Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.02.2016 N Ф06-6148/2016 по делу N А57-26809/2014
Требование: О взыскании денежных средств, полученных в виде субсидии.
Обстоятельства: Органом внешнего государственного аудита субъекта РФ в адрес органа, предоставившего субсидию субсидий. Истец указал, что ответчик не подтвердил целевое использование кредитных средств, но возвратить суммы полученных субсидий отказался.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт целевого использования кредитных средств подтвержден, ответчик является надлежащим субъектом получения субсидии, возбужденное в отношении него дело об административном правонарушении за нарушение условий предоставления субсидии прекращено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2016 г. в„– Ф06-6148/2016

Дело в„– А57-26809/2014

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Вильданова Р.А.,
при участии представителей:
ответчика - Полях А.В. (доверенность от 29.07.2014 в„– 64 А А 1140899), Акчуриной Н.А. (доверенность от 04.02.2016 без номера),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле. извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.08.2015 (судья Федорцова С.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Клочкова Н.А., Лыткина О.В.)
по делу в„– А57-26809/2014
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1086453003230, ИНН 6453100131) к предпринимателю без образования юридического лица крестьянского (фермерского) хозяйства Полях Марине Владимировне, с. Генеральское Энгельсского района Саратовской области (ОГРНИП <...>, ИНН <...>) третье лицо: Счетная палата Саратовской области, г. Саратов, о взыскании 19 734 580 руб.,

установил:

Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к ИП Главе КФХ Полях М.В. (далее - ответчик) о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидий:
- на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) на строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов в сумме 7 254 406 руб., из них в бюджет Российской Федерации 6 866 021 руб. и в бюджет Саратовской области 388 385 руб.;
- на возмещение части стоимости приобретенного в 2013 году нового оборудования и специального автотранспорта для овощехранилищ в сумме 4 410 150 руб. в бюджет Российской Федерации;
- на компенсацию части стоимости нового технологического и холодильного оборудования для хранения и первичной обработки овощей КФХ, реализующим в 2011 году и 2012 году инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и (или) модернизации овощехранилищ на территории Саратовской области, в сумме 7 487 252 руб., из них в бюджет Российской Федерации 5 743 611 руб. и бюджет Саратовской области - 171 743 641 руб.;
- на поддержку начинающих фермеров в сумме 582 722 руб., из них в бюджет Российской Федерации - 459 601 руб. и в бюджет Саратовской области - 123 171 руб.
В результате неоднократных уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил об увеличении исковых требований и просил взыскать с ответчика - ИП Главы КФХ Полях М.В. денежные средства в бюджет Российской Федерации в размере 17 479 383 руб. и в бюджет Саратовской области в размере 2 255 197 руб., полученные в виде субсидий: на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) на строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов в сумме 7 254 406 руб., из них в бюджет Российской Федерации - 6 866 021 руб. и в бюджет Саратовской области - 388 385 руб.; на возмещение части стоимости приобретенного в 2013 году нового оборудования и специального автотранспорта для овощехранилищ в сумме - 4 410 150 руб. в бюджет Российской Федерации; на компенсацию части стоимости нового технологического и холодильного оборудования для хранения и первичной обработки овощей КФХ, реализующим в 2011 году и 2012 году инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и (или) модернизации овощехранилищ на территории Саратовской области, в сумме 7 487 252 руб., из них в бюджет Российской Федерации - 5 743 611 руб. и бюджет Саратовской области - 1 743 641 руб.; на поддержку начинающих фермеров в сумме 582 722 руб., из них в бюджет Российской Федерации - 459 601 руб. и в бюджет Саратовской области - 123 171 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.08.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании Положения о предоставлении в 2013 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 19 февраля 2013 года в„– 73-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2013 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" (далее - Положение) ИП главе КФХ Полях М.В. была перечислена субсидия за счет средств федерального бюджета в размере 6 866 021 руб.
Также судами установлено и, что не оспаривается участниками арбитражного процесса, в период с 02.06.2014 по 28.07.2014 Счетной палатой Саратовской области проведено контрольное мероприятие, 28.07.2014 вынесен Акт по результатам контрольного мероприятия Счетной палаты Саратовской области, в котором указывается, что ИП Полях М.В. не подтвердила целевое использование кредитных средств и нарушила порядок получения субсидии.
