Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.02.2016 N Ф06-4118/2015 по делу N А55-23931/2014
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, понуждении устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован нахождением на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не исследована допустимость приватизации спорного земельного участка, расположенного на территории общего пользования , также не исследованы сведения о красных линиях.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2016 г. в„– Ф06-4118/2015

Дело в„– А55-23931/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Драгоценнова И.С., Попова Е.Г.)
по делу в„– А55-23931/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Представитель" (ИНН 6316176763, ОГРН 1126316006112), г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара, с участием третьих лиц: Департамента благоустройства и экологии администрации городского округа Самара, г. Самара, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области, г. Самара, об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Представитель" (далее - ООО "УК "Представитель", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Минимущество Самарской области) в предоставлении обществу в собственность за выкуп земельного участка площадью 80 кв. м с кадастровым номером 63:01:0217003:44, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора/ул. Г.Димитрова, для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, изложенного в сообщении от 11.06.2014 в„– 12-1/0815/13; понуждении Минимущества Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о проведении аукциона по продаже указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Минимущества Самарской области, изложенный в сообщении от 11.06.2014 в„– 12-1/0815/13; обязал Минимущество Самарской области передать в администрацию городского округа Самара заявление ООО "УК "Представитель" от 15.03.2013 в„– 12-1/0815/13 с приложениями к нему, а также обязал администрацию городского округа Самара (далее - администрация) по вступлению судебного решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о проведении аукциона по продаже спорного земельного участка в порядке, установленном законом.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара и Минимущество Самарской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители кассационных жалоб указали на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационных жалоб.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.03.2013 ООО "УК "Представитель" обратилось в Минимущество Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 80,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0217003:44, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора/ул. Г.Димитрова, для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе.
Согласно сведений из ИСОГД г.о. Самара об испрашиваемом земельном участке, полученных Минимуществом Самарской области из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара по запросу от 15.03.2013 в„– 12-1/0815/13, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0217003:44 по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 в„– 61, находится в территориальной зоне Р-2 (зона парков, бульваров, набережных).
Специалистами государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости" Минимущества Самарской области был проведен осмотр испрашиваемого земельного участка, в ходе которого было установлено, что данный земельный участок свободен от строений и видимых инженерных коммуникаций, частично заходит на тротуар, частично на озелененную территорию, о чем составлен акт осмотра земельного участка от 28.10.2013.
Из письма Департамента благоустройства и экологии администрации городского округа Самара от 05.12.2013 в„– 17-07-01/1544 следует, что в соответствии с пунктом 1 статьи 61 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" испрашиваемый земельный участок входит в состав зеленого фонда городского округа Самара, в связи с чем в силу пункта 2 указанной статьи на нем запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Минимущество Самарской области сообщением от 11.06.2014 в„– 12-1/0815/13 отказало обществу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:44, поскольку на нем находятся зеленые насаждения, в связи с чем предоставление данного земельного участка для испрашиваемых заявителем целей будет противоречить статье 61 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункту 10 главы 25 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы города Самары от 10.06.2008 в„– 404, а также пунктам 6.1 и 6.4 Приказа Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 в„– 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации".
ООО "УК "Представитель", полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как правильно указали суды, порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на момент подачи обществом заявления регулировался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей до 01.03.2015, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 в„– 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01.07.2006 осуществляет Минимущество Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74, действующим в спорный период времени, с учетом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации был утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара (далее - постановление от 21.06.2006 в„– 74).
Согласно пункту 2.1 постановления от 21.06.2006 в„– 74 граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Минимущество Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении в„– 1 к настоящему Порядку.
