Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2016 N Ф06-16626/2016 по делу N А55-1554/2016
Требование: О признании незаконными решений регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые здания, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением всех документов, необходимых для проведения государственной регистрации .
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемый отказ соответствует закону.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2016 г. в„– Ф06-16626/2016

Дело в„– А55-1554/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
Департамента управления имуществом городского округа Самара - Шамилиной Е.Ю. (доверенность от 24.12.2015 в„– 2294),
администрации городского округа Самара - Шамилиной Е.Ю. (доверенность от 15.01.2016 в„– 1)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2016 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу в„– А55-1554/2016
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципального предприятия городского округа Самара "Городской земельный центр", (ОГРН 1026301173172, ИНН 6316038812), г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Солнечный берег" (ОГРН 1066315050450, ИНН 6315594983), г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Агро-Макс" (ОГРН 1076316004160, ИНН 6316121450), г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Самарская лука" (ИНН 6345003910, ОГРН 1026303245616), г. Самара, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, г. Москва, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,

установил:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 02.12.2015 в„– в„– 63/001/771/2015-8153, 63/001/771/2015-8156, 63/001/771/2015-8162, 63/001/771/2015-8154, 63/001/771/2015-8167, 63/001/771/2015-8179, 63/001/771/2015-8157, 63/001/771/2015-8175, 63/001/771/2015-8150, 63/001/771/2015-8164, 63/001/771/2015-8159, 63/001/771/2015-8171, 63/001/771/2015-8181 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые здания (летние домики): площадью 71,9 кв. м с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1598, 63:01:0201001:1601, 63:01:0201001:1597, 63:01:0201001:1599, 63:01:0201001:1607, 63:01:0201001:1606, 63:01:0201001:1603, 63:01:0201001:1605, 63:01:0201001:1600, 63:01:0201001:1602; площадью 66,9 кв. м с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1596, 63:01:0201001:1604 и площадью 28,0 кв. м с кадастровым номером 63:01:0201001:1326, расположенные по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья; понуждении Управления Росреестра по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на вышеуказанные объекты недвижимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Департамента и администрации городского округа Самара, явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями о государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанные нежилые здания (летние домики), расположенные по адресу: г. Самара, Кировский район, Правый берег реки Волги, 1417 км от устья.
Управление Росреестра по Самарской области сообщениями от 02.12.2015 в„– в„– 63/001/771/2015-8153, 63/001/771/2015-8156, 63/001/771/2015-8162, 63/001/771/2015-8154, 63/001/771/2015-8167, 63/001/771/2015-8179, 63/001/771/2015-8157, 63/001/771/2015-8175, 63/001/771/2015-8150, 63/001/771/2015-8164, 63/001/771/2015-8159, 63/001/771/2015-8171, 63/001/771/2015-8181 отказало заявителю в государственной регистрации права на спорные объекты недвижимости на основании абзацев 10, 11, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе в связи с отсутствием разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Департамент, полагая, что данные отказы противоречат действующему законодательству, нарушают права и законные интересы муниципального образования г.о. Самара, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что заявителем на государственную регистрацию не представлены все документы, предусмотренные статьями 17, 25 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые бы отвечали требованиям, предусмотренным статьей 18 данного закона, пришли к обоснованному выводу о том, что Управление Росреестра по Самарской области правильно отказало в государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Довод кассационной жалобы о том, что на реконструкцию спорных объектов не требовалось получения разрешений на строительство в силу пункта 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку реконструкция данных объектов не затрагивает конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, судебной коллегией отклоняется.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 в„– 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Согласно данным государственного кадастра недвижимости спорные объекты образованы в результате реконструкции ранее существовавших: нежилое здание площадью 27,2 кв. м с кадастровым номером 63:01:0201001:1326 реконструировано путем выноса террасы и переустройства внутреннего пространства, объединения, посредством надстройки общей эксплуатируемой мансарды и обустройства общего входа с террасой; нежилое здание площадью 71,9 кв. м с кадастровым номером 63:01:0201001:1600 образовано в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1321 (летний домик в„– 2 площадью 20 кв. м) и 63:01:0201001:1329 (летний домик в„– 1 площадью 20 кв. м); нежилое здание площадью 66,9 кв. м с кадастровым номером 63:01:0201001:1604 образовано в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1330 (летний домик в„– 19 площадью 17,5 кв. м) и 63:01:0201001:1331 (летний домик в„– 18 площадью 17,5 кв. м); нежилое здание площадью 71,9 кв. м с кадастровым номером 63:01:0201001:1597 образовано в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1327 (летний домик в„– 7 площадью 20 кв. м) и 63:01:0201001:1328 (летний домик в„– 9 площадью 20 кв. м); нежилое здание площадью 71,9 кв. м с кадастровым номером 63:01:0201001:1598 образовано