Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.02.2016 N Ф06-5768/2016 по делу N А55-2681/2015
Требование: О признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости, об обязании произвести государственную регистрацию.
Обстоятельства: Отказ мотивирован несовпадением даты включения объекта в реестр муниципальной собственности и даты ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, указанной в кадастровом паспорте.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку различное указание в технической документации года завершения строительства объекта не препятствовало идентифицировать регистрируемый объект.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2016 г. в„– Ф06-5768/2016

Дело в„– А55-2681/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 (председательствующий судья Юдкин А.А., Драгоценнова И.С., Филиппова Е.Г.)
по делу в„– А55-2681/2015
по заявлению департамента управления имуществом городского округа Самара (ИНН 6315800001, ОГРН 1026300959871) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ИНН 6317053595, ОГРН 1046300581590), третьи лица: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа в„– 170 г.о. Самара, федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" в лице Самарского филиала, министерство имущественных отношений Самарской области, департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, об оспаривании решения,

установил:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) от 10.11.2014 в„– 01/074/2014-168 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (образовательное учреждение) площадью 912,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная, д. 54, литера СС1С2, кадастровый номер 63:01:0000000:0:11081, а также об обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" в лице Самарского филиала, Министерство имущественных отношений Самарской области, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа в„– 170 г.о. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что спорный объект был включен в реестр муниципальной собственности 09.03.1995 на основании постановления Главы администрации Самарской области от 09.03.1995 в„– 77, в то время как в кадастровом паспорте здания от 07.10.2011 содержится информация о том, что объект капитального строительства введен в эксплуатацию в 1996 году. Также, по мнению Управления Росреестра, факт включения спорного нежилого здания в реестр муниципальной собственности на основании постановления Главы администрации Самарской области от 09.03.1995 в„– 77 не может рассматриваться в качестве надлежащего правового основания для выполнения заявленного регистрационного действия.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Самарской области от 09.03.1995 в„– 77 в муниципальную собственность г. Самары переданы объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения согласно приложению в„– 1, в том числе ясли-сад в„– 302, ул. Аэродромная, 54.
Решением Комитета по управлению имуществом г. Самары от 14.11.1996 в„– 387 детское дошкольное учреждение в„– 302 передано в оперативное управление Советскому районному отделу образования г. Самары. В соответствии с решением Комитета по управлению имуществом г. Самары от 10.03.1998 в„– 108 здание детского сада в„– 302, расположенное по ул. Аэродромная, д. 54 в г. Самаре, передано в оперативное управление МОУ среднего (полного) общего образования школе в„– 170 Советского района. Между МОУ средняя общеобразовательная школа в„– 170 и Департаментом заключен договор оперативного управления от 06.12.2001 в„– 0004500 на здание по ул. Аэродромная, д. 54.
Земельный участок под зданием по ул. Аэродромная, д. 54, площадью 4800 кв. м принадлежит муниципальному образованию городской округ Самара на основании постановления Главы г. Самары от 06.05.1997 в„– 646, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.09.2012 серии 63-АК-230388.
Заявлением от 29.09.2014 Департамент обратился в Управление Росреестра о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание, площадью 912,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная, д. 54, кадастровый номер 63:01:0000000:0:11081.
Сообщением от 10.11.2014 в„– 01/074/2014-168 Управлением Росреестра в проведении заявленных регистрационных действий было отказано на основании абзацев 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ), со ссылкой на то, что в представленном на государственную регистрацию кадастровом паспорте объекта недвижимости указан год ввода в эксплуатацию объекта - 1996, в связи с чем он не мог быть включен в реестр муниципальной собственности на основании постановления Главы администрации Самарской области от 09.03.1995 в„– 77.
Департамент, ссылаясь на то, что отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости противоречит нормам действующего законодательства, нарушает права на владение, пользование и распоряжение имуществом, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 16 Закона в„– 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Статьей 17 Закона в„– 122-ФЗ определено, что помимо перечисленных в данной статье документов основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (абзац 2); иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (абзац 9).
