Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.12.2016 N Ф06-16046/2016 по делу N А55-683/2016
Требование: О взыскании платы за пользование вагонами за период их нахождения на путях общего пользования.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик допустил простой вагонов на путях общего пользования.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт нахождения вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика, подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2016 г. в„– Ф06-16046/2016

Дело в„– А55-683/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Смоленского И.Н.,
судей Королевой Н.Н., Галиуллина Э.Р.,
при участии представителей:
ответчика (заявителя) - АО "РН-Транс" - Туишевой О.А., по доверенности от 01.12.2015,
истца - ОАО "РЖД" - Ильиной Н.Д., по доверенности от 02.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "РН-Транс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.07.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2016
по делу в„– А55-683/2016
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к акционерному обществу "РН-Транс" о взыскании 2 351 540 руб. 60 коп.,

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", ответчик) о взыскании платы за пользование вагонами за период их нахождения на путях общего пользования в размере 2 351 540 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.07.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2016, исковые требования удовлетворены.
Обжалуя принятые по делу судебные акты в кассационном порядке, ответчик просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Исследовав материалы дела, заслушав мнения сторон, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, согласно договору от 29.06.2009 в„– 3/245 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "РН-Транс" (разъезд "Северный") при станции Новокуйбышевская (в согласованной редакции) и перевозочных документов прибывающие в адрес ответчика порожние вагоны должны быть поданы перевозчиком на места погрузки-выгрузки.
В адрес АО "РН-Транс" на станцию Новокуйбышевская 16.01.2015 и 27.01.2015 прибыли 104 порожние цистерны под погрузку грузов с просроченным сроком доставки.
Причиной доставки вагонов с нарушением сроков послужила задержка вагонов на станциях Бугуруслан и Филипповка в связи с занятостью путей необщего пользования АО "РН-Транс" и путей станции Новокуйбышевская вагонами ответчика.
Задержка вагонов на станции Бугуруслан произведена на основании распоряжения от 09.01.2015 в„– 227.
Задержка вагонов на станции Филипповка произведена на основании распоряжения от 09.01.2015 в„– 224.
По факту задержки вагонов на станциях Бугуруслан, Филипповка истцом составлены акты общей формы в„– 30 от 09.01.2015, в„– 7 от 09.01.2015 (соответственно), о чем ответчик был уведомлен.
Распоряжением от 16.01.2015 в„– 315 предписано отправить ранее отставленный на станции Бугуруслан от движения поезд.
Распоряжением от 27.01.2015 в„– 512 предписано отправить ранее отставленный на станции Филипповка от движения поезд.
На станции Бугуруслан составлен соответствующий акт общей формы в„– 40 от 16.01.2015.
На станции Филипповка составлен соответствующий акт общей формы в„– 13 от 27.01.2015.
В связи с прибытием на станцию назначения (Новокуйбышевская) 104 вагонов с просроченным сроком доставки были составлены акты общей формы в„– 7/151 от 17.01.2015, в„– 7/152 от 17.01.2015, в„– 7/144 от 17.01.2015, в„– 7/139 от 17.01.2015, в„– 7/146 от 17.01.2015, в„– 7/147 от 17.01.2015, в„– 7/148 от 17.01.2015, в„– 6/567 от 29.01.2015, в„– 6/568 от 29.01.2015, в„– 6/569 от 29.01.2015, в„– 6/570 от 29.01.2015, в„– 6/571 от 29.01.2015, в„– 6/572 от 29.01.2015, в„– 6/573 от 29.01.2015, в„– 6/574 от 29.01.2015, в„– 6/575 от 29.01.2015, в„– 6/576 от 29.01.2015, в„– 6/577 от 29.01.2015, в„– 6/578 от 29.01.2015, в„– 6/579 от 29.01.2015, в„– 6/580 от 29.01.2015, в„– 6/581 от 29.01.2015, в„– 6/582 от 29.01.2015, в„– 6/583 от 29.01.2015, в которых указаны причины задержки, время простоя и иная необходимая информация. Акт подписан ответчиком с возражениями.
