Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.02.2016 N Ф06-5303/2015 по делу N А55-29012/2014
Требование: О взыскании солидарно неосновательного обогащения, возникшего в результате уклонения от оплаты медицинских услуг.
Обстоятельства: Истец указал на то, что ответчики не произвели оплату медицинских услуг, оказанных истцом гражданам, не имеющим полисов обязательного медицинского страхования.
Решение: В удовлетворении требования к ответчику-2 отказано, поскольку установлено, что финансовое обеспечение истца являлось расходным обязательством ответчика-1 и возмещение истцу расходов за оказание медицинской помощи не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам должно осуществляться за счет бюджетных средств ответчика-1.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. в„– Ф06-5303/2015

Дело в„– А55-29012/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Шитовой Е.Е. (доверенность от 16.09.2013 в„– 55), Санниковой Ю.В. (доверенность от 05.05.2014 в„– 57),
ответчика (муниципального образования городского округа Самара в лице администрации городского округа Самара) - Емельяновой А.В. (доверенность от 22.12.2015 в„– 3-01-02/12107),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2015 (судья Носова Г.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2015 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи Морозов В.А., Туркин К.К.)
по делу в„– А55-29012/2014
по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница в„– 1 имени Н.И. Пирогова" к муниципальному образованию городского округа Самара в лице администрации городского округа Самара, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании денежных средств, с участием третьих лиц: Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области и Министерства здравоохранения Самарской области,

установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница в„– 1 имени Н.И. Пирогова" (далее - ГБУЗ "Самарская городская клиническая больница в„– 1 имени Н.И. Пирогова", Больница имени Н.И. Пирогова, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию г.о. Самара в лице администрации г.о. Самара (далее - АМО г.о. Самара, ответчик-1), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик-2), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании солидарно за счет средств казны 11 612 487,19 рублей в счет уплаты неосновательного обогащения в связи с уклонением от оплаты медицинских услуг, оказанных истцом в 2011 году гражданам в состоянии, требующем экстренных и неотложных медицинских вмешательств.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Самарской области (далее - Минздрав Самарской области, третье лицо-1).
До вынесения решения истец отказался от требований к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - фонд ОМС, третье лицо-2) привлечен к участию в деле в качестве третьего лица в порядке статьи 51 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2015, исковые требования удовлетворены частично. Принят отказ от иска к фонду ОМС, производство по делу в указанной части прекращено. С МО г.о. Самара в лице АМО г.о. Самара в пользу ГБУЗ "Самарская городская клиническая больница в„– 1 имени Н.И. Пирогова" взыскано за счет казны муниципального образования 11 612 487,19 рублей в счет уплаты неосновательного обогащения, 81 062,43 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Требования, предъявленные к Российской Федерации в лице Минфина РФ, оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанными судебными актами, АМО г.о. Самара обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы ссылается на то, что представленные истцом сканированные копии медицинских карт не являются надлежащим доказательством оказания медицинской помощи указанным в реестре не застрахованным в системе ОМС лицам, поскольку не позволяют определить объем оказанных услуг.
Указывает, что в медицинских картах Гаврилова В.Н., Гайназарова Н.С. отсутствуют листы назначений лечащего врача, в картах Воронковой Л.О., Ефремова Н.С. в листах назначений отсутствует подпись лежащего врача, а в картах Дорощук Е.С., Ермакова С.Г. и Ермаковой Н.М. листы назначений без указания фамилии имени отчества пациента.
Полагает, что судами необоснованно принят в качестве надлежащего доказательства расчет истца по стоимости оказанных услуг незастрахованным в системе ОМС лицам, произведенный с использованием тарифов, установленных в системе ОМС.
Считает, что суды, неверно истолковав статью 37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 в„– 5487-1, пришли к неправомерному выводу о том, что финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.
Отмечает, что истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о возмещении стоимости медицинских услуг, оказанных не идентифицированным в системе ОМС лицам в период с 01.01.2011 по 07.12.2011.
В отзывах Больница имени Н.И. Пирогова, Территориальный фонд ОМС Самарской области, Минздрав Самарской области с доводами кассационной жалобы не согласились, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Территориальный фонд ОМС Самарской области и Минздрав Самарской области просили рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие их представителей.
В судебном заседании представитель ответчика-1 поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме, представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ГБУЗ "Самарская городская клиническая больница в„– 1 имени Н.И. Пирогова" является лечебным учреждением для оказания экстренной медицинской помощи в круглосуточном режиме в системе обязательного медицинского страхования.
В обоснование иска приведено, что в течение 2011 года истец оказывал экстренную и неотложную медицинскую помощь на общую сумму 11 612 487,19 рублей пациентам, не застрахованным по ОМС.
В связи с оказанными услугами истец выставил Территориальному фонду ОМС Самарской области электронные счета за оказанные медицинские услуги за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, которые оплачены не были по причине отсутствия у пациентов полисов обязательного медицинского страхования.
Неоплата оказанных услуг послужила основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Разрешая исковые требования, суды верно исходили из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2011 году Больница имени Н.И. Пирогова являлась муниципальным учреждением, учредителем которого выступало МО г.о. Самара.
Согласно пункту 37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 в„– 5487-1 (далее - Основы законодательства), действовавших до 01.01.2012, финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 20 Основ законодательства).
В силу статьи 37.2 Основ законодательства оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Источник финансирования расходов на оказанные медицинские услуги зависит от того, является ли лицо застрахованным в рамках обязательного медицинского страхования или нет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 в„– 782 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год (далее - Программа).
Разделом 3 Программы определено, что за счет средств обязательного медицинского страхования оплачивается медицинская помощь, оказываемая в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью Программы и предусматривающей первичную медико-санитарную, специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.12.2010 в„– 644 утверждена "Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год", составной частью которой является "Территориальная программа ОМС", которой установлено, что за счет средств ОМС компенсируются затраты медицинских организаций в соответствии с целевыми статьями, определяемыми тарифным соглашением.
В приложении в„– 3 к Программе содержится перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год.
ГБУЗ "Самарская городская клиническая больница в„– 1 имени Н.И. Пирогова" отнесен к учреждению, финансируемому в 2011 году за счет средств областного и местного бюджета.
Кроме того, согласно пункту 13 письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.12.2010 в„– 20-2/10/2-12028 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год" медицинская помощь гражданам, не подлежащим обязательному медицинскому страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, по видам, включенным в территориальную программу ОМС, оплачивается за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
В 2011 году Больница имени Н.И. Пирогова находилась в ведомственном подчинении Департамента здравоохранения администрации г.о. Самара.
Согласно статье 126 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) субъект Российской Федерации отвечает только по своим обязательствам, не отвечает по обязательствам муниципальных образований и обязательствам созданных юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период) организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, отнесена к вопросам местного значения городского округа.
При этом органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из изложенного суды пришли к верному выводу, что в течение спорного периода финансовое обеспечение Больницы имени Н.И. Пирогова являлось расходным обязательством муниципального образования и возмещение расходов за оказание медицинской помощи не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам должно было осуществляться за счет соответствующего бюджета.
Таким образом, суды предыдущих инстанций, обоснованно признав, что факт оказания истцом услуг экстренной и неотложной помощи подтвержден материалами дела, учитывая, что ответчик доказательств несоответствия размера стоимости оказанных истцом услуг и оплаты оказанных услуг или его контррасчет в материалы дела не представил, руководствуясь статьей 1102 ГК РФ взыскал с МО г.о. Самара неосновательное обогащение в размере 11 662 487,19 рублей. Требования, заявленные к Российской Федерации в лице Минфина РФ, правомерно оставлены без удовлетворения.
При этом является несостоятельным довод ответчика о том, что представленные истцом медицинские карты по госпитализации не идентифицированных и не застрахованных в системе ОМС граждан являются ненадлежащими доказательствами.
Так, документация, вопреки доводам жалобы, содержит информацию о предоставлении конкретных медицинских услуг определенным лицам с указанием личных данных, времени оказания услуг, наименования и объема оказанных услуг, что нашло свое подтверждение в ходе изучения судом первой инстанции оригиналов первичной медицинской документации и опросов медицинских работников, к материалам дела приобщены скан-копии медицинских карт, что в совокупности позволяет положить данный документ в основу решений судов.
Возражения заявителя жалобы против порядка, примененного стороной истца при расчете требуемых к оплате сумм исходя из тарифов по ОМС, судебная коллегия также не может признать состоятельными.
Стоимость медицинской помощи в 2011 году администрацией г.о. Самара, несмотря на нахождение данного вопроса в его компетенции, определена не была. Экспертным путем определить сумму фактически понесенных больницей затрат на лечение вышеназванных пациентов не представилось возможным. Минимальные размеры стоимости оказанных медицинских услуг заложены в тарифах по ОМС, соответственно, фактическая стоимость оказанных услуг не может составить суммы, меньше исчисленных с применением указанных тарифов. От предоставления обоснования возражений против применяемой при расчетах методики сторона ответчика уклонилась.
Судами первой и апелляционной инстанций также верно отклонен довод заявителя жалобы о пропуске срока исковой давности, предусмотренного статьей 196 ГК РФ. Спорные обязательства подлежали исполнению в течение всего финансового года, понятие которого определено в статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации (по 31 декабря). При таком положении срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ, верно исчислен судами с 01.01.2012. Соответственно, исковое заявление подано в арбитражный суд до истечения срока исковой давности (08.12.2014).
При таком положении при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы, сделанные судами обеих инстанций, основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов судов, не влияют на законность принятых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2015 по делу в„– А55-29012/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
Н.А.ТЮРИНА
И.В.АРУКАЕВА


------------------------------------------------------------------