Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.02.2016 N Ф06-19942/2013 по делу N А65-11206/2014
Требование: О признании незаконными действий по неисполнению в полном объеме вступившего в законную силу судебного акта, понуждении исполнить судебный акт.
Обстоятельства: Вступившим в законную силу судебным актом с муниципального образования взыскана сумма причиненных обществу убытков. Общество указало на то, что муниципальное образование отказало в выплате процентов, начисленных за период с момента вступления судебного акта в законную силу по день фактической уплаты суммы убытков.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что муниципальное образование исполнило вступивший в законную силу судебный акт в установленный действующим законодательством срок.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. в„– Ф06-19942/2013

Дело в„– А65-11206/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Коноплевой М.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя заявителя - Рахимовой Э.В. (доверенность от 08.12.2015)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ремонтно-механический завод "Алмаз"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2015 (судья Камалиев Р.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Николаева С.Ю.)
по делу в„– А65-11206/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Ремонтно-механический завод "Алмаз" (ИНН 1659006983, ОГРН 1021603466224), г. Казань, к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань, муниципальному казенному учреждению "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Республика Татарстан, г. Казань, о признании действий по неисполнению решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2014 по делу А65-11206/2014 незаконными и понуждении исполнить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2014 по делу А65-11206/2014,

установил:

открытое акционерное общество "Ремонтно-механический завод "Алмаз" (далее - ОАО "РМЗ "Алмаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании действий муниципального образования г. Казани в лице Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее - ИК МО г. Казани), муниципального казенного учреждения "Финансовое управление исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Финуправление ИК МО г. Казани"), по неисполнению решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2014 по делу в„– А65-11206/2014 в полном объеме незаконными; понуждении муниципального образования г. Казани, в лице ИК МО г. Казани и МКУ "Финуправление ИК МО г. Казани" исполнить указанный судебный акт в полном объеме, выплатив обществу проценты, начисленные на сумму 2 462 578 руб. 06 коп. исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25% годовых, за период с момента вступления решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2014 в законную силу по день фактической уплаты указанной суммы, т.е. по 19.03.2015, в сумме 64 334 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "РМЗ "Алмаз", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Представитель ОАО "РМЗ "Алмаз", явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2014 по делу в„– А65-11206/2014, вступившим в законную силу, с муниципального образования города Казани в лице ИК МО г. Казани за счет казны муниципального образования г. Казани в пользу ОАО "РМЗ "Алмаз" взысканы убытки, возникшие в результате незаконных действий (бездействия) муниципального образования, в размере 940 477 руб. 16 коп. в виде разницы между суммой уплаченной арендной платы и земельным налогом, который общество должно было уплатить за спорный земельный участок, и в размере 1 522 100 руб. 90 коп. из-за неверно примененной при расчете выкупной цены земельного участка, а также присуждены проценты, начисленные на денежную сумму в размере 2 462 578 руб. 06 коп., исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25% годовых, за период с момента вступления решения в законную силу по день фактической уплаты указанной денежной суммы (ее части) муниципальным образованием г. Казани.
Общество направило в адрес МКУ "Финуправление ИК МО г. Казани" заявление от 18.12.2014 в„– 299 о принудительном исполнении решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2014 по делу в„– А65-11206/2014, на основании которого был выдан исполнительный лист от 12.12.2014 серия АС в„– 006575367, которое было получено МКУ "Финуправление ИК МО г. Казани" 22.12.2014.
Платежным поручением от 19.03.2015 в„– 61197 МКУ "Финуправление ИК МО г. Казани" перечислило ОАО "РМЗ "Алмаз" денежные средства в сумме 2 462 578 руб. 06 коп.
ОАО "РМЗ "Алмаз" письмами от 03.04.2015 в„– в„– 49, 50 обратилось в ИК МО г. Казани и МКУ "Финуправление ИК МО г. Казани" с требованием выплатить проценты в размере 64 334 руб., начисленные на сумму 2 462 578 руб. 06 коп., исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25% годовых, за период с момента вступления решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2014 по делу в„– А65-11206/2014 по день фактической уплаты убытков в размере 2 462 578 руб. 06 коп.
Сообщением от 13.04.2015 в„– 188 МКУ "Финуправление ИК МО г. Казани" отказало обществу в выплате процентов, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что убытки в сумме 2 462 578 руб. 06 коп., взысканные с муниципального образования г. Казани решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2014 по делу в„– А65-11206/2014, были выплачены в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа на исполнение в МКУ "Финуправление ИК МО г. Казани", как предусмотрено пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Республики Татарстан, пришли к правильному выводу, что требования общества не подлежат удовлетворению, поскольку проценты за пользование чужими денежными средствами в период исполнения судебного акта, предусмотренный пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не начисляются.
Как правильно указали суды, в силу действующей судебной арбитражной практики применение судом статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям противоречит действующему законодательству, а именно принципу иммунитета бюджета, закрепленному в статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и главе 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании исполнительных документов по заявлению взыскателя (определения Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2015 в„– 306-ЭС14-8287, от 21.10.2015 в„– 308-ЭС15-6832).
Довод кассационной жалобы о том, что на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2014 проценты подлежат взысканию за период с момента вступления в законную силу данного судебного акта по день фактической уплаты взысканных денежных средств, в связи с чем суды не должны были применять к спорным правоотношениям положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, судебной коллегией отклоняется.
Порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации императивно регулируются главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
В силу пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
При этом в отличие от Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает добровольного исполнения судебных актов до подачи заявления взыскателем в соответствии со статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, процедура исполнения судебного решения, как предусматривающая расходование бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства.
Статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающая особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе закрепляющая сроки для исполнения судебных актов, направлена на своевременное исполнение судебного решения в полном объеме и, соответственно, на защиту прав взыскателя, с одной стороны, и на стабильность финансовых основ реализации государством возложенных на него функций - с другой (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2012 в„– 804-О и от 01.10.2009 в„– 1312-О-О).
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.11.2015 в„– 2703-О, нахождение на казначейских счетах подлежащих взысканию денежных средств в течение определенного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срока исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может рассматриваться как неправомерное удержание чужих денежных средств, уклонение от их возврата, иная просрочка в их уплате либо неосновательное получение или сбережение за счет другого лица.
Поскольку взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами является мерой ответственности за нарушение гражданско-правовых обязательств, а не способом обеспечения исполнения судебного акта, то в силу своей правовой природы данная мера не может служить инструментом к принуждению исполнения судебного акта, для исполнения которого Минфином России, финансовым органом субъекта Российской Федерации и муниципального образования предусмотрен специальный правовой режим.
Как правильно указали суды, проценты за пользование чужими денежными средствами в период исполнения судебного акта, установленный пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не начисляются.
В случае если по истечении срока, необходимого для осуществления исполнения судебного акта по правилам пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, данный судебный акт не исполнен, проценты за пользование чужими денежными средствами начисляются в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку МКУ "Финуправление ИК МО г. Казани" исполнило решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2014 в срок, установленный пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что требования общества о взыскании с муниципального образования процентов, начисленных на сумму 2 462 578 руб. 06 коп. исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25% годовых, за период с момента вступления решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2014 в законную силу по день фактической уплаты указанной суммы, в сумме 64 334 руб. необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Данные выводы судов согласуются с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации в„– 1 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2015.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу в„– А65-11206/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.

Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ


------------------------------------------------------------------