Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.02.2016 N Ф06-5281/2015 по делу N А72-2527/2015
Требование: О признании недействительным предписания государственного органа.
Обстоятельства: В ходе проверки, проводимой в отношении общества, выявлены нарушения, выразившиеся в начислении платы за коммунальные услуги с нарушением Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не проверены выводы государственного органа о завышении платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды , не дана оценка тому обстоятельству, что в ходе проверки общества государственным органом не произведены расчеты, подтверждающие превышение начисленной платы за фактические объемы потребления коммунальных услуг на ОДН над платой, рассчитанной по нормативам потребления.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2016 г. в„– Ф06-5281/2015

Дело в„– А72-2527/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии:
заявителя - Антоновой А.А., доверенность от 02.03.2015, Анисимовой Л.И., доверенность от 01.02.2016,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.07.2015 (судья Каданцев Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу в„– А72-2527/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области о признании недействительным предписания от 03.12.2014 в„– М-109 об устранении нарушения жилищного законодательства в части расчета платы за коммунальные услуги "Горячее водоснабжение ОДН", "Холодное водоснабжение на ОДН", "Электроснабжение на ОДН день", "Электроснабжение на ОДН ночь" для жителей кв. в„– 125 дома 13 А по ул. Краснопролетарская, г. Ульяновск,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (далее - заявитель, ООО "Строительно-монтажное управление", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (далее - инспекция, госорган) о признании недействительным предписания от 03.12.2014 в„– М-109 об устранении нарушения жилищного законодательства в части расчета платы за коммунальные услуги "Горячее водоснабжение ОДН", "Холодное водоснабжение на ОДН", "Электроснабжение на ОДН день", "Электроснабжение на ОДН ночь" для жителей кв. в„– 125 дома 13 А по ул. Краснопролетарская, г. Ульяновск.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.07.2015 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, по делу вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Инспекция в отзыве просит обжалуемые судебные акты оставить в силе, как обоснованные и соответствующие действующему законодательству, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В связи с поступившим ходатайством от общества, в соответствии с положениями статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции отложил рассмотрение кассационной жалобы на 16.02.2016 на 14 часов 45 минут.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.
Как установлено судами, многоквартирный дом в„– 13а по ул. Краснопролетарская в г. Ульяновске находится в управлении ООО "Строительно-монтажное управление" в соответствии с договором управления многоквартирным домом и оснащен общедомовым прибором учета.
Инспекцией 03.12.2014 была проведена внеплановая документальная проверка в отношении заявителя по вопросу соблюдения обязательных требований жилищного законодательства при расчете размера платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды и электроснабжение на общедомовые нужды (далее - ОДН) в период с июня по сентябрь 2014 года по адресу: г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, д. 13а, кВ. 125.
В ходе проверки было выявлено нарушение заявителем абзаца второго пункта 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Как следует из акта проверки от 03.12.2014 в„– М-109 заявителем производятся начисления платы за коммунальные услуги холодное и горячее водоснабжение на ОДН, электроснабжение на ОДН день и электроснабжение на ОДН ночь жителям, проживающим по вышеуказанному адресу, в период с июня по сентябрь 2014 года согласно п. 11, ф. 11, п. 13, ф. 12 приложения в„– 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, что противоречит абзацу второму пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг.
В связи с выявленными нарушениями, обществу выдано предписание от 03.12.2014 в„– М-109 об устранении нарушений жилищного законодательства в части расчета платы за коммунальные услуги "Горячее водоснабжение ОДН", "Холодное водоснабжение на ОДН", "Электроснабжение на ОДН день", "Электроснабжение на ОДН ночь" для жителей по вышеназванному адресу.
Посчитав предписание незаконным и нарушающим его права и интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Порядок расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определен пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг.
Названным пунктом установлено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный Правилами предоставления коммунальных услуг порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация (пункт 44).
В данном случае объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи.
Заявитель является исполнителем коммунальных услуг для потребителей, проживающих в доме в„– 13а по ул. Краснопролетарская в г. Ульяновске.
Судами установлено, что нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, утвержденные приказом Министерства экономики Ульяновской области от 17.08.2012 в„– 06-265 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета электрической энергии на территории Ульяновской области" решением Ульяновского областного суда от 06.02.2014 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2014 в„– 80-АПГ14-4 признаны не действующими с 21.05.2014.Определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2014 в„– 80-АПГ14-5 признан противоречащим законодательству и не действующим со дня вступления решения в законную силу приказ Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 27.06.2014 в„– 06-243 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образовании "город Ульяновск" Ульяновской области".
По мнению инспекции, поддержанному судами первой и апелляционной инстанции применение Правил предоставления коммунальных услуг без использования нормативов, рассчитанных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством, ущемляет права потребителей. Отсутствие законно установленных нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН не дает право заявителю не применять положения пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг и руководствоваться только теми положениями данных Правил, которые позволяют защитить коммерческие интересы управляющей организации в ущерб законным интересам потребителей.
По мнению судов, оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку возлагает на него лишь обязанность по исполнению требований действующего законодательства.
Между тем выводы судов являются преждевременными, сделанными при неполном исследовании фактических обстоятельств дела.
Признавая факт нарушения заявителем положений Правил предоставления коммунальных услуг при расчете платы на ОДН, суды не приняли во внимание и не дали оценку тому обстоятельству, что в ходе проверки заявителя инспекцией не произведены расчеты, подтверждающие превышение начисленной платы за фактические объемы потребления коммунальных услуг на ОДН, над платой, рассчитанной по нормативам потребления. Из акта проверки от 03.12.2014 в„– М-109 не представляется возможным установить, каким образом административным органом установлен факт превышения коммунальной услуги на ОДН над объемом, рассчитанным исходя из нормативов на ОДН, а в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказать наличие оснований для вынесения оспариваемого постановления лежит на административном органе.
Выводы инспекции о превышении услуг на ОДН судами также не были проверены. Между тем в соответствии с абзацем 2 пункта 3 части 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны содержаться также обоснования принятых судом решений и обоснования по другим вопросам, указанным в части 5 настоящей статьи.
При таких обстоятельствах, судебные акты подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать вышеуказанные обстоятельства, по результатам чего сделать вывод - имеет ли место нарушение со стороны общества Правил предоставления коммунальных услуг и в чем оно заключается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу в„– А72-2527/2015 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ


------------------------------------------------------------------