Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.12.2016 N Ф06-15769/2016 по делу N А06-10921/2015
Требование: О признании недействительным решения органа Фонда социального страхования РФ.
Обстоятельства: Орган Фонда социального страхования РФ: не принял к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ссылаясь на то, что выплаты начислены учреждением на основании неправильно оформленных листков нетрудоспособности; доначислил страховые взносы, ссылаясь на то, что учреждение неправомерно занизило базу для начисления страховых взносов на сумму выплаченного единовременного пособия молодым специалистам.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доводы органа Фонда социального страхования РФ отклонены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2016 г. в„– Ф06-15769/2016

Дело в„– А06-10921/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Ольховикова А.Н., Мухаметшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Ахуновой Э.Х.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области
ответчика - Бычковской Н.В., доверенность от 11.01.2016,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.06.2016 (судья Колмакова Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2016 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу в„– А06-10921/2015
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница", Астраханская область, Камызякский район, г. Камызяк (ИНН 3005002215, ОГРН 1023000841555) к Государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань (ИНН 3015010945, ОГРН 1023000828058) о признании недействительным решения от 08.09.2015 в„– 378 в части,

установил:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" (далее - заявитель, ГБУЗ АО "Камызякская районная больница", страхователь, Больница) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ГУ Астраханское РО ФСС РФ) от 08.09.2015 в„– 378 в части начисления страховых взносов на сумму 23 450,93 руб. и соответствующих сумм штрафа.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28.06.2016 признано недействительным решение ГУ Астраханское РО ФСС РФ от 08.09.2015 в„– 378, вынесенного в отношении ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" в части начисления страховых взносов на сумму 23 450,93 руб. и соответствующих сумм штрафа.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2016 решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.06.2016 оставлено без изменения.
ГУ Астраханское РО ФСС РФ, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять новый судебный акт, которым требования ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" оставить без удовлетворения в полном объеме.
Представитель Фонда в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Заявитель в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия заявителя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Фондом проведена выездная проверка ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" по вопросам правильности расходования на выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проведенной проверки ГУ Астраханское РО ФСС РФ принято решение в„– 378 о привлечении ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 10 257,06,68 руб.
Кроме того, указанным решением ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 51 285,31 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с указанным решением в части начисления страховых взносов, штрафов в связи с неотнесением к компенсационным выплат медицинским работникам на основании Постановлений Правительства Астраханской области от 11.08.2010 в„– 361-П в размере 23 200 руб., а также в части признания объектом налогообложения страховыми взносами выплат в виде пособий по временной нетрудоспособности произведенных с нарушением законодательства и дополнительному начислению страховых взносов в размере 250,93 руб., ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
Как установлено судами, в ходе проверки Фондом были не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации, поскольку выплаты начислены на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности на следующих сотрудников: Шитовой Т.Ю., Бейбалаевой А.З., Таймуратовой Р.М., Тыщенко Н.А., Кулушеву Г.Б., Дуйсекеновой Б.К., Максимовой Е.А., Птиковой З.Н., Сокольской Л.Ю.
Фонд пришел к выводу, что в нарушение пункта 56 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 в„– 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Приказ в„– 624н), согласно которому при наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен оформляется дубликат листка нетрудоспособности, бухгалтерия приняла и оплатила листки нетрудоспособности с исправлениями, внесенными медицинской организацией.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 в„– 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон в„– 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания.
Из содержания части 5 статьи 13 Закона в„– 255-ФЗ и пункта 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 в„– 624н (далее - Порядок в„– 624н) следует, что документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4.2 Закона в„– 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Как установлено судами, факты наступления страховых случаев в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорными листками нетрудоспособности, Фондом не опровергнуты, доказательств недостоверности листков нетрудоспособности, их выдачи при отсутствии заболеваний у работников общества, либо без освидетельствования медицинским работником, учреждением не представлено.
Создание страхователем искусственной ситуации для получения средств фонда социального страхования Фондом в ходе проведения проверки также не установлено.