01 августа 2014 Министерство сельского хозяйства Саратовской области направило в адрес Счетной палаты Саратовской области возражения на акт проверки от 28.07.2014, в котором указывает, что субсидии на компенсацию части нового технологического и холодильного оборудования для хранения и первичной переработки овощей и субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченному кредиту выплачены правомерно в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области, регламентирующими выплату субсидии.
Счетной Палатой Саратовской области 13.08.2014 вынесено в адрес Министерства предписание в„– 05-05/678 о принятии мер по возврату в областной бюджет субсидий, выплаченных ИП гл. КФХ Полях М.В. в сумме 19 734 580 руб.
В материалы дела истцом был представлен Приказ от 08.09.2014 в„– 148-пр "О принятии мер по возмещению в областной бюджет субсидий, выплаченных ИП главе КФХ Полях М.В.".
Приказ от 08.09.2014 в„– 148-пр "О принятии мер по возмещению в областной бюджет субсидий, выплаченных ИП главе КФХ Полях М.В." направлен в адрес ответчика 07.04.2015, (исх. в„– 03-01-42-1758), тогда как требование о возврате денежных средств в 15-тидневный срок с даты получения требования в полном объеме, вынесено 10.09.2014.
В отношении индивидуального предпринимателя - главы КФХ Полях М.В. 27.10.2014 возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение ею, как получателем субсидии, условий ее предоставления.
Отказ ответчика добровольно возвратить суммы полученных субсидий послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, 1, 69, 78, 85, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и правомерно исходили из следующего.
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Саратовской области, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 в„– 354-П "Вопросы Министерства сельского хозяйства Саратовской области" министерство сельского хозяйства (далее - Министерство, истец) является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в агропромышленном комплексе Саратовской области, включающее в себя функции по реализации системы мер, в области: растениеводства, животноводства, товарного рыболовства, мелиорации земель, плодородия почв, формирования и функционирования рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевой и перерабатывающей промышленности, производства и оборота этилового спирта из пищевого сырья, социального обустройства сельских территорий.
Министерство сельского хозяйства Саратовской области осуществляет представление государственной поддержки и согласно Закону Саратовской области "Об областном бюджете на 2011 год", "Об областном бюджете на 2012 год", "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных подразделом "Сельское хозяйство и рыболовство".
Поводом для обращения в арбитражный суд с настоящим иском, как следует из искового заявления и пояснений представителей истца, послужило предписание Счетной палаты Саратовской области, вынесенное по результатам проверки контрольного мероприятия "Проверка законности предоставления ИП главе КФХ Полях М.В. субсидий на государственную поддержку сельского хозяйства за период 2011 - 2013 годы".
Субсидии предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 в„– 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 13 Положения о предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 19.01.2012 в„– 15-П, в случае выявления факта нарушения получателем субсидий условий предоставления субсидий, установленных настоящим положением: а) министерство в течение 5 рабочих дней принимает решение в форме правового акта о приостановлении предоставления субсидий получателю и установлении суммы субсидий, подлежащей возврату в областной бюджет; б) министерство в течение 5 рабочих дней со дня принятия правового акта, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, направляет получателю субсидий письменное требование о возврате средств субсидий с приложением копии указанного правового акта и платежных реквизитов для осуществления возврата средств субсидий; в) получатель субсидии обязан в течение 15 календарных дней со дня получения требования, предусмотренного подпунктом "б" настоящего пункта, возвратить средства субсидий в областной бюджет; г) в случае, если в течение срока, установленного в подпункте "в" настоящего пункта, получатель субсидий не возвратил средства субсидий в областной бюджет, министерство осуществляет взыскание средств субсидий в судебном порядке.
Как указывает истец в заявлении об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ от 19.03.2015 и Счетной Палатой Саратовской области не оспаривается: на основании результатов проведения проверки Счетной Палатой Саратовской области 13.08.2014 вынесено в адрес Министерства предписание в„– 05-05/678 о принятии мер по возврату в областной бюджет субсидий, выплаченных ИП гл. КФХ Полях М.В. в сумме 19 734 580 руб.
В материалы дела истцом был представлен Приказ от 08.09.2014 в„– 148-пр "О принятии мер по возмещению в областной бюджет субсидий, выплаченных ИП главе КФХ Полях М.В.".
