Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.02.2016 N Ф06-4716/2015 по делу N А12-8527/2015
Требование: О признании недействительным решения органа Фонда социального страхования РФ.
Обстоятельства: Орган Фонда социального страхования доначислил страховые взносы, ссылаясь на то, что заявитель неправомерно занизил базу для начисления страховых взносов на суммы выплат работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, носят компенсационный характер и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2016 г. в„– Ф06-4716/2015

Дело в„– А12-8527/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
ответчика - Апарневой Е.А., доверенность от 29.12.2015 в„– 13-13/04/27523,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.06.2015 (судья Смагоринская Е.Б.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу в„– А12-8527/2015
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ИНН 3445071298, ОГРН 1043400443074) к Государственному учреждению - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3444050993, ОГРН 1023403435637) в лице филиала в„– 4 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительными ненормативных актов,

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра по Волгоградской области, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными решения государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала в„– 4 Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Волгоградское РО фонда социального страхования Российской Федерации, орган фонда социального страхования) от 29.01.2015 в„– 100 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части включения в облагаемую базу при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2012-2013 годы оплаты четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами в размере 652,14 руб., штрафа в размере 130,43 руб., решения ГУ - Волгоградское РО фонда социального страхования Российской Федерации от 29.01.2015 в„– 100 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части включения в облагаемую базу при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2012 - 2013 годы оплаты четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами в размере 44,98 руб., штрафа в размере 9 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.06.2015 требования заявителя удовлетворены. Суд признал недействительными решение ГУ - Волгоградское РО фонда социального страхования Российской Федерации от 29.01.2015 в„– 100 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части включения в облагаемую базу при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2012 - 2013 годы оплаты четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами в размере 652,14 руб., штрафа в размере 130,43 руб., решение ГУ - Волгоградское РО фонда социального страхования Российской Федерации от 29.01.2015 в„– 100 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части включения в облагаемую базу при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2012-2013 годы оплаты четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами в размере 44,98 руб., штрафа в размере 9 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.06.2015 по делу в„– А12-8527/2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ГУ - Волгоградское РО фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, филиалом в„– 4 ГУ - Волгоградское РО фонда социального страхования Российской Федерации в отношении Управление Росреестра по Волгоградской области проведены проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2011 по 31.12.2012, проверка по вопросам правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которых составлены акты от 29.12.2014 в„– 100.
В ходе проверки органом фонда социального страхования установлено, что Управлением Росреестра по Волгоградской области в нарушение требований статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 в„– 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 в„– 125-ФЗ) при определении базы для начисления страховых взносов исключены выплаты, производимые работодателем своим работникам в рамках трудовых отношений, а именно страховые взносы на суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, в 2012 году на сумму 16 342,99 руб., в 2013 году - на сумму 6 144,88 руб.
29.01.2015 по результатам проверки филиалом в„– 4 ГУ - Волгоградское РО фонда социального страхования Российской Федерации принято решение в„– 100 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым Управлению Росреестра по Волгоградской области доначислены страховые взносы в сумме 2 714,31 руб. начислен штраф по статье 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ) в сумме 542,86 руб.
Также 29.01.2015 органом фонда социального страхования принято решение в„– 100 о привлечении страхователя ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым Управлению Росреестра по Волгоградской области доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 187,20 руб., начислен штраф по статье 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ в сумме 37,44 руб.
Полагая, что решения ГУ - Волгоградское РО фонда социального страхования Российской Федерации являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы Управления, Управление Росреестра по Волгоградской области обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 7 от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из изложенного следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 в„– 1798/10 указал, что выплаты, осуществляемые в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что выплаты, связанные с оплатой дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом, не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком - инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы, компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ.
Таким образом, от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе Трудовым кодексом Российской Федерации, при этом перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
В связи с чем суды обоснованно указали, что поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, данные выплаты в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа.
Что касается довода кассационной жалобы о том, что выплаты связанные с оплатой дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом, производятся в рамках трудовых отношений, в связи с чем подлежат обложению страховыми взносами, был предметом рассмотрения судами и обоснованно отклонен исходя из следующего.
Сохранение за работником среднего заработка за указанные дни - обязанность страхователя (Управления Росреестра по Волгоградской области), предусмотренная трудовым законодательством Российской Федерации, но только лишь это обстоятельство не позволяет квалифицировать отношения, возникающие при ее исполнении заявителем, как трудовые.
Право работника на получение среднего заработка не дает оснований для отождествления его с заработной платой работника, следовательно, отсутствуют основания и для вывода о том, что его выплата связана с обеспечением страхователем условий труда застрахованного лица.
Спорные выплаты в конечном счете компенсируются (возмещаются) работодателям за счет бюджетных средств.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 по делу в„– А12-8527/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
О.В.ЛОГИНОВ


------------------------------------------------------------------