При проверке в больничных листах сотрудником Фонда были выявлены следы подчисток в датах. При этом, как верно указали суды, наличие подчисток в датах это только субъективное мнение сотрудника Фонда, ничем другим документально не подтвержденное.
Суды со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 в„– 10605/12 обоснованно указали, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства не могут быть возложены на страхователя.
В силу пункта 6 части 1 статьи 4.2 Закона в„– 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листов нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
Кроме того, решением Арбитражного суда Астраханской области от 02.03.2016 по делу в„– А06-10920/2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 04.08.2016 по спору между теми же лицами признано недействительным решение ГУ Астраханское РО ФСС РФ от 08.09.2015 в„– 69, вынесенного в отношении ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" в части возмещения расходов на сумму 185 779,91 руб., по результатам той же выездной проверки в отношении рассматриваемого нарушения.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования в указанной части.
Кроме того, основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод ГУ Астраханского РО Фонда социального страхования Российской Федерации о том, что страхователем в 2012, 2013, 2014 годах в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 11.08.2010 в„– 361-П "О мерах социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области", однако не начислены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний на данные.
Фонд считает, что поскольку пособия молодым специалистам Мельничук А.П., Кусалиеву К.К., Хромых Я.Ю. (Краморова), Шишкиной А.В., Мурадову Р.К., Тарасовой А.А., Худайбердиевой М.Д., Павленко А.С., Джумаевой З.З. (Утебалиева), Куанышевой А.Т., Измайловой А.М., Пластун О.В., Ерину В.В., Катакаеву И.Т., Абубекеровой И.Г., Каражегитовой Т.Т., Ширяеву А.Н., Нурсултановой А.Е. установлены постановлением Правительства Астраханской области, а данный акт не является законодательным актом субъекта Российской Федерации, то такие выплаты, произведенные Больницей своим работникам, подлежат обложению страховыми взносами.
Суды, руководствуясь положениями Закона в„– 212-ФЗ, Федерального закона от 24.07.1998 в„– 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон в„– 125-ФЗ), пришли к правильному выводу о том, спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда и соответственно не подлежат обложению страховыми взносами.
Постановлением Правительства Астраханской области от 11.08.2010 в„– 361-П "О мерах социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области" в целях усиления социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Астраханской области, закрепления их в системе здравоохранения и обеспечения медицинскими кадрами государственных бюджетных учреждений здравоохранения Правительством Астраханской области были установлены для молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области меры социальной поддержки в виде единовременного пособия из бюджета Астраханской области из расчета 30 000 руб. и 50 000 руб. на одного медицинского работника.
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки молодым специалистам системы здравоохранения Астраханской области, установленным Постановлением Правительства Астраханской области от 11.08.2010 в„– 361-П финансирование мер социальной поддержки осуществляется министерством в виде предоставления из бюджета Астраханской области медицинским учреждениям в установленном порядке субсидии на иные цели. Медицинское учреждение в течение 10 дней со дня зачисления денежных средств на лицевой счет перечисляет их на банковский счет молодого специалиста по реквизитам, указанным в пункте 4.1 данного Порядка (пункт 6.2).
Как установлено судом, в 2012 - 2014 гг. производились выплаты единовременных пособий на основании Постановления Правительства Астраханской области от 11.08.2010 в„– 361-П "О мерах социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области" следующим работникам заявителя: Мельничук А.П., Кусалиеву К.К., Хромых Я.Ю. (Краморовой), Шишкиной А.В., Мурадову Р.К., Тарасовой А.А., Худайбердиевой М.Д., Павленко А.С. по 50 000 руб., за 2013 год Джумаевой З.З. (Утебалиевой), Куанышевой А.Т., Измайловой А.М., Пластун О.В., Ерину В.В., Катакаеву И.Т. по 50 000 руб., Абубекеровой И.Г., Каражегитовой М.Т. по 30 000 руб., за 2014 год Ширяеву А.Н., Нусултановой А.Е. по 30 000 руб.
Как верно указали суды, данные выплаты единовременного пособия молодым специалистам учреждения являются государственными пособиями, носят единовременный и исключительно компенсационный характер, и не могут быть квалифицированы как часть оплаты труда (трудовых затрат) работников.
С учетом вышеизложенного суды пришли к обоснованному выводу, что спорные выплаты не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в силу статьи 9 Закона в„– 212-ФЗ и произведены медицинским учреждением в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области и за счет средств бюджета Астраханской области.
Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 АПК РФ Фондом в кассационной жалобе не опровергнуты.
Возражения Фонда о том, что судами не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы судов, положенные в основу обжалуемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования ГБУЗ АО "Камызякская районная больница".
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судами обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.06.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2016 по делу в„– А06-10921/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
О.В.ЛОГИНОВ

Судьи
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Р.Р.МУХАМЕТШИН


------------------------------------------------------------------