Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.12.2016 N Ф06-16339/2016 по делу N А55-1099/2016
Требование: О включении капитализированных платежей для выплаты пострадавшим от несчастного случая на производстве в третью очередь реестра требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, взыскании капитализированных платежей.
Обстоятельства: Орган Фонда социального страхования РФ ссылался на то, что учреждение отказало ему во включении в реестр требований кредиторов ликвидируемого юридического лица требования об уплате задолженности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку досудебный порядок предъявления требований по денежным обязательствам органом Фонда социального страхования РФ соблюден, наличие задолженности подтверждено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2016 г. в„– Ф06-16339/2016

Дело в„– А55-1099/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Хакимова И.А., Сабирова М.М.,
при участии представителей:
истца - Тихоновой Е.А., доверенность от 31.12.2015 в„– 60/16,
ответчика - Клюевой Е.А., доверенность от 09.03.2016,
третьего лица - Рудаевой Ю.М., доверенность от 21.10.2016 в„– 02-269/3837,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы Администрации городского округа Сызрань Самарской области, г. Сызрань Самарской области, и председателя ликвидационной комиссии муниципального казенного учреждения "Управления социальной защиты населения городского округа Сызрань Самарской области" Шекуновой Н.В., г. Сызрань Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.06.2016 (судья Рысаева С.Г.)
по делу в„– А55-1099/2016
по иску Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала в„– 20 к муниципальному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения городского округа Сызрань Самарской области" в лице председателя ликвидационной комиссии Шекуновой Н.В., с участием в деле третьих лиц: Администрации городского округа Сызрань, Долгих Е.Н. о включении капитализированных платежей в реестр требований кредиторов,

установил:

Государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала в„– 20 (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения городского округа Сызрань Самарской области" (далее - МКУ УСЗН) в лице председателя ликвидационной комиссии Шекуновой Н.В. о включении в реестр требований кредиторов третьей очереди МКУ УСЗН рассчитанного размера капитализированных платежей на пострадавшую от несчастного случая на производстве Долгих Елену Николаевну в сумме 1 235 397 руб. 64 коп.; взыскании с ответчика капитализированных платежей в сумме 1 235 397 руб. 64 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.06.2016 исковые требования удовлетворены.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 производство по апелляционной жалобе прекращено ввиду ликвидации ответчика.
Не согласившись с принятым по делу решением, Администрация городского округа Сызрань Самарской области и председатель ликвидационной комиссии МКУ УСЗН Шекунова Н.В. обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобам, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению Администрации городского округа Сызрань Самарской области Фондом был нарушен порядок внесения в фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 в„– 863.
В кассационной жалобе председателя ликвидационной комиссии МКУ УСЗН Шекуновой Н.В. указывается, что судом не приняты во внимание доводы комиссии о том, что у ликвидируемого лица отсутствуют денежные средства и какое-либо имущество, обжалуемое решение будет являться неисполнимым.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из материалов дела, МКУ УСЗН зарегистрировано в Филиале в„– 20 ГУ - Самарское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в качестве страхователя с 10.12.1997.
По данным "Единого окна" с 17.12.2015 указанный страхователь находится в стадии ликвидации.
Согласно Акту по форме Н-1 о несчастном случае на производстве, произошедшем с Долгих Е.Н. 03.01.2002, МКУ "Управление социальной защиты населения городского округа Сызрань Самарской области" было известно о несчастном случае с 05.01.2002.
Приказом в„– 1218 от 31.07.2002 Сызранским филиалом Фонда Долгих Е.Н. были назначены единовременная и ежемесячные страховые выплаты на основании заключения учреждения МСЭ от 27.06.2002 в„– 0385753, которым последней была установлена утрата профессиональной трудоспособности в размере 40%.
В период с 01.10.2002 по 31.08.2003 ежемесячные выплаты Долгих Е.Н. производились Управлением социальной защиты населения Администрации Сызрани.
На основании Приказа в„– 692-В от 08.09.2003 ежемесячные выплаты в пользу Долгих Е.Н. стали производиться Фондом и производятся по настоящее время.
Рассчитанный Фондом размер капитализированных платежей на пострадавшую Долгих Е.Н. составляет 1 235 397 руб. 64 коп.
Согласно Постановлению Администрации о. Сызрань от 29.10.15 в„– 3200 "О ликвидации МКУ "Управление социальной защиты населения городского округа Сызрань Самарской области" последнее находится в стадии ликвидации.
Уведомлением от 30.10.15 исх. в„– 01-16/4953, направленным в адрес истца, ликвидационная комиссия МКУ "Управление социальной защиты населения городского округа Сызрань Самарской области" сообщило о ликвидации.
Уведомлением от 30.12.2015 истец сообщил ответчику о наличии задолженности в„– 05-15/05/7627 по оплате капитализированных платежей в пользу Долгих Е.Н.
Письмом от 19.01.16 исх. в„– 01-16/1 ответчик сообщил истцу о том, что Фондом был нарушен пункт 3 Порядка внесения в фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.00 в„– 863.
Отказ ответчика в уплате капитализированных платежей послужил основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Как установлено судом кассационной инстанции, решением налогового органа от 09.09.2016 запись ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары от 06.06.2016 о ликвидации юридического лица признана недействительной, в связи с чем судебная коллегия рассматривает кассационные жалобы по существу.
Разрешая возникший спор, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии со статьями 62, 63 ГК РФ при ликвидации юридического лица орган, принявший такое решение, назначает ликвидационную комиссию. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. С этой целью в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, помещается публикация о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс и производит расчеты в очередности, установленной в статье 64 ГК РФ.Пункт 1 статьи 64 ГК РФ предусматривает, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу.
В материалах дела имеется представленный ответчиком разделительный (ликвидационный) баланс от 01.04.2016, а также Постановление Администрации городского округа Сызрань от 18.04.2016 в„– 1056 "Об утверждении ликвидационного баланса".
Истец обратился с настоящим иском в суд 21.01.2016, то есть до утверждения ликвидационного баланса ответчику было известно о требованиях Фонда.
В силу пункта 2 статьи 1093 ГК РФ в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 в„– 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 5, 6 Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 в„– 863 утвержден Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ликвидационная комиссия рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации юридических лиц - страхователей, утверждаемой страховщиком.
Рассчитанный размер капитализируемых платежей согласовывается ликвидационной комиссией со страховщиком в 2-недельный срок с даты закрытия реестра требований кредиторов к ликвидируемому страхователю.
Внесение капитализированных платежей осуществляется ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по месту регистрации страхователя путем их перечисления в установленном порядке на счет страховщика.
Перечисление капитализированных платежей осуществляется в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.
Ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по согласованию со страховщиком определяются сроки перечисления капитализированных платежей.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что разногласия, возникшие между страховщиком и ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по вопросам размеров и сроков внесения капитализированных платежей, рассматриваются согласительной комиссией, создаваемой из представителей сторон. При недостижении согласия спор передается на рассмотрение арбитражного суда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В нарушение определенных Порядком требований ответчиком не рассчитан и не согласован со страховщиком размер капитализируемых платежей, на счет страховщика платежи не перечислены.
В силу пункта 1 статьи 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования о погашении задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды удовлетворяются в четвертую очередь. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, а при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Согласно положениям статьи 854 ГК РФ списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению ликвидационной комиссии.
Таким образом, в период нахождения организации в стадии ликвидации уполномоченные органы не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию обязательных платежей, поскольку это влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов страховщика.
В отношении ликвидируемого юридического лица действующим законодательством установлен досудебный порядок предъявления требований по денежным обязательствам.
В Вестнике государственной регистрации от 02.12.2015 в„– 47 (559) была опубликована Информация о ликвидации МКУ УСЗН Сызрань. Часть 1 информации предусматривает, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения, т.е. до 02.02.2016
Истец направил 30.12.2015 уведомление ответчику о наличии задолженности в„– 05-15/05/7627 по оплате капитализированных платежей в пользу Долгих Е.Н., что ответчик не отрицает.
Таким образом, региональным отделением соблюден досудебный порядок предъявления требований по денежным обязательствам, процедура которого предусмотрена законом, а ответчик уклонился от рассмотрения предъявленного требования.
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 в„– 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлена обязанность страховщика аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.
Расчет размера капитализированных платежей произведен Фондом на основании утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 в„– 72 "Методики расчета размере капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей", согласованной с Министерством труда и социального развития Российской Федерации 07.06.2001 за в„– 4289-ВЯ, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации 18.06.2001 в„– МД-939/19, Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству 10.07.2001 в„– ТТ-06/3691.
Арбитражный суд Самарской области проверил расчет капитализированных платежей, предъявленных региональным отделением к взысканию, и признал его верным и соответствующим положениям Методики расчета размера капитализированных платежей.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы арбитражного суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что согласно акту от 29.12.2015 в„– 195 н/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведенной Филиалом в„– 20 в период с 25.12.2015 по 28.12.2015 нарушений не установлено, являлась предметом рассмотрения суда и отклонена как несостоятельная.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что само по сам по себе акт об отсутствии выявленных нарушений не может свидетельствовать об отсутствии у ответчика предусмотренной законом обязанности внести страховщику капитализированные платежи.
При таких обстоятельствах ссылка на неисполнимость обжалуемого решения в данном случае является неправомерной.
Иные доводы заявителей кассационных жалоб не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о нарушении норм материального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не входит в полномочия окружного суда.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 06.06.2016 по делу в„– А55-1099/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Р.А.ВИЛЬДАНОВ

Судьи
И.А.ХАКИМОВ
М.М.САБИРОВ


------------------------------------------------------------------