Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.03.2016 N Ф06-5972/2016 по делу N А55-11963/2015
Требование: О признании незаконным отказа в регистрации договора аренды земельного участка, обязании произвести государственную регистрацию договора.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что на государственную регистрацию не были представлены все необходимые документы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено нарушение порядка предоставления земельного участка в аренду.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2016 г. в„– Ф06-5972/2016

Дело в„– А55-11963/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "АИР", Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2015 (судья Лихачева А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу в„– А55-11963/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АИР" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, при участии третьих лиц: Министерства строительства Самарской области, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, о признании незаконным решения и обязании,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АИР" (далее - ООО "АИР", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, управление) о признании незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области от 27.04.2015 в„– 63/001/870/2015-2369 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 19.02.2015 в„– 936 земельного участка с кадастровым номером 63:01:0413011:612 площадью 300 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, обязании Управление Росреестра по Самарской области провести государственную регистрацию указанного договора аренды земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Министерство строительства Самарской области, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что 09.11.2012 Правительством Самарской области было принято постановление в„– 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для строительства исключительно на торгах", до вступления в силу которого общество не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представило бесспорных доказательств того, что приобрело бы эти права, если бы положения указанного постановления не были применимы.
В кассационных жалобах ООО "АИР" и Министерства строительства Самарской области, поданных в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявители кассационных жалоб считают, что при обращении с заявлением о выборе земельного участка инициируется административная процедура его предоставления, которая регулируется нормами, действующими на момент проведения процедуры согласования, при этом постановление Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639 подлежит применению к отношениям, возникающим со дня его вступления в силу, ему не придана обратная сила.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ООО "АИР" 30.07.2010 обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлением в„– 201000448 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, под строительство автосервиса.
В связи с отсутствием в действующих Правилах застройки и землепользования в г. Самаре разрешенного вида использования земельного участка "под автосервис" 29.02.2012 ООО "АИР" обратилось в Министерство строительства Самарской области о внесении изменений в ранее поступившее заявление о выборе земельного участка в части разрешенного вида использования.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 06.06.2014 в„– РД-718 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 300 кв. м по ул. Грозненской в Куйбышевском районе г. Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны предприятий и складов V-IV классов вредности по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 в„– 61, для строительства авторемонтного предприятия.
На основании заявления ООО "АИР" и представленных к нему документов Министерство строительства Самарской области приказом от 03.10.2014 в„– 413-п был утвержден акт о выборе земельного участка площадью 300 кв. м для строительства авторемонтного предприятия и предварительно согласовано место размещения авторемонтного предприятия на испрашиваемом земельном участке.
Впоследствии приказом Министерство строительства Самарской области от 13.01.2015 в„– 3-п ООО "АИР" предоставлен в аренду сроком на три года без права выкупа в собственность земельный участок с кадастровым номером 63:01:0413011:612, площадью 300 кв. м, относящийся к категории "земли населенных пунктов", для строительства авторемонтного предприятия.
На основании указанного приказа ООО "АИР" (арендатор) и Министерство строительства Самарской области (арендодатель) заключили договор аренды земельного участка от 19.02.2015 в„– 956, по условиям которого арендатору до 12.01.2018 предоставляется указанный земельный участок для строительства авторемонтного предприятия.
ООО "АИР" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением от 18.03.2015 в„– 63/001/870/2015-2369 о государственной регистрации договора аренды от 19.02.2015 в„– 936 земельного участка с кадастровым номером 63:01:0413011:612 площадью 300 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская.
В качестве правоустанавливающего документа обществом был представлен, в том числе договор аренды земельного участка от 19.02.2015 в„– 936, заключенный на основании приказа Министерства строительства Самарской области от 13.01.2015 в„– 3-п.
Сообщением от 27.04.2015 в„– 63/001/870/2015-2369 Управление Росреестра по Самарской области отказало обществу в государственной регистрации договора аренды, мотивировав тем, что обществом не соблюдена процедура предоставления земельного участка, установленная постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" (далее - постановление в„– 639), согласно которому предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только лишь путем проведения торгов.
ООО "АИР", полагая, что указанное решение об отказе в государственной регистрации является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 в„– 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Данная норма означает, что с момента вступления в силу нормативного правового акта, которым предусмотрено предоставление определенных земельных участков на торгах, земельные участки не могут быть предоставлены в ином порядке, а установленные им ограничения должны учитываться уполномоченными органами при рассмотрении заявления заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639, которое в соответствии с пунктом 5 вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна" от 13.11.2012 в„– 418 (28346), то есть 23.11.2012.
Таким образом, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, в том числе для строительства объектов бытового обслуживания, исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950).
Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав. Пунктом 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 в„– 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Таким образом, учитывая специфику статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя о его предоставлении, а после принятия решения о предоставлении такого земельного участка на определенном праве.
Принимая во внимание, что на момент вступления в законную силу постановления в„– 639 акт о выборе спорного участка не был утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято, публичное информирование произведено не было, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что в данном случае ООО "АИР" до 23.11.2012 не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представил бесспорных доказательств того, что приобрел бы эти права, если бы положения постановлением в„– 639 не были применены.
Однако в данном конкретном случае по заявлению общества до 23.11.2012 каких-либо административные процедуры, предусмотренные земельным законодательством, не совершались, поэтому после указанной даты земельные участки могли предоставляться только посредством торгов, которые не проводились, в связи с чем предоставленный на государственную регистрацию договор от 19.02.2015 в„– 936 заключен в нарушение установленного порядка.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2013 по делу в„– А55-33718/2012, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2015 по делу в„– А55-26907/2014, от 21.08.2015 по делу в„– А55-25582/2014, от 22.10.2015 по делу в„– А55-894/2015, от 29.10.2015 в„– А55-2154/2015.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, установив, что общество не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка до вступления в законную силу положений постановления в„– 639 и представило бесспорных доказательств того, что приобрело бы эти права, если бы положения данного постановления не были применены, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 по делу в„– А55-11963/2015 оставить без изменений, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
В.А.КАРПОВА


------------------------------------------------------------------