Пунктом 2.4 постановления от 21.06.2006 в„– 74 установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Минимущество Самарской области в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что земельный участок не изъят и не ограничен в обороте, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, а фактически заявленный вид использования спорного земельного участка является основным разрешенным видом использования земельных участков в зоне Р-2, что следует из Правил застройки и землепользования, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 в„– 61, согласно которым основными разрешенными видами использования земельных участков являются: прогулочные аллеи, некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе, элементы благоустройства, малые архитектурные формы, в связи с чем пришли к выводу, что отказ Минимущества Самарской области, изложенный в сообщении от 11.06.2014 в„– 12-1/0815/13, противоречит требованиям действующего на тот период законодательства.
Между тем судами не принято во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены виды и состав территориальных зон.
Согласно пункту 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Из ответа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 21.10.2013 в„– САМВ-72158 следует, что земельный участок площадью 80,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0217003:44, имеет вид использования: в рекреационных целях, в соответствии с Картой правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 в„– 61, находится в территориальной зоне Р-2 (зона парков, бульваров, набережных), имеет ограничения, предусмотренные пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из имеющихся выкопировок Генерального плана городского округа Самара, данных информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара и представленных фотоматериалов следует, что испрашиваемый земельный участок может находиться на прогулочной пешеходной аллее парковой зоны (асфальтированная пешеходная дорожка).
Судами первой и апелляционной инстанций указано, что нахождение спорного земельного участка в зоне Р-2 само по себе не может безусловно являться основанием для запрета на приватизацию, правовое значение имеет нахождение в указанной зоне объектов общего пользования (улицы, проезды, парки, бульвары), границы которых определены красными линиями.
Однако отсутствие красных линий (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), обозначающих существующие (планируемые) границы территорий общего пользования, не может исключать существующего правового режима земельного участка, относящегося к территории общего пользования, понятие о котором закреплено в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выводы судов о том, что отсутствие доказательств нахождения земельного участка в границах красных линий, свидетельствующих о том, что такой объект не относится к землям общего пользования, основаны на неправильном толковании норм земельного и градостроительного законодательства.
Суды первой и апелляционной инстанций, ограничившись сведениями, предоставленными Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в письме от 21.10.2013 в„– САМВ-72158, не учли мотивы, по которым было отказано в предоставлении земельного участка, а также доводы Минимущества в Самарской области, приведенные в отзыве от 23.12.2014 в„– 12/22763, которые подлежали правовой оценки наряду с основаниями, указанными уполномоченным органом в оспариваемом решении от 11.06.2014 в„– 12-2/0815/13, и оставили без надлежащей судебной проверки доводы о том, что испрашиваемый земельный участок находится на территории парка, который относится к территории общего пользования, вне зависимости от отделения такой территории красными линиями.
Сам факт формирование земельного участка в зоне Р-2 предусматривает необходимость определения (соотношения) границ испрашиваемого земельного участка и имеющихся в этой зоне территорий общего пользования, что не исследовалось судами.
При этом отсутствие сформированных красных линий не может исключать, что спорный земельный участок относится к территории общего пользования в силу правового режима, определенного законом (парки, улицы, скверы, бульвары).
Поскольку земельный участок расположен в зоне Р-2 (парки, бульвары, набережные), судам необходимо было проверить допустимость приватизации такого земельного участка, расположенного в границах прогулочной аллеи, и других элементах благоустройства вне зависимости от установления красных линий, определяющих границы таких мест.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 28.12.2015 по делу в„– А55-266/2015.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 отменить.
Поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело в„– А55-23931/2014 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, в том числе исследовать сведения информационной системы по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, схемы расположения границ земельного участка, свидетельствующие о нахождении испрашиваемого участка в территориальной зоне Р2 (зона парков, бульваров, набережных), допустимость приватизации земельного участка, расположенного на территории общего пользования (парка), дополнительно исследовать сведения о красных линиях, в том числе нахождение границ испрашиваемого земельного участка на территории асфальтированной пешеходной дорожки, исследовать данные о нахождении в указанной зоне всех мест общего пользования и соотношения границ, и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по делу в„– А55-23931/2014 отменить.
Данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.

Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
С.Ю.МУРАВЬЕВ


------------------------------------------------------------------