Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.02.2016 N Ф06-4932/2015 по делу N А72-723/2015
Требование: О взыскании задолженности по земельному налогу.
Обстоятельства: Требования налогового органа об уплате недоимки не были исполнены налогоплательщиком в установленный срок.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие у налогоплательщика налоговой недоимки не доказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2016 г. в„– Ф06-4932/2015

Дело в„– А72-723/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Дюльдиной А.В., доверенность от 12.01.2016 в„– 08-25/000036,
ответчика - Петровой Н.В., доверенность от 02.02.2016 в„– 34,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.06.2015 (судья Пиотровская Ю.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Холодная С.Т., Рогалева Е.М.)
по делу в„– А72-723/2015
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска, (ИНН 7325051145, ОГРН 1047301036639), г. Ульяновск, к областному государственному казенному учреждению дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" (ИНН 7303020312, ОГРН 1027301163031), г. Ульяновск, о взыскании налога, пени, налоговых санкций, при участии третьего лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" филиала по Ульяновской области, г. Ульяновск,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска (далее - налоговый орган, ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к областному государственному казенному учреждению дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" (далее - налогоплательщик, спортивная школа) о взыскании задолженности в сумме 93 299 руб. 84 коп.
Судом первой инстанции, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняты уточнения заявленных требований, согласно которым налоговый орган просит взыскать со спортивная школа задолженность по земельному налогу за 2013 год в сумме 26 267 руб., пени по земельному налогу в сумме 1 819 руб. 25 коп., штраф по земельному налогу в размере 21 653,40 руб.
Определением суда первой инстанции от 27.04.2015, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен - Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.06.2015 по делу в„– А72-723/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.06.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, инспекция обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, областному государственному казенному учреждению дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" принадлежит праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 73:24:041809:30, дата возникновения собственности 10.03.2011, номер регистрации возникновения права 73-73-01-144-2011-054, разрешенное использование - под административным зданием, общая площадь 2735,70 кв. м, адрес объекта: 432063, РОССИЯ, г. Ульяновск, ул. Карла Либкнехта, 24.
17.01.2014 спортивная школа представила в ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год. Налогоплательщиком в Разделе 2 "Расчет налоговой базы и суммы земельного налога" заявлено: кадастровая стоимость - 4 838 277 руб., налоговая ставка - 1,5%, коэффициент Кв - 1. Сумма исчисленного налога 72 574 руб. (4 838 277 руб. * 1,5% * 1).
По представленной декларации налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой установлено, что по земельному участку с кадастровым номером 73:24:041809:30 - кадастровая стоимость составляет - 12 104 340 руб., налоговая ставка - 1,5%, коэффициент Кв - 1. Сумма исчисленного налога 181 565 руб. (12 104 340 руб. * 1,5% * 1), то есть разница налога составляет 108 991 руб. (181565 - 72574).
По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом составлен акт от 30.04.2014 в„– 40416 ДСП.
Рассмотрев материалы проверки, налоговым органом принято решение от 16.06.2014 в„– 36484 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым спортивной школе предложено уплатить земельный налог в размере 108 991 руб., пени в размере 3 655,44 руб., налоговые санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 21 653,40 руб.
Основанием доначисления земельного налога послужило то обстоятельство, что налогоплательщиком неправомерно определена налогооблагаемая база исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 4 838 277 руб., налог к уплате 72 574 руб., в то время как по сведениям, имеющимся у налогового органа, кадастровая стоимость земельного участка составляет 12 104 340 руб., налог к уплате 181 565 руб.
В адрес налогоплательщика выставлено требование от 19.08.2014 в„– 35377 об уплате налога в размере 67 991 руб., пени 3 655,44 руб., штрафа 21 653,40 руб. со сроком для добровольного исполнения до 08.09.2014.
Поскольку требование в установленный срок не исполнено, налоговый орган, согласно пунктам 2, 8 статьи 45 НК РФ, обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании со спортивной школы задолженности по земельному налогу, пени и штрафу.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
Согласно статьи 23 НК РФ предусмотрены обязанности налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленным порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Из материалов дела видно, что спортивной школе на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 73:24:041809:30, дата возникновения права 10.03.2011.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что спортивная школа представила в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год с суммой налога к уплате в бюджет в размере 72 574 руб., исходя из кадастровой стоимости 4 838 277 руб.
Спортивная школа оплатила земельный налог в полном объеме, о чем свидетельствуют платежные поручения от 04.10.2013 в„– 335566, от 04.10.2013 в„– 335565, от 16.07.2013 в„– 231651, от 02.07.2013 в„– 100001012, от 18.06.2013 в„– 196198, от 12.04.2014 в„– 53871.
По итогам камеральной проверки налоговым органом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего спортивной школе, составляет 12 104 340 руб., налог подлежит уплате в размере 181 565 руб., разница подлежащая доначислению между задекларированным и подлежащим уплате налогу составляет 108 991 руб.
Налоговый орган определял кадастровую стоимость исходя из положений постановления Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 в„– 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области", согласно которым участок с кадастровым номером 73:24:041809:30, на котором расположен объект капитального строительства - универсальный спортивно-развлекательный комплекс, отнесен к 7 группе.
Решением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области от 18.07.2014 в„– 7324/01114-385 установлено, что кадастровая стоимость земельных участков, предназначенных для размещения объектов физической культуры и спорта, должна быть рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости, установленной для 17 группы типового перечня видов разрешенного использования земель населенных пунктов, в связи с чем необходимо устранить кадастровую ошибку.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 23.10.2014 в„– 485-П "О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 в„– 21-П" внесены изменения, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 084 212,62 руб.
В пункте 2 постановления в„– 485-П указано, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 28.01.2012.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Суды обоснованно указали, что поскольку постановление Правительства в„– 485-П прямо предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то оно в силу требований статьи 5 НК РФ подлежит применению и на период с 01.01.2013, независимо от даты внесения сведений об ошибке в государственный кадастр недвижимости.
Учитывая приведенные обстоятельства, уплату налога по первичной налоговой декларации в полном объеме, судами правомерно признаны необоснованными требования налогового органа о взыскании со спортивной школы заявленной налоговым органом суммы налога, пени и налоговых санкций.
Ссылка налогового органа на пункт 63 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 в„– 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ" несостоятельна исходя из следующего.
В силу пункта 58 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 в„– 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" действующее законодательство о налогах и сборах не содержит специального указания на то, что непринятие налогоплательщиком мер к оспариванию решения налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения должно расцениваться как его согласие с требованием, заявленным на основании этого решения.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 45 Кодекса взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.
По смыслу правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.07.2013 в„– 3372/13, судебный порядок взыскания налогов призван обеспечить судебный контроль прежде всего за законностью доначисления таких налогов.
Между тем такой контроль может быть обеспечен как путем оспаривания решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, так и путем обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога, доначисленного таким решением.
Как следует из содержания части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Таким образом, непринятие налогоплательщиком мер к оспариванию решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности не освобождает суд от обязанности установить наличие оснований для взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, доначисленных этим решением.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 по делу в„– А72-723/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
О.В.ЛОГИНОВ


------------------------------------------------------------------