Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.02.2016 N Ф06-4949/2015 по делу N А55-2850/2015
Требование: О признании незаконным предписания органа жилищной инспекции.
Обстоятельства: В ходе проверки было установлено отсутствие договора с ресурсоснабжающей организацией по холодному водоснабжению и водоотведению многоквартирных домов, находящихся в управлении общества. Обществу предложено устранить нарушения требований жилищного законодательства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствие заключенного договора с ресурсоснабжающей организацией по обеспечению коммунальными ресурсами жителей домов свидетельствует о неисполнении обществом как управляющей компанией своих обязательств; собственники дома не принимали решения об оплате коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2016 г. в„– Ф06-4949/2015

Дело в„– А55-2850/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии:
заявителя - Мантузова Е.В., доверенность от 21.10.2015,
третьего лица - Матерко О.В., доверенность от 11.07.2014,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.08.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу в„– А55-2850/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области от 03.02.2015 в„– Робр-197989,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" (далее - ООО "ЖКС", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - инспекция, госорган) от 03.02.2015 в„– Робр-197989.
К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции привлечено общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.08.2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты отменить.
В своем отзыве госорган, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В своем отзыве ООО "СКС" просит обжалуемые судебные акты отменить, по делу принять новый судебный акт.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывы инспекции и ООО "СКС", проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведения внеплановой документарной проверки заявителю госорганом вынесено предписание от 24.11.2014 в„– РОбр-19784, в котором обществу предложено устранить в срок до 29.12.2014 нарушения требований жилищного законодательства.
В целях проверки указанного предписания инспекцией проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлен факт неисполнения обществом предписания в„– РОбр-19784.
Заявителю вновь выдано предписание в„– РОбр-197989, в которой предписано в срок до 03.03.2015 исполнить в рамках договора управления функций "исполнителя" по предоставлению услуг по холодному водоснабжению и водоотведению путем заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
ООО "ЖСК", не согласившись с данным предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в которой указывает на нарушение госорганом своих прав и интересов.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и пунктов 2, 6 и пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 307, должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов.
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Таким образом, общество на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
Судами установлено, а также подтверждается материалами дела, что заявитель осуществляет управление многоквартирными домами в отсутствие заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора по холодному водоснабжению и водоотведению.
Как указано в отзыве инспекции, доказательств по установленному законодательством порядку изменению договоров управлений (часть 8 статьи 162 ЖК РФ, глава 29 Гражданского кодекса Российской Федерации) в части исключения предоставления собственникам помещений коммунальных услуг по холодному водоснабжению помещений и водоотведению заявитель проверяющим не представил - протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах с повестками дня по данному вопросу; приложения к договорам управлений с положениями по изменению обязательств по предоставлению указанных коммунальных услуг; протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах с повестками дня по вопросу внесения платы за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) в ООО "СКС"; договор (соглашение) о привлечении ООО "СКС" в качестве платежного агента, осуществляющего деятельность по приему платежей физических лиц в соответствии с частью 15 статьи 155 ЖК РФ, договор уступки прав требования и т.д.Доказательств о выборе ООО "СКС" в качестве новой управляющей организации, о возложении на ООО "СКС" обязательств по содержанию сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (абзац 2 части 11 статьи 161 ЖК РФ), заявителем также не представлено.
Судами установлено, что ООО "ЖКС" в настоящее время продолжает деятельность по управлению многоквартирными домами г.о. Самара, договоры управлений не расторгнуты и продолжают действовать.
Учитывая, что положениями действующего законодательства на заявителя, как на управляющую компанию, возложена обязанность по обеспечению граждан коммунальными услугами в рамках заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями, суды пришли к выводу, что уклонение управляющей компании от заключения указанных договоров противоречит действующему законодательству и незаконно возлагает на граждан обязанность по формированию самостоятельных правоотношений с ресурсоснабжающими организациями.
При таких обстоятельствах, вывод судебных инстанций о том, что отсутствие у управляющей компании заключенного договора с ресурсоснабжающей организацией по обеспечению коммунальными ресурсами жителей многоквартирных домов фактически свидетельствует о неисполнении управляющей компанией своих обязательств в рамках договоров управления многоквартирными домами.
Довод заявителя кассационной жалобы о незаконности оспариваемого предписания ввиду наличия прямых договорных отношений между гражданами и ресурсоснабжающей организацией обоснованно не принят во внимание и отклонен судебными инстанциями, так как наличие лицевых счетов и оплата по ним населением не свидетельствует о волеизъявлении собственников о заключении договора именно непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, а не с заявителем, с которым заключен договор управления жилым домом. Таким образом, заключение заявителем договора с ресурсоснабжающей организацией будет являться исполнением возложенной на него законом обязанности.
Учитывая вышеизложенное, суды пришли к выводу о законности вынесенного предписания.
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии в договоре управления многоквартирным домом обязанности управляющей компании обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения судами рассмотрен и ему дана надлежащая оценка с учетом нормативных актов, регулирующие спорные правоотношения.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 04.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 по делу в„– А55-2850/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------