Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.05.2016 N Ф06-8722/2016 по делу N А65-17723/2015
Требование: О признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган принял решение, которым исполнительный орган признан нарушившим антимонопольное законодательство в связи с неосуществлением возврата в муниципальную собственность земельных участков после истечения срока действия договора аренды.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку антимонопольный орган не представил доказательств нарушения исполнительным органом антимонопольного законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2016 г. в„– Ф06-8722/2016

Дело в„– А65-17723/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан - Самерхановой И.А., доверенность от 16.12.2015,
некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" - Файзуллина Р.В., доверенность от 18.09.2015,
ответчика - Миначова Р.А., доверенность от 31.12.2015,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.11.2015 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу в„– А65-17723/2015
по заявлению Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1624009133, ОГРН 1051672045150), г. Лаишево, некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч", с. Тетеево, (ИНН 1624009817, ОГРН 1061684095043) к Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, (ИНН 1653003714, ОГРН 1021602866405) о признании недействительным решения и предписания, при участии третьего лица - Палаты земельных и имущественных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г. Лаишево,

установил:

Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее - комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене пунктов 1, 2 и 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) от 10.06.2015 по делу в„– 06-715/2014 и недействительным пункта 1 предписания от 10.06.2015 по делу в„– 06-715/2014, арбитражному делу присвоен номер А65-17723/2015.
Некоммерческая организация "Садовое товарищество "Луч" (далее - НО "СТ "Луч") обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения и предписания Татарстанского УФАС России от 10.06.2015 по делу в„– 06-715/2014, арбитражному делу присвоен номер А65-22587/2015.
Определением суда от 21.10.2015 указанные выше дела объединены в единое производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А65-17723/2015.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Палата земельных и имущественных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.11.2015 заявленные требования удовлетворены. Судом решение и предписание Татарстанского УФАС России по делу в„– 06-715/2014 признаны незаконными.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.11.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Татарстанское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты.
Представитель комитета в судебном заседании отклонила кассационную жалобу, просила оставить судебные акты без изменения.
Представитель НО "СТ "Луч" в судебном заседании отклонил кассационную жалобу, просил оставить судебные акты без изменения.
Представитель антимонопольного органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Третье лицо в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия третьего лица.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение с указание на признаки нарушения антимонопольного законодательства при представлении земельных участков НО "СТ "Луч" в пределах береговой линии реки Кама (кадастровый квартал 16:24:220503).
Приказом Татарстанского УФАС России от 25.09.2014 возбуждено дело в„– 06-715/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Антимонопольным органом в ходе рассмотрения заявления установлено, что постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 23.04.2008 в„– 601 "О предоставлении Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" в аренду на 5 лет земельного участка площадью 28.0 га для садоводства" между Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района РТ и НО "СТ "Луч" заключен договор аренды земельного участка от 28.07.2008 в„– 1-01-185.
Согласно условиям указанного договора аренды НО "СТ "Луч" приняла в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:24:220503:9, расположенный по адресу: РТ, Лаишевский район, Нармонское сельское поселение, общей площадью 28 га, для садоводства. Срок действия договора аренды с 23.04.2008 по 22.04 2013.
Постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 28.05.2010 в„– 1082 "О разрешении Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" размежевания земельного участка площадью 279 999 кв. м для садоводства" разрешено размежевание земельного участка с кадастровым номером 16:24:220503:9 площадью 279 999 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: РТ, Лаишевский район, Нармонское сельское поселение, а также изменено разрешенное использование вышеназванного земельного участка с "для садоводства" на "для решения общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства".
Согласно сведениям Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" земельный участок с кадастровым номером 16:24:220503:9 размежеван на сто девяносто вновь образованных земельных участков и передан в собственность участникам НО "СТ "Луч".
Земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:220503:280, 16:24:220503:279, 16:24:220503:258, 16:24:220503:263, 16:24:220503:299, 16:24:220503:298, 16:24:220503:297, 16:24:220503:296, 16:24:220503:295, 16:24:220503:176, 16:24:220503:184, 16:24:220503:185, 16:24:220503:186, 16:24:220503:148, 16:24:220503:233, 16:24:220503:230 находятся в собственности НО "СТ "Луч".
По результатам рассмотрения дела в„– 06-715/2014 антимонопольным органом принято решение от 10.06.2015, которым комитет признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части неосуществления возврата в муниципальную собственность земельных участков вновь образованных из земельного участка с кадастровым номером 16:24:220503:9 площадью 28 га после истечения срока действия договора аренды от 28.07.2008 в„– 1-01-185, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 10.06.2015 по делу в„– 06-715/2014, которым Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан вменено в обязанность прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно освободить от прав иных лиц, а в случае перехода прав собственности, вернуть в муниципальную собственность, земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:220503:280, 16:24:220503:279, 16:24:220503:258, 16:24:220503:263, 16:24:220503:299, 16:24:220503:298, 16:24:220503:297, 16:24:220503:296, 16:24:220503:295, 16:24:220503:176, 16:24:220503:184, 16:24:220503:185, 16:24:220503:186, 16:24:220503:148, 16:24:220503:233, 16:24:220503:230.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, выданным на его основании предписанием, заявители обратились в арбитражный суд с рассматриваемыми заявлениями.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Вменяя нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган посчитал, что Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан не осуществлял возврат в муниципальную собственность земельных участков вновь образованных из земельного участка с кадастровым номером 16:24:220503:9 площадью 28 га после истечения срока действия договора аренды от 28.07.2008 в„– 1-01-185.
Судами установлено, что 28.07.2008 между Платой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района РТ и НО "СТ "Луч" заключен договор аренды земельного участка в„– 1-01-185 с кадастровым номером 16:24:220503:9 общей площадью 28 га.
Срок действия договора аренды установлен с 23.04.2008 по 22.04.2013 (пункт 2.1 договора).
Постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 28.05.2010 в„– 1082 было разрешено НО "СТ "Луч" размежевания земельного участка площадью 279 999 кв. м для садоводства.
Суды установили, что земельный участок был размежеван и образованные земельные участки были переданы членам Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в период действия договора аренды.
Как правомерно указали суды, сам по себе невозврат в муниципальную собственность земельных участков вновь образованных из земельного участка с кадастровым номером 16:24:220503:9 площадью 28 га после истечения срока действии договора аренды от 28.07.2008 в„– 1-01-185 не может рассматриваться необходимым и достаточным условием для признания Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан нарушившим требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Судами установлено, что Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан было принято постановление от 07.04.2011 в„– 462 "О предоставлении в собственность земельного участка площадью 83075 кв. м Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" и земельных участков площадью 142 768 кв. м членам Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч".
Факт нахождения земельных участков в собственности физических лиц, участников Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч", подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним.
При указанных обстоятельствах Татарстанское УФАС России не представило доказательств нарушения Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, следовательно, не доказало законность оспариваемых ненормативных правовых актов, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, в связи с чем оспариваемые решение и предписание от 10.06.2015 обоснованно признаны судами незаконными.
Как верно отметили суды, антимонопольный орган полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении антимонопольного нарушения лишь в том случае, когда нарушение соответствующим органом действующего законодательства привело, либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов.
Иное нарушение действующего законодательства само по себе не является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.11.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 по делу в„– А65-17723/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
О.В.ЛОГИНОВ

Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Р.Р.МУХАМЕТШИН


------------------------------------------------------------------