Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.08.2016 N Ф06-11162/2016 по делу N А55-27841/2015
Требование: О признании незаконным отказа во включении земельных участков в перечень участков, предполагаемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, и в опубликовании сообщения об их планируемом предоставлении, обязании устранить допущенные нарушения прав.
Обстоятельства: Отказ мотивирован наличием отрицательного заключения одного из структурных подразделений органа местного самоуправления в отношении испрашиваемых участков.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на момент совершения отказа у органа местного самоуправления отсутствовали законные основания для совершения действий для целей предоставления земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2016 г. в„– Ф06-11162/2016

Дело в„– А55-27841/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Эсэнгэ" - Орловой Н.В., доверенность, Асхадуллина Х.Г., доверенность, Брояна Г.М., доверенность,
ответчика - мэрии городского округа Тольятти Самарской области - Безруковой И.В., доверенность,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эсэнгэ", г. Тольятти,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Филиппова Е.Г.)
по делу в„– А55-27841/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эсэнгэ", г. Тольятти, к мэрии городского округа Тольятти Самарской области, г. Тольятти, о признании незаконным отказа,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Эсэнгэ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к мэрии городского округа Тольятти Самарской области (далее - мэрия) о признании незаконным отказа от 26.10.2015 в„– 8924/5 о включении земельных участков: земельного участка площадью 1182 кв. м, для размещения гостевой (бесплатной) парковки, с кадастровым номером: 63:09:0302049:1740, земельного участка площадью 722 кв. м, для размещения элементов благоустройства, с кадастровым номером: 63:09:0302049:1743, земельного участка площадью 444 кв. м, для размещения элементов благоустройства, с кадастровым номером: 63:09:0302049:1738, расположенных по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, южнее здания, имеющего адрес: бульвар 50 лет Октября, д. 46, в перечень земельных участков, предполагаемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством и в опубликовании в средствах массовой информации сообщения об их планируемом предоставлении, обязании после вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения указанных земельных участков в перечень земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, и публикации информационного сообщения о планируемом предоставлении указанных земельных участков в средствах массовой информации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2016 отказ мэрии признан незаконным. Суд обязал мэрию после вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения указанных земельных участков в перечень земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, и публикации информационного сообщения о планируемом предоставлении указанных земельных участков в средствах массовой информации.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2016 отменено, принят новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявления.
Общество, обжалуя постановление апелляционного суда, в кассационной жалобе просит его отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь в обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве мэрия просит в удовлетворении жалобы общества отказать, полагая постановление апелляционного суда правильным.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность постановления апелляционного суда, считает его подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
12.10.2012 общество обратилось в мэрию с заявлением о рассмотрении вопроса о формировании трех земельных участков для целей, не связанных со строительством - размещение гостевой (бесплатной) парковки с организацией элементов благоустройства, для обеспечения реализации разрешенного вида использования принадлежащего обществу на праве собственности здания, расположенного по адресу: г. Тольятти, бульвар 50 лет Октября, д. 46.
Мэрия письмом от 09.04.2014 в„– 2926/5 отказала обществу в формировании земельных участков по причине наличия отрицательного заключения одного из структурных подразделений мэрии в отношении испрашиваемых земельных участков.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2015 по делу в„– А55-16616/2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015, отказ мэрии в формировании указанных земельных участков, выраженный в письме от 09.04.2014 в„– 2926/5, признан незаконным, на мэрию возложена обязанность после вступления в силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения об утверждении и выдачи заявителю схем расположения вышеуказанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области по делу в„– А55-16616/2014 мэрией принято постановление от 22.07.2015 в„– 2319-п/1 "Об утверждении схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
В настоящее время земельные участки: земельный участок в„– 1 площадью 1182 кв. м, с разрешенным использованием для организации гостевой (бесплатной) парковки, расположенный: г. Тольятти, Центральный район, южнее здания, имеющего адрес: б-р 50 лет Октября, 46; земельный участок в„– 2 площадью 722 кв. м, с разрешенным использованием для размещения элементов благоустройства, расположенный: г. Тольятти, Центральный район, западнее здания, имеющего адрес: б-р 50 лет Октября, 46; земельный участок в„– 3 площадью 444 кв. м, с разрешенным использованием для размещения элементов благоустройства, расположенный: г. Тольятти, Центральный район, юго-западнее здания, имеющего адрес: б-р 50 лет Октября, 46, поставлены на кадастровый учет (кадастровые номера: 63:09:0302049:1740, 63:09:0302049:1743, 63:09:0302049:1738).
