Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.02.2016 N Ф06-5091/2015 по делу N А12-13528/2015
Требование: Об обязании принять здание общежития в федеральную собственность.
Обстоятельства: Общество, признанное банкротом, указало, что орган исполнительной власти как собственник имущества, изъятого из оборота, в нарушение закона не исполнил обязанность по принятию указанного имущества.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что здание общежития является объектом жилищного фонда и в силу закона относится к муниципальной собственности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2016 г. в„– Ф06-5091/2015

Дело в„– А12-13528/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Конопатова В.В.,
судей Аглиуллиной Ф.Г., Герасимовой Е.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Кузьмичевский" Малюкова О.И.
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2015 (судья Машлыкин А.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Антонова О.И., Волкова Т.В.)
по делу в„– А12-13528/2015
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Кузьмичевский" (ОГРН 1093455000660, ИНН 3403025420) к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) об обязании принять имущество,
с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области (ИНН 3444112640; ОГРН 1043400312372),

установил:

решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2015 отказано в удовлетворении искового заявления открытого акционерного общества "Кузьмичевский" (далее - истец, ОАО "Кузьмичевский") об обязании Министерства обороны Российской Федерации как собственника имущества, изъятого из оборота, находящегося в федеральной собственности, принять здание общежития площадью 355,9 кв. м, инвентарный номер 205:000241, литер А, этажность - 1, расположенное по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, п. Кузьмичи, улица Кузьмичевская, дом 41 и здание общежития площадью 414,5 кв. м, инвентарный номер 205:000240, литер А, этажность - 1, расположенное по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, п. Кузьмичи, улица Мира, дом 142.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, конкурсный управляющий ОАО "Кузьмичевский" Малюков О.И обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит состоявшиеся судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Арбитражного суда Поволжского округа и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, на основании части 3 статьи 284 АПК РФ, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Поволжского округа не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 01.09.2008 в„– 1272-р "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2009 г. и основных направлений приватизации федерального имущества на 2010 и 2011 г.г." Федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Племзавод "Кузьмичевский" Министерства обороны Российской Федерации было приватизировано.
Министр обороны Российской Федерации 17.04.2009 издал приказ в„– 190 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Племзавод "Кузьмичевский" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно передаточному акту от 23.04.2009 ОАО "Кузьмичевский" принял объекты (в том числе исключительных прав) не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Племзавод "Кузьмичевский" Министерства обороны Российской Федерации, в том числе здание общежития площадью 355,9 кв. м, инвентарный номер 205:000241, литер А, этажность - 1, расположенное по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, п. Кузьмичи, улица Кузьмичевская, дом 41 и здание общежития площадью 414,5 кв. м, инвентарный номер 205:000240, литер А, этажность - 1, расположенное по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, п. Кузьмичи, улица Мира, дом 142.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.11.2013 по делу в„– А12-17787/2013 ОАО "Кузьмичевский" признано несостоятельным (банкротом) с применением положений банкротства ликвидируемого должника. Определением суда от 02.12.2013 конкурсным управляющим утвержден Малюков О.И.
05.08.2014 конкурсный управляющий должника Малюков О.И обратился в Администрацию Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, Министерство обороны Российской Федерации с заявлениями о принятии зданий общежитий от должника.
Поскольку имущество до настоящего времени у истца не принято, 09.04.2015 конкурсный управляющий ОАО "Кузьмичевский" Малюков О.И обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым требованием к Администрации Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению имуществом по Волгоградской области об обязании принять вышеуказанное имущество.
24.06.2016 определением Арбитражного суда Волгоградской области на основании ходатайства истца произведена замена ответчиков - Администрации Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, Территориального Управления Федерального агентства по управлению имуществом по Волгоградской области, на Министерство обороны Российской Федерации.
При рассмотрении обособленного спора, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что здание общежития площадью 355,9 кв. м, инвентарный номер 205:000241, литер А, этажность - 1, расположенное по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, п. Кузьмичи, улица Кузьмичевская, дом 41 и здание общежития площадью 414,5 кв. м, инвентарный номер 205:000240, литер А, этажность - 1, расположенное по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, п. Кузьмичи, улица Мира, дом 142 находятся в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 04.05.2009).
Помимо прочего судами отмечено, что комнаты площадью 14,9 кв. м, 30,3 кв. м, 15,3 кв. м в здании общежития по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, п. Кузьмичи, улица Кузьмичевская, дом 41 и комната площадью 13,8 кв. м в здании общежития по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, п. Кузьмичи, улица Мира, дом 142 находятся в собственности физических лиц.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, и оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по спору, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1, общежитие относится к объектам жилищного фонда, и в силу закона должно относиться к муниципальной собственности.
Арбитражный суд Поволжского округа находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, имеющимся в нем доказательствам, в связи со следующим.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 132 Закона о банкротстве при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества.
Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через 6 месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.
В случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, обязанности, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, по истечении 6 месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу пунктов 1, 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" при приватизации унитарного предприятия в составе имущественного комплекса данного предприятия не могут быть приватизированы объекты инфраструктуры жилого фонда и объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения. Названные объекты коммунально-бытового назначения, не включаемые в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Закон в„– 122-ФЗ), имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче муниципальному образованию, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается. При этом решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" содержание муниципального жилого фонда, организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом также отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Приложением в„– 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.2991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", жилой фонд и объекты инженерной инфраструктуры отнесены к муниципальной собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 в„– 828-О-П процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения.
Спорные объекты, подлежащие передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность, относятся к объектам жилищного фонда, которые упомянуты в Приложении в„– 3 к Постановлению в„– 3020-1, обязанность принятия их в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу закона.
Возможность нахождения специализированного жилого фонда в федеральной собственности не означает обязательности нахождения такого имущества именно в собственности данного уровня. Вопрос о разграничении имущества разрешается его собственником на основании Постановления в„– 3020-1 с учетом финансово-экономических интересов муниципального образования, назначения данного имущества, его целевого использования.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что на дату проведения приватизации, здания общежития, согласно передаточному акту от 23.04.2009, относились к муниципальной собственности (л.д. 91 - 94).
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу, что Министерство обороны Российской Федерации по данному иску является ненадлежащим ответчиком.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права и подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанции фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалованных судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015 по делу в„– А12-13528/2015 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
В.В.КОНОПАТОВ

Судьи
Ф.Г.АГЛИУЛЛИНА
Е.П.ГЕРАСИМОВА


------------------------------------------------------------------