Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.01.2016 N Ф06-3503/2015 по делу N А65-8608/2015
Требование: О взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования субъекта РФ при перевозке тяжеловесного груза.
Обстоятельства: По мнению истца, в связи с превышением транспортным средством ответчика предельно допустимых осевых нагрузок автомобильным дорогам субъекта РФ был причинен ущерб.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана надлежащая оценка представленному истцом акту по результатам взвешивания транспортного средства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2016 г. в„– Ф06-3503/2015

Дело в„– А65-8608/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Сабирова М.М., Желаевой М.З.,
при участии представителя:
ответчика - Аксенов В.А. (паспорт),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу в„– А65-8608/2015
по исковому заявлению Областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" (ОГРН 1027301160963, ИНН 7303026530) к индивидуальному предпринимателю Аксенову Василию Александровичу (ОГРН <...>, ИНН <...>) о взыскании 107 709 руб. ущерба,

установил:

Областное Государственное казенное учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к индивидуальному предпринимателю Аксенову Василию Александровичу (далее - ответчик) о взыскании 107 709 руб. ущерба.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.07.2015 заявленные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015, истец обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить как противоречащий нормам права.
Проверив законность обжалуемого судебного акта по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, 02.04.2013 на стационарном пункте весового контроля истца - "ЛЕВЫЙ БЕРЕГ", расположенном на автомобильной дороге "Казань-Ульяновск" - "Ульяновск-Самара" км 12+740, была проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством - КАМАЗ 5410, государственный регистрационный номер С250СО16, с полуприцепом Fruehauf, государственный регистрационный номер АН717016, принадлежащее на праве собственности ответчику, который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования Ульяновской области по маршруту: граница Республики Татарстан - р.п. Мирный - Димитровградское шоссе - Мост через р. Волга - Лаишевское кольцо (пройденное расстояние 104 км), с превышением предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства, указанных в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных приказом Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 26.02.2013 в„– 04 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения".
Сотрудникам весового контроля специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном Законом порядке водителем транспортного средства Аксеновым В.А. не представлено.
Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля истца с применением весового оборудования - весов RW-P в„– 1 081132809, в„– 2 081132810, поверенных 26.07.2012 г., свидетельство в„– 034619/13.
По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля был составлен акт по определению размера вреда от 02.04.2013 в„– 1842, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов, согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси. Осевые нагрузки: на вторую ось - 5,54 т, на третью ось - 5,24 т, на четвертую ось - 5,785 т, на пятую ось - 5,83 т, на шестую ось - 5,355 т.
С результатами измерений и актом от 02.04.2013 в„– 1842 водитель транспортного средства Аксенов В.А. был ознакомлен, от подписания акта отказался.
В обоснование размера ущерба истцом представлен расчет за провоз тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, согласно которому размер ущерба составил 107 709 руб.Руководствуясь статьями 1064, 1079, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 257-ФЗ), постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07.2012 в„– 331-П, суд первой инстанции признал заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судом первой инстанции установлено, что факт превышения допустимых значений нагрузок на оси транспортных средств подтвержден актом, который содержит сведения о маршруте движения и расстоянии, пройденном по региональной дороге, результаты взвешивания транспортных средств зафиксированы весовым оборудованием, прошедшим проверку и признанным пригодным к применению. Суд первой инстанции признал доказанным факт осуществления перевозки ответчиком тяжеловесного груза в нарушение установленных временных ограничений без получения в установленном порядке необходимого для этого специального разрешения, следствием чего стало причинение ущерба в виде платы за провоз тяжеловесных грузов по автодорогам, находящимся в оперативном управлении истца.
Разрешая спор в порядке апелляционного производства, суд пришел к иному выводу, отказав в удовлетворении иска.
В обосновании своего вывода суд признал акт по определению размера вреда ненадлежащим доказательством по делу, также указал, что в нарушение приказа Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 26.02.2013 в„– 4, где ограничение предельно допустимых значений нагрузки на ось транспортного средства на автодороге 73ОП РЗ К-001 установлено лишь на участке с 0 км до 16,667 км истцом рассчитан ущерб за 104 км автодороги, отсутствует путевой лист или иные документы, подтверждающие определение протяженности и маршрута ответчика.
В результате анализа материалов дела, судебная коллегия находит выводы судов недостаточно обоснованными.
Из содержания статей 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации вытекает, что обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на каком-либо законном основании.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 в„– 22-П по делу о проверке конституционности постановлений Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 в„– 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14.10.1996 в„– 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы", перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться не за счет налога с пользователей автомобильных дорог, поступающего в Федеральный дорожный фонд, а за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Именно с этой целью Правительством Российской Федерации введена плата за провоз тяжеловесных грузов.
По спорам о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам, истец не обязан доказывать размер вреда, причиненного конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозок тяжеловесных грузов, поскольку размер такого ущерба определен заранее и фактически равен плате за провоз груза с превышением установленных весовых нагрузок. Обязательность платы за провоз в данном случае предполагается в отношении неограниченного круга перевозчиков, осуществляющих перевозку грузов массой, превышающей допустимую, величина платы рассчитывается в установленном уполномоченными исполнительными органами государственной власти порядке.
Превышение предельно допустимых нагрузок на каждую ось транспортного средства наряду с превышением предельно допустимой массы транспортного средства является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Законом в„– 257-ФЗ.
В силу части 1, 3 статьи 31 Закона в„– 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Тяжеловесным грузом признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров.
Согласно пункту 2 части 9 статьи 31 Закона в„– 257-ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 31 Закона в„– 257-ФЗ).
В соответствии с пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 в„– 934 (далее - Правила возмещения вреда), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Пунктом 3 Правил возмещения вреда предусмотрено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 в„– 125.
Согласно подпункту 2.1.1.2.2. Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 в„– 125 "Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств", в акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составление акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Между тем суды, делая взаимоисключающие выводы по делу и давая различную оценку акту в„– 1842, детально не проверили, отвечает ли данный акт по своему содержанию требованиям, указанным в Порядке осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядке организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном названным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В связи с изложенным, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как принятые по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим значение для дела, и с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное, проверить доводы сторон, исследовать и оценить по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства и, исходя из установленного, разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 по делу в„– А65-8608/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА

Судьи
М.М.САБИРОВ
М.З.ЖЕЛАЕВА


------------------------------------------------------------------