Общество обратилось в мэрию с заявлением от 02.10.2015 в„– 62/2015, в котором, ссылаясь на статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления мэрии от 21.09.2007 в„– 2835-1/п, от 06.06.2012 в„– 1648-п/1, просило включить сведения об указанных земельных участках в перечень земельных участков, предполагаемых к предоставлению, и опубликовать в средствах массовой информации информационное сообщение об их планируемом предоставлении.
Мэрия письмом от 26.10.2015 в„– 8924/5 сообщила, что ею принято постановление от 22.07.2015 в„– 2319-п/1 "Об утверждении схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории", в настоящее время в соответствии с вступившими в силу с 01.03.2015 изменениями и дополнениями в Земельный кодекс Российской Федерации, статья 34 Кодекса, которая регламентировала оформление прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством, признана утратившей силу, в связи с чем включить указанные земельные участки в перечень земельных участков, предполагаемых к предоставлению, и опубликовать в средствах массовой информации информационное сообщение об их планируемом предоставлении не предоставляется возможным. Одновременно в указанном письме заявителю сообщено, что в соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков возможно только с аукциона, кроме случаев, установленных пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, заявителю предложено обратиться в мэрию с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера земельного участка, в порядке, установленном статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным отказом мэрии от 26.10.2015 в„– 8924/5, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, признал обжалуемый отказа незаконным и обязал мэрию устранить допущенные нарушения прав заявителя путем внесения спорных земельных участков в перечень земельных участков, планируемых к предоставлению, и опубликовать в средствах массовой информации информационное сообщение об их планируемом предоставлении, согласившись с позицией общества о необходимости применения к рассматриваемым отношениям нормативно правовых актов, действующих на момент подачи заявления - 12.10.2012 года.
Указанный вывод суда первой инстанции апелляционным судом правильно признан ошибочным.
Требования общества основаны на положениях статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая утратила силу с 01.03.2015 в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 171). С 01.03.2015 законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для целей, не связанных со строительством.
Законом в„– 171 установлены переходные положения, в частности пунктом 3 статьи 34 этого закона предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу данного Закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу указанного Закона), но не позднее 01.01.2018.
Как следует из материалов дела, схемы расположения спорных земельных участков на кадастровом плане территории утверждены постановлением от 22.07.2015 в„– 2319-п/1 "Об утверждении схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Поскольку схемы расположения спорных земельных участков на кадастровом плане территории утверждены после 01.03.2015, то положения пункта 3 статьи 34 закона в„– 171 не могут быть применены в данном случае.
Следовательно, на момент принятия оспариваемого отказа от 26.10.2015 у органа местного самоуправления отсутствовали законные (статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации) основания для совершения действий для целей предоставления земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.
На 01.03.2015 отсутствовало вступившее в законную силу решение суда по делу в„– А55-16616/2014, что позволяло бы завершить процедуру в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015).
Пояснения в суде кассационной инстанции представителя общества о возможности после 01.03.2015 получить испрашиваемые земельные участки минуя процедуры, определенные положениями статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку с заявлением о предоставлении земельных участков общество обратилось в 2012, не соответствуют вышеперечисленным нормам и сложившейся судебной практике.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 по делу в„– А55-27841/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
В.А.КАРПОВА
В.А.ПЕТРУШКИН


------------------------------------------------------------------