Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.02.2016 N Ф06-5510/2016 по делу N А72-4171/2015
Требование: О признании недействительным предписания административного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием на ТСЖ возложена обязанность по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, выразившихся в несоответствии устава ТСЖ требованиям ЖК РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано в части, поскольку установлено, что пункты о порядке избрания состава ревизионной комиссии и о возможности заключения с председателем правления товарищества трудового договора не противоречат требованиям ЖК РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2016 г. в„– Ф06-5510/2016

Дело в„– А72-4171/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.06.2015 (судья Каданцев Б.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи: Драгоценнова И.С., Попова Е.Г.)
по делу в„– А72-4171/2015
по заявлению товарищества собственников жилья "Левобережное" (ИНН 7328045929, ОГРН 1027301576411), г. Ульяновск, Сычева Алексея Радиевича, г. Ульяновск, к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, г. Ульяновск, об оспаривании предписания,

установил:

товарищество собственников жилья "Левобережное" (далее - ТСЖ "Левобережное", товарищество) и Сычев Алексей Радиевич обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным предписания Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (далее - административный орган) от 26.01.2015 в„– О-477.
Впоследствии Сычев Алексей Радиевич отказался от заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Заявленный отказ принят судом.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.06.2015 производство по делу в части требований Сычева Алексея Радиевича и в части оспаривания товариществом пункта 7 предписания от 26.01.2015 в„– О-477 прекращено. Суд признал недействительным пункт 9 предписания от 26.01.2015 в„– О-477, в удовлетворении остальной части требований товарищества отказал.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 решение суда первой инстанции от 04.06.2015 изменено. Признан недействительным пункт 2 предписания Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области от 26.01.2015 в„– О-477. В остальной части решение суда от 04.06.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, административный орган обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в части признания недействительными пунктов 2 и 9 предписания.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, в результате внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении ТСЖ "Левобережное" на основании распоряжения от 20.01.2015 в„– 000113/О-477, административный орган выявил факт несоответствия Устава товарищества требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) а именно: пунктом 15.4 Устава закреплено, что председатель правления вправе принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания членов товарищества и правления товарищества, что противоречит требованиям части 2 статьи 149 ЖК РФ; пунктом 15.6 Устава установлено, что председатель правления осуществляет свою деятельность на основе трудовых отношений, что противоречит требованиям пункту 11 части 2 статьи 145 ЖК РФ, так как председатель правления получает вознаграждение установленное общим собранием членов ТСЖ и исполняет свои обязанности в соответствии с ЖК РФ, а не Трудовым кодексом Российской Федерации; пунктами 15.7 и 15.8 Устава установлено, что председатель правления вправе принять заместителя и возлагать на него обязанности в период своего отсутствия, чем нарушены положения части 3.1 статьи 147 ЖК РФ; пункт 2.3 Устава противоречит требованиям части 3 статьи 152 и пункту 7 части 2 статьи 145 ЖК РФ в части использования доходов от хозяйственной деятельности по усмотрению председателя правления; пункт 13.2 Устава противоречит требованиям части 2 статьи 147 ЖК РФ; пункт 14.16 Устава противоречит требованиям части 6 статьи 147 и части 2 статьи 149 ЖК РФ; пункт 14.15 Устава противоречит требованиям части 4 статьи 145, части 6 статьи 147 и статье 148 ЖК РФ; пункт 15.1 Устава противоречит требованиям части 2 статьи 147 и статье 149 ЖК РФ в части избрания председателя на следующий двухлетний срок, а также расширения полномочий в части дачи указаний распоряжений иным лицам; пункт 16.4 Устава противоречит требованиям статьи 150 ЖК РФ.
По факту выявленных нарушений административным органом в отношении товарищества составлен акт проверки от 26.01.2015 в„– 000114/О-477 и предписание от 26.01.2015 в„– О-477 об устранении выявленных нарушений в срок до 26.07.2015.
Решением от 20.04.2015 административный орган отменил пункт 7 предписания от 26.01.2015 в„– О-477.
Товарищество, не согласившись с указанным предписанием административного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций признали недействительными пункты 2 и 9 предписания административного органа от 26.01.2015 в„– О-477, в остальной части заявленных требований отказали.
Административный орган считает ошибочными выводы судов о том, что пункты 2 и 9 предписания противоречат нормам ЖК РФ, кроме того административный орган не согласен с взысканием расходов по государственной пошлине.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Отношения по поводу создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов регулирует ЖК РФ.
Требования к деятельности товарищества собственников жилья установлены разделом VI ЖК РФ. Положения Устава товарищества собственников жилья не могут противоречить требованиям, установленным ЖК РФ.
В рассматриваемом случае, пунктом 9 предписания товариществу предложено устранить несоответствие пункта 16.4 устава требованиям статьи 150 ЖК РФ, которым установлено, что в случае истечения срока полномочий членов ревизионной комиссии (ревизора), члены товарищества обязаны вновь осуществить избрание состава ревизионной комиссии (ревизора). До совершения данных действий товарищество осуществляет деятельность в отсутствие ревизионной комиссии (ревизора).
Согласно части 1 статьи 150 ЖК РФ ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года.
Пункт 16.4 Устава устанавливает обязанность членов товарищества осуществить избрание состава ревизионной комиссии (ревизора), не определяя при этом порядок такого избрания, а также предусматривает возможность осуществления товариществом своей деятельности в отсутствие ревизионной комиссии (ревизора) до совершения данных действий, что не противоречит нормам ЖК РФ.
Пунктом 2 предписания товариществу предложено внести изменения в пункт 15.6 Устава в связи с тем, что возможность осуществления деятельности председателя правления товарищества на основе трудовых отношений законом не предусмотрена.
Однако ЖК РФ как таковой запрет на заключение трудового договора с председателем правления товарищества не содержит.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 145 ЖК РФ размер вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления, товарищества определяется общим собранием членов товарищества собственников жилья, однако характер вознаграждения (единовременный или периодический) не разъясняет.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата является именно вознаграждением, о котором упоминается в вышеуказанном пункте.
В соответствии со статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Деятельность председателя правления совместительством не является.
Частью 3.1 статьи 147 ЖК РФ установлен запрет лишь на совмещение председателем правления товарищества своей деятельности как председателя правления товарищества с другой трудовой деятельностью в товариществе (например, на должности инженера и др.).
Таким образом, пункт 15.6 Устава не противоречит положениям ЖК РФ. Следовательно, пункт 2 предписания правомерно признан судами недействительным.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, понесенные товариществом при подаче апелляционной жалобы, относятся на административный орган.
Между тем, при принятии апелляционной жалобы товарищества к производству суд апелляционной инстанции произвел зачет государственной пошлины, возвращенной по справке Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 в„– 108014 в сумме 4000 рублей по делу в„– А72-3077/2014 по платежному поручению от 20.06.2014 в„– 373, в счет государственной пошлины, подлежавшей уплате за подачу апелляционной жалобы по настоящему делу в сумме 1500 рублей.
Поскольку зачет произведен не на всю сумму, подлежавшую возврату по справке от 01.08.2014 в„– 108014, суд апелляционной инстанции правомерно возвратил ТСЖ "Левобережное" государственную пошлину в сумме 2500 рублей.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по делу в„– А72-4171/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Н.Н.САФИН

Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ


------------------------------------------------------------------