Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.02.2016 N Ф06-5365/2015 по делу N А65-12939/2015
Требование: О признании незаконным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, сделав вывод, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, на основании которой было принято оспариваемое решение, в спорном периоде применению не подлежала.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2016 г. в„– Ф06-5365/2015

Дело в„– А65-12939/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Шайдуллиной М.Н., доверенность от 11.01.2016 в„– 1101-16,
ответчика - Глуховой А.А., доверенность от 12.01.2016 в„– 2.2-0-31/00075,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России в„– 3 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.09.2015 (судья Путяткин А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Холодная С.Т., Бажан П.В.)
по делу в„– А65-12939/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Открытые инвестиции" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 3 по Республике Татарстан, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан о признании незаконным решения от 10.03.2015 в„– 1718,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Открытые инвестиции" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России в„– 3 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 10.03.2015 в„– 1718.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.09.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.09.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, инспекция обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции.
Представитель общества в судебном заседании отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции, норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судами предыдущих инстанций, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:16:120 601:0311, общей площадью 1 157 150 кв. м, расположенный по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Константиновка.
Заявителем в инспекцию представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в которой кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка отражена в сумме 1 311 230 972 руб., сумма исчисленного земельного налога составила 3 933 693 руб.
Обществом 16.10.2014 в инспекцию представлена вторая, уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в которой кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка отражена в сумме 54 336 952 руб. и сумма исчисленного земельного налога составила 326 022 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой составлен акт от 27.01.2015 в„– 1718, принято оспариваемое решение от 10.03.2015 в„– 1718 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган доначислил обществу земельный налог за 2011 год в сумме 7 541 364 руб., привлек к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 150 827 руб., начислил пени в размере 1 955 698,41 руб., а также предложил налогоплательщику уплатить указанные суммы налога, штрафа и пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 18.05.2015 в„– 2.14-0-18/011906@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, оспариваемое решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Заявитель, считая оспариваемое решение инспекции нарушающим его законные права и интересы, и не соответствующим нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его недействительным.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 в„– 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление в„– 1102), которое опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 в„– 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Согласно пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 в„– 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 в„– 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 в„– 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".С учетом положений статьи 5 НК РФ, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 в„– 17-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 в„– 165-О судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением в„– 1102, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 в„– 4453/10 и от 26.07.2011 в„– 2647/11.
Соответственно, доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденной вышеназванным постановлением, инспекцией произведено неправомерно.
Суды сделали правильный вывод о том, что применение ответчиком кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением от 24.12.2010 в„– 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно статье 5 НК РФ, при расчете земельного налога за 2011 год подлежат применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 31.12.2008 в„– 951, поскольку постановление от 24.12.2010 в„– 1102 опубликованное после 01.01.2012 содержит результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением от 24.12.2010 в„– 1102, значительно превышающие результаты предыдущей оценки, следовательно, ухудшают положение налогоплательщика.
Кроме того, как указано в акте камеральной налоговой проверки и решении налогового органа, ранее в первичной декларации по земельному налогу за 2011 год общество исчислило и уплатило сумму налога в размере 3 933 693 руб., следовательно, сумма налога за 2011 год уплачена налогоплательщиком.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 по делу в„– А65-12939/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
О.В.ЛОГИНОВ


------------------------------------------------------------------