Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.03.2016 N Ф06-6036/2016 по делу N А65-19467/2015
Требование: О признании недействительными решений налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил недоимку по земельному налогу, указав, что налогоплательщик занизил налоговую базу при исчислении земельного налога.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обложению земельным налогом подлежит только один земельный участок, принадлежащий обществу на праве собственности, и налог за указанный участок обществом исчислен, в отношении остальных земельных участков общество не обладает статусом плательщика земельного налога.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2016 г. в„– Ф06-6036/2016

Дело в„– А65-19467/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
ответчика - Кузьминой М.В., доверенность от 08.10.2015 в„– 2.4-20/06757,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 16 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2015 (судья Латыпов И.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу в„– А65-19467/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройторгмаркет+", Республика Татарстан, г. Альметьевск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 16 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Альметьевск, при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 16 по Республике Татарстан от 14.05.2015 в„– 4252 и в„– 4253 об отказе в привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стройторгмаркет+" к ответственности за совершение налогового правонарушения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Стройторгмаркет+" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 16 по Республике Татарстан (далее - ответчик, налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решений от 14.05.2015 в„– 4252 и в„– 4253 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции было привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - третье лицо, управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015, заявленные требования общества удовлетворены.
Инспекция, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя инспекции, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, инспекция проведена камеральная налоговая проверка общества на основе уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой 14.05.2015 вынесено решение в„– 4252 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислено и предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2011 год в размере 180 881 руб.
Также, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка общества на основе уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой 14.05.2015 вынесено решение в„– 4253 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислено и предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2012 год в размере 26 898 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционными жалобами по каждому из решений камеральной налоговой проверки в управление, решениями которого от 23.06.2015 в„– 2.14-0-18/015198@ и в„– 2.14-0-18/015199 оставило апелляционные жалобы общества на решения инспекции от 14.05.2015 в„– 4252 и в„– 4253 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, без удовлетворения.
Общество, полагая, что решения инспекции нарушают его права и интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судами приняты вышеуказанные судебные акты.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Принимая решение от 14.05.2014 в„– 4252 и доначисляя земельный налог в сумме 180 881 рублей, налоговый орган указал на занижение заявителем суммы земельного налога за 2011 год.
Данный вывод основан на указании, что земельный участок с кадастровым номером 16:45:010119:848 был предоставлен обществу на праве собственности на основании постановления администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 в„– 3506 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+" и в 2011 году находился на праве собственности у общества.
Также налоговый орган указал, что земельный участок с кадастровым номером 16:45:050128:228 был предоставлен обществу на праве собственности на основании постановления администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 в„– 3606 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+" и находился на праве собственности у общества до 23.08.2011, до передачи его в аренду обществу.
Основанием для принятия оспариваемого решения от 14.05.2014 в„– 4253 и доначисления земельного налога в сумме 26 898 рублей явились выводы налогового органа о занижении заявителем суммы земельного налога за 2012 год.
Данный вывод основан на указании, что земельный участок с кадастровым номером 16:45:010119:848 был предоставлен обществу на праве собственности на основании постановления администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 в„– 3506 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+", а право аренды на данный земельный участок зарегистрировано на основании договора аренды земельного участка 04.09.2012, то есть, как полагает налоговый орган, указанный земельный участок 16:45:010119:848 в 2012 году находился на праве собственности до 04.09.2012 года.
Исчисление земельного налога за 2011 и 2012 год налоговым органом произведено только на основании сведений, предоставленных соответствующими территориальными органами Росреестра, осуществляющими функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
По представленным сведениям органа Роснедвижимости по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:45:050128:228 и 16:45:010119:848 право собственности на данные земельные участки указано как "Собственность (индивидуальная)".
В ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 и 2012 год налоговым органом был направлен запрос в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан для уточнения правообладателей земельных участков с кадастровыми номерами: 16:45:010119:848 и 16:45:050128:228.
06.02.2015 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан представило следующие сведения:
земельные участки с кадастровыми номерами 16:45:010119:848 и 16:45:050128:228 были предоставлены на праве собственности обществу на основании постановлений администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 в„– 3506, 3606 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+" соответственно.
Право аренды на земельный участок с кадастровым номером 16:45:010119:848 было зарегистрировано на основании договора аренды земельного участка от 04.09.2012 в„– МС 04-071-3243-ОРТ, на земельный участок с кадастровым номером 16:45:050128:228 на основании договора аренды земельного участка от 23.08.2011 в„– МС 04-071-2413-ПРОМ.
Для уточнения информации о взимании арендной платы инспекцией был направлен запрос в МУ "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" от 12.03.2015 в„– 2.11-62/01733.
