Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2016 N Ф06-15010/2016 по делу N А55-7902/2016
Требование: О признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что представленные для государственной регистрации прав документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, в архивных данных регистрирующего органа отсутствует информация о предоставлении РФ государственного акта на право пользования спорным участком.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявителем на регистрацию были представлены все необходимые документы, основания для отказа отсутствуют.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2016 г. в„– Ф06-15010/2016

Дело в„– А55-7902/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.06.2016 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Холодная С.Т., Бажан П.В.)
по делу в„– А55-7902/2016
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя: ФКП "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон", Самарская область, г. Чапаевск, администрации городского округа Новокуйбышевск,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра, содержащееся в сообщениях об отказе в государственной регистрации от 15.01.2016 в„– 63/004/302/2015-2695, об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:17:05010006:2374, расположенный по адресу: Самарская область, г.о. Новокуйбышевск, автодорога Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград, 35 км, южное направление.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.06.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы считает, что в соответствии с абзацем 2 пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 в„– 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 в„– 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 в„– 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 в„– 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Между тем, представленный на регистрацию государственный акт на право пользования землей в„– 103831 выдан 27.02.1984, то есть до утверждения соответствующих форм Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 в„– 493, хотя и формально соответствует форме государственного акта, утвержденного названным актом. При проведении правовой экспертизы не представилось возможным установить, что в органах власти, ответственных за предоставление земельных участков, имеются сведения о выдаче данного государственного акта (второй экземпляр акта отсутствует как в архиве правоудостоверяющих документов Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, который хранится в Управлении, так и в Администрации Волжского района Самарской области, Центральном государственном архиве Самарской области), что вызывает сомнения в его подлинности применительно к абзацу 2 пункта 9 статьи 3 Вводного закона.
Кроме этого, в кадастровом паспорте земельного участка от 10.11.2015 в„– 63-00-102/15-858960 отсутствуют сведения о расположении на указанном земельном участке объектов недвижимости, в том числе и гидротехнического сооружения, а адрес гидротехнического сооружения, указанный в кадастровом паспорте сооружения протяженностью 475 м с кадастровым номером 63:04:0401018:19 (г. Чапаевск, ул. Мячина, дом 14), расположенного на спорном земельном участке, не совпадает с адресом спорного земельного участка с кадастровым номером 63:17:05010006:2374 (Самарская область, г.о. Новокуйбышевск, автодорога Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград, 35 км, южное направление), что не позволяет регистратору установить основания для разграничений государственной собственности на землю.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Российская Федерация в лице представителя по доверенности от 24.08.2015 в„– 10884 обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 63:17:05010006:2374, категория земель земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Самарская область, г.о. Новокуйбышевск, автодорога Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград, 35 км, южное направление.
Сообщением от 15.01.2016 в„– 63/004/302/2015-2695 Управление Росреестра отказало заявителю в проведении указанного регистрационного действия со ссылкой на то, что в соответствии с Законом о регистрации документы для государственной регистрации прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно ввиду отсутствия в архивных данных Управления Росреестра информации о предоставлении Российской Федерации государственного акта на право пользования землей А-1 в„– 103831.
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает его права и законные интересы, ТУ Росимущества обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель надлежащим образом осуществил все требуемые от него действия и представил на государственную регистрацию все необходимые для совершения регистрационных действий и соответствующие требованиям закона документы, основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Выполняя требования части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 АПК РФ, суды обоснованно включили в предмет доказывания по делу совокупность следующих обстоятельств: соответствия (несоответствия) обжалуемого отказа действующему законодательству и нарушения этим отказом прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, лежит на органе, его совершившем (часть 5 статьи 200 АПК РФ); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым решением законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия) (статья 65 АПК РФ).
Основания для государственной регистрации прав, а также требования, предъявляемые к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьями 17, 18 Закона о регистрации. Основания для отказа в государственной регистрации прав содержатся в статье 20 указанного Закона.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В государственной регистрации может быть отказано на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно пункту 4.1 Положения о ТУ Росимущества, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 в„– 278, ТУ Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно ТУ Росимущества прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Судами установлено, что Федеральное казенное предприятие "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" (далее - ФКУ "ПГБИП") создано по распоряжению Правительства Российской Федерации от 09.02.2006 в„– 174-Р в процессе реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Чапаевский опытный завод измерительных приборов" (далее - ФГУП "ЧОЗИП") и сформировано за счет основных средств ФГУП "ЧОЗИП", что подтверждается актом приема-передачи от 28.02.2006 основных средств от ФГУП "ЧОЗИП" в ФКП "ПГБИП".
Согласно сведениям в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) на данный момент право бессрочного пользования земельным участком, расположенным по адресу: Самарская область, г.о. Новокуйбышевск, автодорога Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград, 35 км, южное направление, с кадастровым номером 63:17:05010006:2374, ранее зарегистрировано за "ЧОЗИП", правопреемником которого является ФКУ "ПГБИП", на основании решения Куйбышевского Облисполкома от 22.02.1982 в„– 122, в подтверждение чего выдан государственный акт на право пользования землей от 27.02.1984 в„– 103831. Сведения о правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) на данный объект отсутствуют.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Кроме того, статьей 3.1 Вводного закона установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Согласно пункту 9 статьи 3 Вводного закона, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая, что на момент законодательного разграничения государственной собственности спорное имущество использовалось как имущество государственного предприятия, суды обоснованно пришли к выводу, что спорный земельный участок в силу пункта 1 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" относится исключительно к федеральной собственности, а право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок как возникшее до вступления в силу Закона о регистрации является юридически действительным в силу пункта 1 статьи 6 названного закона, пункта 1 статьи 24 Закона РСФСР от 24.12.1990 в„– 443-1 "О собственности в РСФСР".