Приказ от 08.09.2014 в„– 148-пр "О принятии мер по возмещению в областной бюджет субсидий, выплаченных ИП главе КФХ Полях М.В." направлен в адрес ответчика 07.04.2015, (исх. в„– 03-01-42-1758), тогда как требование о возврате денежных средств в 15-тидневный срок с даты получения требования в полном объеме, вынесено 10.09.2014.
В отношении индивидуального предпринимателя - главы КФХ Полях М.В. 27.10.2014 возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение ею, как получателем субсидии, условий ее предоставления.
Постановлением контрольно-аналитического комитета по Саратовской области от 10.12.2014 производство по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении истца было прекращено. Постановление вступило в законную силу.
Кроме этого, в соответствии с заключенным между истцом и ответчиком Соглашением в„– 32 о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и/или единовременной помощи на бытовое обустройство от 10.09.2012 право требовать возврата субсидии возникает у истца в случае расторжения соглашения.
Согласно п. п. 2.2.2. Соглашения в„– 32 в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения начинающим фермером взятых на себя обязательств, Министерство может расторгнуть в одностороннем порядке Соглашение, уведомив об этом начинающего фермера за 7 календарных дней до даты расторжения. Уведомление должно содержать реквизиты необходимые для возврата полученного гранта и (или) единовременной помощи в областной и федеральный бюджеты, а также информацию о соответствующих размерах платежей в каждый из бюджетов.
Только в случае расторжения Соглашения в„– 32 у ответчика возникает обязанность возврата в полном объеме размер гранта. О расторжении Соглашения в„– 32 истец не заявлял.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу, что истцом не соблюден установленный вышеприведенными нормами законодательства и другими нормативными правовыми актами порядок возврата предоставленных субсидий.
В соответствии с действующим законодательством, основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, представления недостоверных сведений.
Следовательно, истец имеет право требовать возврата субсидии только в том случае, если условия, установленные при ее предоставлении, были нарушены ответчиком, а не органом, предоставившим субсидию, либо получателем субсидии представлены недостоверные сведения.
Принимая во внимание, что контроль за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на финансовую поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляет Министерство, на истце лежит обязанность в установленном порядке доказать нецелевое использование ответчиком полученной субсидии.
Одно из оснований для возврата субсидии, по мнению истца, является то обстоятельство, что ответчик не подтвердил целевое использование кредитных средств, в связи с чем, просит взыскать с ответчика денежные средства в виде субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) на строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов в сумме 7 254 406 руб., из них в бюджет Российской Федерации - 6 866 021 руб. и в бюджет Саратовской области - 388 385 руб., как неосновательное обогащение.
На основании Положения о предоставлении в 2013 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 19.02.2013 в„– 73-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2013 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" (далее - Положение) ИП главе КФХ Полях М.В. была перечислена субсидия за счет средств федерального бюджета в размере 6 866 021 руб.
В соответствии с Правилами распределения и предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 в„– 90) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением затрат по инвестиционным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса, независимо от их организационно-правовых формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по кредитным договорам (договорам займа) (п.п. "б" пункта 2 Правил).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 в„– 1460 (ред. от 05.10.2013) "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" субсидии предоставляются... в) по инвестиционным кредитам (займам), полученным также на строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов.
Порядок и условия предоставления и распределения субсидий регулируются Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 в„– 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах".
В соответствии с пп. "в" п. 2 Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат: в) по инвестиционным кредитам (займам), полученным: сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по кредитным договорам (договорам займа), заключенным: с 01.01.2004 по 31.12.2012 включительно на срок от 2 до 8 лет, - на приобретение оборудования, специализированного транспорта, специальной техники в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо и племенной продукции (материала), а также на закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов по переработке льна и льноволокна, мясохладобоен, пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции, и строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута и сорго).
Доводы жалобы о том, что ответчик не подтвердил целевое использование кредитных средств, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.
Из материалов арбитражного дела усматривается, что Полях М.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства за ОГРНИП <...> Межрайонной ИФНС России в„– 7 по Саратовской области 17.06.2011.
14.07.2011 между ИП главой КФХ Полях и ОАО "Сбербанк России" заключен договор в„– 1262 об открытии невозобновляемой кредитной линии.
