемной резервуарной камерой); сооружение (резервуар хозяйственно-фекальных стоков); сооружение (водоприемник в„– 2 (ремонтный резервуар в„– 2); сооружение (водоприемник в„– 1 (ремонтный резервуар в„– 1); сооружение (камера смешения); сооружение (водоприемник в„– 3 (приемный резервуар); сооружение (отстойники первичные в„– 1-8) 4 шт.; сооружение (коммуникации биологической доочистки) канализация, трубопровод откачки избыточного ила, водопровод, теплотрасса; сооружение (усреднитель цинкосодержащих стоков); сооружение (канал промышленный); сооружение (резервуары активного ила и пеногашения); сооружение (лоток промстоков не содержащих цинк); сооружение (разделительная стенка приемного резервуара); сооружение (шламонакопитель в„– 3); сооружение (отстойные пруды); сооружение (отстойники радиальные) 4 шт.; сооружение (сбросной канал 2 участок); сооружение (трубопровод канализации отстойных стоков не содержащих цинка).
Таким образом, суды, исходя из назначения объектов, расположенных на вышеуказанных земельных участках, пришли к правильному выводу о том, что данные объекты относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Кроме того, судебными актами по делам в„– А57-25044/2012, в„– А57-12624/2011, в„– А57-1312/2011 в„– А57-20697/2012, в„– А57-8307/2012, в„– А57-12827/2012, вступившими в законную силу, установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 64:40:030301:0059, 64:40:030301:0191, 64:40:030301:0194, 64:40:042304:0005, 64:40:042304:0004, 64:40:042201:0005, 64:05:131201:0005, 64:40:030301:222, 64:40:030301:143, 64:40:030301:158, 64:40:030301:0234, 64:40:030301:0233, 64:40:030301:0232, 64:40:030301:0231, 64:40:030301:0230, 64:40:030301:0229, 64:40:030301:85, 64:40:030301:312, 64:40:030301:313 заняты объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что выкуп данных земельных участков должен осуществляться по льготной цене.
Довод кассационных жалоб о том, что выкупная стоимость земельного участка должна определяться на момент заключения договора купли-продажи, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент подачи обществом заявлений, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органом исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Из содержания пунктов 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления, в связи с чем выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.12.2013 по делу в„– А65-11350/2013, от 20.03.2014 по делу в„– А55-11644/2013, от 28.05.2014 по делу в„– А06-6214/2013.
Таким образом, суды пришли, к обоснованному выводу о том, что выкупная стоимость спорных земельных участков должна быть определена в соответствии с нормативным актом, действующим на момент подачи ООО "КВП" заявления от 25.02.2015.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что требования общества в части понуждения Комитета заключить договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 64:40:030301:0059, 64:40:030301:0191, 64:40:030301:0194, 64:40:042201:0005, 64:40:042304:0004, 64:40:042304:0005, 64:40:030301:312, 64:40:030301:313, 64:40:030301:222, 64:40:030301:229, 64:40:030301:230, 64:40:030301:231, 64:40:030301:232, 64:40:030301:233, 64:40:030301:234, 64:40:030301:85, 64:40:030301:158, 64:40:030301:143, 64:05:131201:5 на условиях проекта, предложенного истцом, подлежат удовлетворению.
При этом отказывая в удовлетворении исковых требований о заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 177249 кв. м с кадастровым номером 64:05:131201:6, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, СПК "Колхоз им. Свердлова" на условиях, предложенных ООО "КВП", суды исходили из того, что обществом не доказано, что на данном земельном участке расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
В данной части судебные акты не обжалуются.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 по делу в„– А57-29481/2015 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.

Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ

Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА


------------------------------------------------------------------