Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.12.2016 N Ф06-16099/2016 по делу N А55-28643/2015
Требование: О взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению, штрафа.
Обстоятельства: Органом фонда обязательного медицинского страхования по результатам проверки сделан вывод о нецелевом использовании учреждением средств обязательного медицинского страхования. Учреждение не произвело в добровольном порядке возврат в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт нецелевого использования учреждением денежных средств не доказан.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2016 г. в„– Ф06-16099/2016

Дело в„– А55-28643/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Гильмановой Э.Г., Топорова А.В.,
при участии представителя:
истца - Сомова А.Б. (доверенность от 11.01.2016 в„– 11/05),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2016 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 (председательствующий судья Холодная С.Т., судей Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу в„– А55-28643/2015
по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (ОГРН 1036300001143) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Сызранская центральная районная больница" (ОГРН 1026303065414) о взыскании денежных средств,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства здравоохранения Самарской области,

установил:

в Арбитражный суд Самарской области обратился Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - Фонд) с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Сызранская центральная районная больница" (далее - Учреждение) о взыскании 92 818 руб. 05 коп. использованных не по целевому назначению денежных средств и 9282 руб. 04 коп. штрафа.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Фонд ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение его прав и законных интересов в результате неправильного применения и толкования норм права, на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, Учреждение допустило нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования на коммунальные платежи.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15.12.2016 при участии представителя истца - Сомова А.Б. (доверенность от 11.01.2016 в„– 11/05); ответчика - Красненковой А.В. (доверенность от 17.10.2016 в„– 123) объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 22.12.2016.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу после перерыва в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав представителя истца, проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения норм права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции сторон, изложенной в жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что Учреждение входило в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи и Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования населения Самарской области, утвержденной постановлением правительства Самарской области от 19.12.2011 в„– 819.
Фонд провел комплексную проверку использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования и установил нарушения в общей сумме - 92 818 руб. 05 коп., перечисленных учреждением здравоохранения посредством платежных поручений от 23.04.2013 в„– 685 на сумму 20 404 руб. 97 коп., с указанием назначения платежа - "Т.С. 04.01.06. За подачу теплоэнергии, согласно Акта сверки от 01.04.2013 года..."; от 24.04.2013 в„– 701 на сумму 72 413 руб. 08 коп., с назначением платежа - "Т.С. 04.01.06. Транспорт. газа, согласно Акта сверки от 01.04.2013 года...".
Результаты проверки отражены в акте от 08.10.2014, в котором Учреждению было предложено возместить денежные средства в бюджет Фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего требования.
Учреждение не выполнило в добровольном порядке требование Фонда.
Согласно указанному акту Учреждению Фондом был начислен штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования - 9282 руб. 04 коп.
Руководствуясь статьями 7, 20, 30, 35, 36, 39 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 326-ФЗ), статьями 19, 32 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", суд отказал в удовлетворении заявленного требования, не установив нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Выслушав представителя истца, проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции сторон, изложенной в жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия не находит правовых оснований для их отмены.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Федеральным законом от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон в„– 326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона в„– 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии со статьей 4 Закона в„– 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно части 4 статьи 30 Закона в„– 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим законом.
На основании пункта 7 статьи 35 Закона в„– 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации Программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.
Истцом не представлено надлежащих доказательств того, что произведенная ответчиком оплата коммунальных услуг, явилась нецелевым использованием денежных средств.
Судом установлено, что Учреждение не имело реальной возможности, в рамках договора от 21.12.2011 в„– 2-Т на отопление и договора от 01.12.2011 в„– 45-4-3947/12 поставки и транспортировки газа, произвести оплату в пользу своих контрагентов в декабре месяце 2012 года, поскольку счета-фактуры на оплату поступили фактически 11.01.2013 и 18.01.2013.
В соответствии с приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.12.2012 в„– 3427 "О принятии МП Центральной районной больницы Сызранского района из собственности муниципального района Сызранский Самарской области в собственность Самарской области" данное лечебное учреждение было передано в собственность Самарской области, как имущественный комплекс с 01.01.2013.
В свою очередь Министерством здравоохранения Самарской области распоряжение в„– 30-11/197 о перечислении денежных остатков МП Центральной районной больницы Сызранского района, переданного в собственность Самарской области на специальный счет, в том числе, средства обязательного медицинского страхования, было издано 19.12.2012.
Денежные средства на 01.01.2013 на балансе ответчика, в том числе, по статье 171 (на оплату коммунальных услуг) - отсутствовали, что подтверждено балансом по состоянию на 01.01.2013.
Начиная с 01.01.2013, оплата коммунальных платежей стала осуществляться из средств ОМС, в соответствии с условиями Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования населения Самарской области, вступившего в действие с 01.01.2013 года (раздел 3, статья 220 "Оплата работ, услуг", подстатья 223 "Коммунальные услуги").
Оплата за оказанные в декабре 2012 коммунальные услуги произведена Учреждением в соответствии с условиями договоров от 21.12.2011 в„– 2-Т, от 01.12.2011 в„– 45-4-3947/12, в соответствии с которыми обязательства по оплате наступили для ответчика 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов-фактур и акта выполненных работ (соответственно пункты 4.5, 5.5.3 названных договоров).
Расчеты произведены ответчиком с учетом раздела 3, статьи 220 "Оплата работ, услуг", подстатьи 223 "Коммунальные услуги" Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования населения Самарской области, вступившего в действие с 01.01.2013.
Правильно применив нормы права, а также исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, представленные в материалы дела, доводы сторон в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к верному выводу о недоказанности Фондом факта нецелевого использования средств Учреждением.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 по делу в„– А55-28643/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
М.З.ЖЕЛАЕВА

Судьи
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
А.В.ТОПОРОВ


------------------------------------------------------------------