в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1324 (летний домик в„– 5 площадью 20 кв. м) и 63:01:0201001:1325 (летний домик в„– 6 площадью 20 кв. м); нежилое здание площадью 71,9 кв. м с кадастровым номером 63:01:0201001:1603 образовано в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1339 (нежилое здание площадью 20 кв. м) и 63:01:0601001:324 (летний домик в„– 14 площадью 14,3 кв. м); нежилое здание площадью 71,9 кв. м с кадастровым номером 63:01:0201001:1602 образовано в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1332 (летний домик в„– 17 площадью 20 кв. м) и 63:01:0201001:1337 (летний домик в„– 16 площадью 20 кв. м); нежилое здание площадью 71,9 кв. м с кадастровым номером 63:01:0201001:1605 образовано в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1322 (нежилое здание площадью 20 кв. м) и 63:01:0201001:1333 (летний домик в„– 13 площадью 20 кв. м); нежилое здание площадью 71,9 кв. м с кадастровым номером 63:01:0201001:1606 образовано в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1340 (нежилое здание площадью 20 кв. м) и 63:01:0201001:1341 (нежилое здание площадью 20 кв. м); нежилое здание площадью 71,9 кв. м с кадастровым номером 63:01:0201001:1607 образовано в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1334 (летний домик в„– 11 площадью 20 кв. м) и 63:01:0201001:1335 (летний домик в„– 10 площадью 20 кв. м); нежилое здание площадью 71,9 кв. м с кадастровым номером 63:01:0201001:1599 образовано в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1320 (летний домик в„– 4 площадью 20 кв. м) и 63:01:0201001:1323 (летний домик в„– 3 площадью 20 кв. м); нежилое здание площадью 66,9 кв. м с кадастровым номером 63:01:0201001:1596 образовано в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1336 (летний домик в„– 20 площадью 17,5 кв. м) и 63:01:0201001:1338 (летний домик в„– 15 площадью 17,5 кв. м); нежилое здание площадью 71,9 кв. м с кадастровым номером 63:01:0201001:1601 образовано в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0000000:20080 (летний дом в„– 8 площадью 14,4 кв. м) и 63:01:0601001:313 (летний домик в„– 12 площадью 14,3 кв. м).
Поскольку в ходе произведенных работ, в том числе путем объединения объектов недвижимости, изменились существенные параметры объектов недвижимости, суды пришли к правильному выводу, что в результате произведенной реконструкции были созданы новые объекты, в связи с чем для осуществления такой реконструкции необходимо было получение разрешения на строительство в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а по завершению работ необходимо было получить разрешения на ввод спорных объектов в эксплуатацию в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Между тем, Департаментом с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости в Управление Росреестра по Самарской области не были представлены разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.
Кроме того, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок сделаны записи регистрации права собственности за муниципальным образованием г.о. Самара и права хозяйственного ведения за муниципальным предприятием г.о. Самара "Городской земельный центр" на объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1321, 63:01:0201001:1329, 63:01:0201001:1327, 63:01:0201001:1339, 63:01:0201001:1322, 63:01:0201001:1334, 63:01:0201001:1336, 63:01:0201001:1330. 63:01:0201001:1328, 63:01:0601001:324, 63:01:0201001:1333, 63:01:0201001:1335. 63:01:0201001:1338, 63:01:0201001:1331, 63:01:0201001:1324, 63:01:0201001:1332, 63:01:0201001:1340, 63:01:0201001:1320, 63:01.0000000:20080, 63:01:0201001:1326, 63:01:0201001:1325, 63:01:0201001:1337, 63:01:0201001:1341, 63:01:0201001:1323, 63:01:0601001:313.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1, пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним подлежит, в том числе и прекращение права.
Согласно пунктам 3 и 4 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.12.2013 в„– 765 (далее - Правила), Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Каждый раздел реестра содержит записи: об описании объекта недвижимого имущества, о праве собственности и иных вещных правах на этот объект недвижимого имущества, в том числе, сведения о его правообладателе, о подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации ограничениях (обременениях) этих прав и сделках с этим объектом недвижимого имущества.
В силу пункта 35 Правил с прекращением существования объекта недвижимого имущества связанный с ним раздел Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним закрывается.
Таким образом, государственная регистрация права собственности на заявленные к регистрации объекты (реконструированные) сопровождается открытием разделов, содержащих записи о правах на образованные здания, и закрытием (ликвидацией) разделов, содержащих записи о правах на прежние объекты (объекты до реконструкции). Такие записи подлежат внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним одновременно.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав, в том числе прекращения права, осуществляется на основании заявления.
Между тем, заявления от уполномоченного органа муниципального образования - г.о. Самара и от муниципального предприятия г.о. Самара "Городской земельный центр" о регистрации прекращения права собственности и о регистрации прекращения права хозяйственного ведения на прежние объекты недвижимости в Управление Росреестра по Самарской области не подавались.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что требования Департамента необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 по делу в„– А55-1554/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.

Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ

Судьи
В.А.КАРПОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА


------------------------------------------------------------------