Учитывая изложенное, земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г.о. Новокуйбышевск, автодорога Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград, 35 км, южное направление, с кадастровым номером 63:17:05010006:2374, является федеральной собственностью как ранее предоставленный федеральному государственному предприятию "ЧОЗИП", правопреемником которого является ФКУ "ПГБИП".
Кроме того, из кадастрового паспорта земельного участка от 15.03.2016 в„– 63-00-102/16-192083 следует, что на указанном земельном участке располагается объект - гидротехническое сооружение протяженностью 475 м, кадастровый номер 63:04:0401018:19, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией, а право оперативного управления - за ФКП "ПГБИП", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 63-АМ в„– 139056 и 63-АМ в„– 126742.
В материалы дела также представлена выписка из реестра федерального имущества от 23.04.2014 в„– 215/7, согласно которой право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1.
Суды правомерно признали несостоятельными довод заинтересованного лица, изложенный в оспариваемом отказе, относительно отсутствия регистрации права собственности Российской Федерации по прежнему порядку.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации; основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение противоречит требованиям статей 18, 20 Закона о регистрации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что в силу статьи 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
Опровергая доводы Управления Росреестра, суд апелляционной инстанции обоснованно указал.
Земельный участок, расположенный по адресу Самарская область, г.о. Новокуйбышевск, автодорога Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград, 35 км, южное направление, с кадастровым номером 63:17:05010006:2374, на данный момент относится к федеральной собственности как ранее предоставленный федеральному государственному предприятию "ЧОЗИП", правопреемником которого является ФКУ "ПГБИП". Кроме того на этом земельном участке располагается объект - гидротехническое сооружение протяженностью 475 м, кадастровый номер 63:04:0401018:19, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и право оперативного управления за ФКП "ПГБИП" (свидетельства о государственной регистрации права 63-АМ в„– 139056 и 63-АМ в„– 126742 соответственно).
Наличие на земельном участке, подлежащим государственной регистрации, объекта капитального строительства, находящегося в федеральной собственности, является одним из оснований регистрации права Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 3.1. Федерального закона от 21.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации". Данное обстоятельство не было учтено Управлением Росреестра при принятии решения об отказе в регистрации. Наличие в ГКН на момент подачи заявления о регистрации, принятия решения о приостановлении государственной регистрации, отказа в государственной регистрации сведений об объектах недвижимого имущества подтверждается кадастровыми паспортами на земельный участок от 02.07.2015, 26.11.2015. С учетом того, что ЕГРП содержит сведения о существующих и прекращенных правах на недвижимое имущество, собственник объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 63:04:0401018:19 мог быть установлен исходя из информации, внесенной в подраздел П ЕГРП указанного объекта. Имеющиеся сведения в ЕГРП и ГКН являются достаточными для сопоставления сведений о расположении объекта недвижимого имущества на земельном участке.
При принятии решения об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации не были применены положения абзаца 2 пункта 1 статьи 3.1. Вводного закона, согласно которой в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации:
- в состав сведений ГКН на земельный участок с кадастровым номером 63:17:0501006:2374, включены сведения о кадастровых номерах расположенных в границах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства 63:04:0401018:19.
Указанная информация подтверждается кадастровыми паспортами земельного участка от 02.07.2015 в„– 63-00-102/15-513280, от 26.11.2015 в„– 63-00-102/15-917099, выданными филиалом ФГБУ ФКП "Росреестра по Самарской области".
- право собственности на указанный объект капитального строительства - сооружение, назначение - сооружения гидротехнические, протяженностью 475 м зарегистрировано за Российской Федерацией 26.05.2014, номер регистрации 63-63-10/307/2014-538 право оперативного управления зарегистрировано за ФКП "ПГБИП" 09.06.2014, номер регистрации 63-63-10/307/2014-684.
Таким образом, сведения ГКН и ЕГРП на момент принятия решения об отказе содержали сведения о сооружении, расположенном на земельном участке, право собственности на которое зарегистрировано за Российской Федерацией, поэтому у Управления Росреестра не имелось законных оснований для отказа в проведении государственной регистрации.
Доводы заявителя жалобы в части сомнений относительно действительности государственного акта на право пользования землей, который хотя формально и соответствует форме государственного акта, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 в„– 493, однако выдан 27.02.1984, до утверждения соответствующей формы, являются несостоятельными, поскольку на момент выдачи упомянутого акта действовали Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 13.12.1968 и Земельный кодекс РСФСР от 01.07.1970, а единая форма государственного акта на право пользования землей на тот момент была утверждена Постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 в„– 199 "О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей". Названный акт соответствует форме государственного акта, подтверждающего право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, действующего в тот период.
Доводы заявителя жалобы о несовпадении адресов сооружения и земельного участка опровергаются имеющимся в материалах дела государственным актом на право пользования землей от 27.02.1984 в„– 103831, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 63:17:0501006:2374 при его предоставлении федеральному государственному унитарному предприятию "Чапаевский опытный завод измерительных приборов" находился в г. Чапаевск, постановлением администрации городского округа Новокуйбышевск от 24.09.2015 в„– 3041 "О присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером 63:17:0501006:2374, оформляемому Федеральным казенным предприятием "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон", согласно которому земельному участку с кадастровым номером 63:17:0501006:2374 присвоен адрес: Самарская область, г.о. Новокуйбышевск, автодорога Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград, 35 км, южное направление, а прежний адрес "на землях совхоза "Маяк", признан прекратившим действие.
Другие доводы кассационной жалобы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 29.06.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 по делу в„– А55-7902/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ


------------------------------------------------------------------