В связи с задержкой вагонов из-за невозможности принятия вагонов станцией назначения по вине ответчика, истцом начислена плата за пользование вагонами за период их нахождения на путях общего пользования.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с указанными требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 в„– 12745/10, от 18.10.2012 в„– 6424/12, от 10.03.2009 в„– 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 в„– ГКПИ10-1331 определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Устав железнодорожного транспорта не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Вместе с тем установление сторонами договора оплаты использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1.2 Распоряжения ОАО "РЖД" в„– 558р от 22.03.2012 "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования" определены причины неприема вагонов железнодорожной станцией назначения, зависящими от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования. К таким причинам, в частности, отнесены занятость вагонами, предназначенными для указанных лиц, станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Из нормы статьи 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации усматривается, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 в„– 26 задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указываются номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 в„– 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 3.1 названных Правил факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил в„– 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение.
Как верно указано судебными инстанциями, истцом были составлены все необходимые документы (приказы, акты общей формы, уведомления) и совершены все необходимые действия (извещение грузополучателя о задержке и отправлении задержанных вагонов), связанные с задержкой вагонов в пути следования. Занятость путей необщего пользования АО "РН-Транс" в результате нарушения ответчиком технологических сроков налива вагонов также подтверждается памятками приемосдатчиков, подписанными обеими сторонами. Занятость путей станции Новокуйбышевская вагонами АО "РН-Транс" подтверждается актами общей формы на простой вагонов, простаивающих на станции в ожидании накопления отправительских маршрутов, подписанными ответчиком.
Акты общей формы, составленные на промежуточных станциях и акты общей формы, составленные на станции назначения, соответствуют договору, заключенному между сторонами, а также Правилам в„– 45. В них содержится указание на занятость фронтов погрузки и выгрузки железнодорожного пути необщего пользования, количество вагонов, время начала и окончания задержки вагонов.
Представленные в материалы дела доказательства признаны судебными инстанциями надлежащими, подтверждающими факт задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, а также подтверждающими факт нахождения их на железнодорожных путях общего пользования по вине ответчика.
При таких условиях, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии у ОАО "РЖД" оснований для взимания с ответчика платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования станций по причине, зависящей от грузополучателя.
Довод кассатора о том, что судами не учтено то, что введенное ОАО "РЖД" телеграммой в„– НР00057А от 12.01.2015 ограничение погрузки сроком с 13.01.2015 по 15.01.2015 явилось основанием для увеличения срока простоя вагонов на путях общего пользования на двое суток, по причинам, не зависящим от ответчика отклоняется судом кассационной инстанции поскольку, как следует из материалов дела, спорные вагоны были отставлены 09.01.2015, то есть до установления ограничения погрузки, таким образом, данное ограничение не могло послужить основанием для задержки спорных вагонов.
Довод кассатора о том, что представленные истцом акты общей формы, составленные в пути следования, без актов общей формы, составленных в соответствии с пунктом 4.6 Правил в„– 26, не могут служить доказательствами задержки вагонов по причинам, зависящим от ответчика, также являются несостоятельным, поскольку основан на ошибочном толковании Правил.
Пункт 4.6 Правил в„– 26 применяется в случаях задержки вагонов, не принадлежащих истцу, на станции назначения, а не на промежуточной станции.
Право перевозчика задерживать вагоны в пути следования предусмотрено пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказам МПС РФ от 18.06.2003 в„– 26.
В данном пункте определен перечень документов, который необходимо оформить для подтверждения задержки вагонов в пути следования, а именно: распоряжение о задержке вагонов в пути следования и распоряжение об отправлении задержанных вагонов, извещение о задержке вагонов в пути следования на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.
На основании этого акта перевозчик на станции назначения, при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, в рассматриваемом споре акты общей формы, составленные истцом обоснованно признаны надлежащими доказательствами факта простоя вагонов.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Переоценка установленных по делу фактических обстоятельств согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 21.07.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2016 по делу в„– А55-683/2016 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
И.Н.СМОЛЕНСКИЙ

Судьи
Н.Н.КОРОЛЕВА
Э.Р.ГАЛИУЛЛИН


------------------------------------------------------------------