Согласно ответу МУ "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" за период с 01.09.2012 по 31.12.2012 по земельному участку с кадастровым номером 16:45:010119:848 была произведена оплата ООО "Стройторгмаркет+" в размере 100 860,99 руб., по земельному участку с кадастровым номером 16:45:050128:228 за период с 01.10.2011 по 31.12.2012 - 263 493,75 руб.
В связи с указанным налоговый орган не согласился с доводами заявителя относительно того, что в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации за обществом права собственности на земельные участки, либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, что свидетельствует, по мнению заявителя, об отсутствии обязанности у него по уплате земельного налога.
Налоговым органом в ходе проведения проверки установлен факт пользования обществом спорными земельными участками в заявленный период при отсутствии правоустанавливающих документов. Также выявлено, что арендная плата за земельные участки в спорном периоде обществом не уплачивалась, что не оспаривается самим налогоплательщиком.
Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основаны, в том числе на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).В соответствии со статьей 606 ГПК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В связи с указанным налоговый орган полагает, что при отсутствии арендных платежей отношения не могут являться арендными.
По мнению ответчика, налоговым органом при исчислении налоговой базы правомерно использованы сведения о вышеуказанных земельных участках и исчислен земельный налог за 2011 и 2012 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:45:050128:228 и 16:45:010119:848.
Судами, между тем, установлено, что налогоплательщиком представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2011 и 2012 года с исчислением налога по объекту земельный участок с кадастровым номером 16:45:040103:20 расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Производственная (свидетельство о государственной регистрации права серия 16-АБ в„– 106311 от 16.03.2009), который в 2011 - 2012 годах принадлежал налогоплательщику на праве собственности.
Кроме того, в 2011 - 2012 годах налогоплательщик на праве аренды пользовался земельными участками с кадастровыми номерами:
- 16:45:050128:228, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Сургутская, д. 5 (постановление администрации Альметьевского района и города Альметьевска в„– 3606 от 27.12.2002 "О предоставлении - земельного участка ООО "Стройторгмаркет+", Претензия МУ "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" в„– 4818/211 от 30.09.2010, письмо Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан территориальный отдел по г. Альметьевск и Альметьевскому району от 04.05.2009 г. в„– 904; договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности в„– МС 04-071-2413-ПРОМ от 23.08.2011);
- 16:45:0101119:848, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Ленина, д. ЗБ (договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности в„– МС 04-071-3243-ОРТ от 04.09.2012).
Как указывает заявитель, доказательств того, что земельные участки с кадастровыми номерами: 16:45:050128:228 и 16:45:0101119:848 находились в собственности обществу либо принадлежали ему на праве постоянного (бессрочного) пользования в 2011 и 2012 году в материалах дела отсутствуют.
На основании статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 в„– 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Документов, подтверждающих о существующих правах на земельные участки за обществом, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в материалах дела не имеется.
При этом постановления администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 в„– 3506 и от 27.12.2002 в„– 3606 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+" вынесены уже после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ.
Судами правильно отмечено, что не имеется оснований считать, что постановления администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 в„– 3506 и от 27.12.2002 в„– 3606 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+" являются основанием для взимания земельного налога за 2011 и 2012 год.
Согласно пункту 2 статьи 388 ГК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Из копии Претензии МУ "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" в„– 4818/211 от 30.09.2010 о погашении суммы задолженности по арендной плате в полном объеме видно, что собственник - Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в лице муниципального учреждения "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ" земельного участка с кадастровым номером 16:45:050128:228 признавал за Обществом обязанность уплаты именно арендной платы.
Отсутствие подписанного договора аренды само по себе не влечет изменение статуса общества как арендатора, поскольку возникшие между заявителем и собственником земельного участка отношения являлись и продолжали оставаться по сути арендными.
Согласно пункту 1 постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 в„– 54 "О некоторых вопросах, возникших у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" указано, что согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Статус плательщика земельного налога обусловлен государственной регистрацией права собственности субъекта на спорный участок, постольку единственно возможной формой платы за пользование Обществом спорным земельным участком является нормативно утвержденная ставка арендных платежей за пользование земельными участками.
Исходя из того, что государственная регистрация прав на земельный участок является единственным доказательством существования зарегистрированного права и служит основанием для исчисления земельного налога, в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате земельного налога.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования, которое зарегистрировано или возникло до введения требования о государственной регистрации вещных прав либо приобретено в порядке универсального правопреемства. Данный подход, основанный на положениях статьи 388 Налогового кодекса, статьи 131 ГК РФ и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", сформулирован в Постановлении в„– 54.
В связи с изложенным, обложению земельным налогом подлежит только земельный участок с кадастровым номером 16:45:040103:20, принадлежащий налогоплательщику на праве собственности (налог исчислен обществом), а доначисление инспекцией сумм земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами: 16:45:050128:228 и 16:45:0101119:848 за 2011 и 2012 года является неправомерным.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 по делу в„– А65-19467/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
О.В.ЛОГИНОВ


------------------------------------------------------------------