В соответствии с п. 1.1. Договора Кредитор обязуется открыть Заемщику невозобновляемую кредитную линию для финансирования инвестиционной программы, направленной для приобретения оборудования для овощехранилища в рамках реализации проекта и последующей эксплуатации овощехранилища, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Промышленная, 3 на срок по "11" июля 2018 г. с лимитом в сумме 50 000 000 руб.
08.12.2011 между сторонами было заключено дополнительное соглашение, согласно которого п. 1.1 действует в следующей редакции: "1.1. Кредитор обязуется открыть Заемщику не возобновляемую линию для финансирования инвестиционной программы, направленной на модернизацию (в том числе приобретение оборудования, выполнения строительно-монтажных работ) овощехранилища, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Промышленная, 3 на срок по "11" июля 2018 года с лимитом в сумме 50 000 000 (Пятьдесят миллионов) рублей. Заемщик обязуется возвратить Кредитору полученный кредит и уплатить проценты за пользование им и другие платежи в размере и сроки на условиях Договора".
В соответствии с пунктом 2 раздела III Перечня, утвержденного Приказом Минсельхоза Саратовской области от 22.02.2013 в„– 40-пр, для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов в подтверждение целевого использования кредита предоставляются следующие документы: копия титульного списка стройки; копия сводной сметы на строительство и (или) реконструкцию, и (или) модернизацию объектов, копия титульного списка стройки, заверенная заявителем (заемщиком); копия сводной сметы на строительство и (или) реконструкцию, и (или) модернизацию объектов, заверенная заявителем (заемщиком); копии договоров на поставку технологического оборудования, на выполнение подрядных работ, прочих работ (проектные работы, экспертиза, технический надзор), сметы затрат и графика выполнения строительно-монтажных работ, заверенные заявителем (заемщиком).
Документы, предоставляемые заемщиком по мере выполнения графика работ: копии платежных поручений, подтверждающих оплату работ подрядным способом, прочих работ (проектные работы, экспертиза, технический надзор) и технологического оборудования, включая авансовые платежи, строительных материалов и услуг сторонних организаций при проведении работ хозяйственным способом, заверенные заявителем (заемщиком); копии актов выполненных работ, заверенные заявителем (заемщиком); копии актов приемки-передачи здания (сооружения) в эксплуатацию, заверенные заявителем (заемщиком) (представляются после окончания строительства, при этом субсидия выплачивается заявителям (заемщикам) по мере выполнения этапов работ).
Указанные документы в полном объеме представлены в суд истцом, именно как документы, представленные ответчиком для получения субсидии: титульный список вновь начинаемой стройки на 2011 и на период 2012 год, согласно которому генеральной проектной организацией и генеральной подрядной организацией является ООО "Холод "Экспресс"; сводный сметный расчет строительства, согласно которому предусмотрено выполнить строительно-монтажные работы (основные объекты строительства: ремонт кровли складских помещений, монтаж пластиковых оконных изделий, монтаж металлоконструкций, сэндвич-панелей и дверей, установка охладительного оборудования; объекты энергетического хозяйства; электроснабжение компрессорных установок, ремонт освещения складских помещений, ремонт высоковольтного оборудования, благоустройство территории).
Факт целевого использования кредитных средств подтверждается представленными в материалы дела: договор от 10.08.2011 в„– 11/08-10, заключенный с ООО СФ "Энгельсжилстрой-СК" на выполнение работ по ремонту кровли складских помещений, расположенных по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Промышленная, в„– 3, справки формы в„– КС-2 и КС-3, платежные поручения об оплате; договор подряда от 17.08.2011 в„– 11/08-17, заключенный с ООО СФ "Энгельсжилстрой-СК" на выполнение работ по поставке и монтажу изделий из ПВХ, расположенных в помещениях по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Промышленная, в„– 3, справки формы в„– КС-2 и КС-3, платежные поручения об оплате; договор подряда от 11.10.2011 года, заключенный с ООО "Техпромстрой" на выполнение работ по облицовке фасада здания логистического центра металлопрофилем по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Промышленная, в„– 3, справки формы в„– КС-2 и КС-3, платежные поручения об оплате и иными договорами и первичными документами, приобщенные к материалам настоящего дела.
В случае использования кредита не по целевому назначению Кредитор имеет право прекратить выдачу кредита и/или потребовать от Заемщика досрочного возврата всей суммы кредита.