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона в„– 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Судебные инстанции установили, что на государственную регистрацию Департаментом были представлены следующие документы: кадастровый паспорт здания от 07.10.2011; выписка из реестра от 22.09.2014 в„– 15-07-16/37777; письмо от 22.09.2014 в„– 15-07-16/37873; письмо Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 30.07.2014 в„– Д05-01-01/6932-0-1; технический паспорт.
В качестве правоподтверждающего документа на объект недвижимого имущества представлена выписка из реестра муниципальной собственности от 22.09.2014 в„– 15-07-16/3777, согласно которой спорный объект недвижимости включен в реестр муниципального имущества 09.03.1995 за номером 000054 на основании постановления главы администрации Самарской области от 09.03.1995 в„– 77.
Постановление главы администрации Самарской области от 09.03.1995 в„– 77, заявленное как документ - основание для государственной регистрации права, принято в соответствии с законодательством, действующим на момент его издания, уполномоченным органом, не отменено и не оспорено в судебном порядке.
Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту годом постройки нежилого здания по адресу: г. Самара, ул. Аэродромная, д. 54, литера С является 1966 год, литера С1 и С2-2001 год, общая площадь здания 912,6 кв. м.
Из кадастрового паспорта на здание от 07.10.2011 следует, что объект площадью 912,6 кв. м введен в эксплуатацию в 1996 году.
Письмом от 12.01.2010 в„– 15/48 ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" сообщило о том, что согласно данным архива по материалам инвентарного дела нежилое здание литера "С", расположенное по адресу: г. Самара, ул. Аэродромная, д. 54, в период с 23.01.1966 (первичная инвентаризация) по 11.12.2001 использовалось как детский сад в„– 302. По состоянию на 11.12.2011 зафиксировано изменение назначения здание (МОУ школа в„– 170 с казачьим кадетским отделением-интернатом).
Из письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 30.07.2014 в„– Д05-01-01/6932-0-1 усматривается, что в спорном нежилом помещении произошла реконструкция. Вместе с тем в письме указано, что строительные мероприятия в здании литера СС1С2 не нарушают действующие строительные нормы, не затрагивают конструктивные и другие характеристики и безопасность здания, не превышают предельные параметры разрешенной конструкции, установленные градостроительным регламентом, в связи с чем в соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на реконструкцию и ввод в эксплуатацию не требуется.
Оценив представленные доказательства с позиции статьи 71 АПК РФ, установив, что Департаментом представлены необходимые и достаточные документы для государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, которые соответствуют требованиям законодательства о государственной регистрации, судебные инстанции удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что факт включения спорного нежилого здания в реестр муниципальной собственности на основании постановления главы администрации Самарской области от 09.03.1995 в„– 77 не может рассматриваться в качестве надлежащего правового основания для выполнения заявленного регистрационного действия, суд кассационной инстанции находит несостоятельным.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление в„– 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу абзаца 4 пункта 2 Приложения 3 к Постановлению в„– 3020-1 учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта относятся к объектам муниципальной собственности.
Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 в„– 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в Приложении 3 к Постановлению в„– 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, в связи с чем могут рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Также судами правомерно отклонены доводы Управления Росреестра о том, что объект был включен в реестр муниципальной собственности 09.03.1995, в то время как в кадастровом паспорте здания указано на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в 1996 году, поскольку различное указание в технической документации года завершения строительства объекта не препятствовало заинтересованному лицу идентифицировать регистрируемый объект, учитывая, что данные разночтения не могли являться основанием для отказа в регистрации права собственности на объект, так как не свидетельствуют о его отсутствии в муниципальной собственности.
Доказательств того, что спорный объект недвижимости исключен из реестра муниципального имущества, в материалы дела не представлено.
Доводы Управления Росреестра, изложенные в кассационной жалобе, были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают правильность выводов судебных инстанций и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 по делу в„– А55-2681/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ


------------------------------------------------------------------