По состоянию на 24.11.2014 у Сбербанка России претензий, относительно целевого использования кредитных средств не имеется, что подтверждается представленным в материалы дела письмом от 24.11.2014 (исх. в„– 17-930).
Доказательства того, что ответчиком при получении субсидии предоставлены недостоверные сведения, в материалы дела также не представлены.
Также не нашел подтверждения тот факт, что ответчик не является надлежащим субъектом получения субсидии, т.е. не является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
В соответствии с пунктом 4 Постановления в„– 73-П сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также: 1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 в„– 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"; 2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 в„– 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"; 3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Представленные истцом в материалы дела доказательства об отсутствии со стороны ответчика сельскохозяйственной деятельности, тем не менее, не подтверждают указанного факта и не опровергает статус ответчика.
Форма в„– 1-ИП-сх предоставляется индивидуальными предпринимателями, прошедшими государственную регистрацию и получившими статус предпринимателя без образования юридического лица, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств.В силу пункта 1 статьи 5 Закона в„– 209-ФЗ, федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью указанных субъектов и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки.
Отчитываться в статистике должны лишь те субъекты малого предпринимательства, которые попали в выборку. ИП глава КФХ Полях М.В. не вошла в указанный список, следовательно, обязанности представления формы федерального статистического наблюдения в„– 1-ИП-сх не имеется и данное обстоятельство.
Согласно статье 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Таким образом, ответчик вправе сам определять для себя режим налогообложения.
Как следует из Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 в„– 446, ее целями являются: устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
В соответствии положениями областной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010 - 2015 годы" согласно приложению, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 22.04.2010 в„– 147-П ее целями и задачами являются развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области, увеличение объема переработки сельскохозяйственного сырья, рост производства пищевой продукции до 65,9 млрд. рублей в 2015 году, повышение инвестиционной привлекательности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности области, стимулирование инвестиционной деятельности на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, увеличение объема инвестиций в основной капитал в 2015 году до 2,47 млрд. рублей.
21.06.2011 ИП главой КФХ Полях М.В. была представлена в Министерство сельского хозяйства Саратовской области заявка на включение в Реестр инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса области, реализуемых и планируемых к реализации на территории Саратовской области, инвестиционного проекта "Организация овощехранилища" с приложением пакета документов согласно постановлению Правительства области от 25.02.2011 в„– 104-П "О порядке и условиях отбора инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса области, реализуемых и планируемых к реализации на территории Саратовской области".
Инвестиционный проект был рассмотрен на заседании комиссии по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы 01.07.2011, и в соответствии с решением комиссии включен в Реестр инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса области, реализуемых и планируемых к реализации на территории Саратовской области.Актом Счетной палаты Саратовской области по результатам контрольного мероприятия, проверки правомерности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию областной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010 - 2015 годы", проведенной в Министерстве сельского хозяйства Саратовской области за период с 01.01.2010 по 01.10.2013 установлено: проверкой обоснованности предоставления субсидии на компенсации части стоимости нового технологического оборудования, хранения и первичной обработки овощей, приобретенного в 2011 году, юридическим лицами предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и модернизации овощехранилищ Саратовской области - ИП главе КФХ Полях М.В. за счет средств федерального бюджета в сумме 3 160 172,00 руб., средств областного бюджета в сумме 1 000 000 руб., всего в сумме 4 160 172,00 руб. (наличие всех обязательных документов, определенных Положением о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утв. постановлением Правительства Саратовской области от 22.01.2011 в„– 42-П, соблюдение условий предоставления субсидий) нарушений не установлено.
При предоставлении субсидии ИП главе КФХ Полях М.В. цели указанных программ были выполнены, с помощью средств федерального и областного бюджетов предпринимателем было компенсировано приобретение в собственность, запуск в эксплуатацию современного оборудования, автотранспорта, обеспечен прирост сельскохозяйственной продукции именно после получения компенсации на приобретенное оборудование.
Программа обеспечивает развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области до 2015 года.
Поскольку истцом не представлено достаточных доказательств того, что со стороны ответчика действительно были нарушены условия предоставления субсидии, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций отказавших в иске.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.08.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 по делу в„– А57-26809/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ

Судьи
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА
Р.А.ВИЛЬДАНОВ


------------------------------------------------------------------