Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.04.2016 N Ф06-7193/2016 по делу N А55-10146/2015
Требование: О взыскании суммы неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Общество сослалось на то, что работы, выполненные им в рамках заключенного с муниципальным учреждением договора подряда, не оплачены.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку сторонами при заключении договора подряда не соблюдены положения ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", наличие неосновательного обогащения не доказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2016 г. в„– Ф06-7193/2016

Дело в„– А55-10146/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Вильданова Р.А., Сабирова М.М.,
при участии представителей:
истца - Жуковой Ф.М. (генеральный директор, решение учредителя общества с ограниченной ответственностью Комплексная проектная мастерская "Теплый дом" от 25.03.2014), Макаровой Н.Д. (доверенность от 05.02.2016),
ответчика (мэрии городского округа Тольятти) - Андреева С.И. (мэр г.о. Тольятти, решение от 19.03.2012 в„– 50/2), Ушакова Р.А. (доверенность от 03.03.2016 в„– 1556/1),
третьего лица - Смирновой Е.В. (доверенность от 18.04.2016 в„– 10), Егоровой Е.В. (доверенность от 18.04.2016 в„– 13),
в отсутствие:
ответчика (муниципального автономного учреждения искусства городского округа Тольятти "Драматический театр "Колесо" имени народного артиста России Глеба Борисовича Дроздова") - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Комплексная проектная мастерская "Теплый дом"
и кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 (председательствующий судья Кузнецов С.А., судьи Морозов В.А., Шадрина О.Е.)
по делу в„– А55-10146/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Комплексная проектная мастерская "Теплый дом" (ОГРН 1036301008556) к муниципальному автономному учреждению искусства городского округа Тольятти "Драматический театр "Колесо" имени народного артиста России Глеба Борисовича Дроздова" (ОГРН 1026301990330) и мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054) о взыскании неосновательного обогащения,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - думы городского округа Тольятти,

установил:

решением Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2015 отказано в удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью Комплексная проектная мастерская "Теплый дом" (далее - Проектная мастерская) к Муниципальному автономному учреждению искусства городского округа Тольятти "Драматический театр "Колесо" имени народного артиста России Глеба Борисовича Дроздова" (далее - Драматический театр). С муниципального образования городской округ Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти (далее - Мэрия) в пользу Проектной мастерской взыскано 28 474 220 руб. 08 коп. неосновательного обогащения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 решение Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2015 в части удовлетворения иска к Мэрии городского округа Тольятти о взыскании 28 474 220 руб. 08 коп. неосновательного обогащения - отменено, в указанной части иска отказано.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2015 оставлено без изменения.
В суд кассационной инстанции постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 обжаловано Проектной мастерской и Мэрией, на основании доводов изложенных в кассационных жалобах, со ссылкой на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, заявители просят отменить обжалуемый судебный акт, оставив в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2015 по настоящему делу.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов на них, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для его отмены или изменения.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Между Драматическим театром (заказчик) и Проектной мастерской (генеральный проектировщик) 25.12.2013 был заключен договор в„– 7/13 на выполнение проектных и изыскательских работ (далее - договор).
Предметом договора является выполнение проектно-изыскательских работ по объекту ТТКЦ "Новая сцена" (Тольяттинский театрально-культурный центр "Новая сцена") - разработка проектных решений и рабочей документации; демонстрационных чертежей интерьеров и ландшафтного дизайна с фонтаном на основе реконструкции существующего двух зального здания кинотеатра, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Свердлова, д. 11 А (далее - Объект).
В соответствии с пунктом 2.1 договора стоимость подлежащих выполнению работ составляет 28 474 220 руб. 08 коп.
Стороны договорились, что оплата работ по договору будет осуществляться исключительно за счет средств бюджета городского округа Тольятти (пункт 3.1 договора).
Объект, в отношении которого заключен договор, принадлежит на праве муниципальной собственности городскому округу Тольятти (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.04.2015 в„– 63/009/002/2015-2235).
Думой г.о. Тольятти 04.12.2013 принято решение в„– 137 "О внесении изменений в решение Думы г.о. Тольятти на 2013 год на плановый период 2014 и 2015 годов".
На основании указанного решения Думы издан 11.12.2013 приказ департамента финансов в„– 582-пк/2.1 "О внесении изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов".
Департаментом финансов издан 16.12.2013 приказ в„– 606-пк/2.1 "О внесении изменений в лимиты бюджетных обязательств на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов".
Постановлением Мэрии от 12.12.2013 в„– 3841-п/1 внесены изменения в постановление "О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти от 25.02.2011 в„– 524-п/1 "Об утверждении долгосрочной целевой программы г.о. Тольятти "Культура Тольятти в современных условиях (2011 - 2018 г.г.)".
На основании указанных приказов Департамента финансов до Драматического театра были доведены измененные лимиты финансирования) в соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
До 01.01.2014 действие Федеральных законов от 21.07.2005 в„– 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (статьи 1, 4 в„– 94-ФЗ) и от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (пункт 8 статьи 8 в„– ФЗ-223) на автономные учреждения не распространялось. Драматический театр вправе был заключить договор, определив самостоятельно исполнителя для выполнения работ.
Наблюдательным советом Драматического театра 25.12.2013 (протокол в„– 2) одобрена крупная сделка на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: ТТКЦ "Новая сцена" на сумму 28 474 220 руб. 08 коп.
Мэрией 20.05.2014 принято постановление в„– 1622-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 30.09.2013 в„– 2988-п/1 "Об утверждении муниципальной программы "Культура Тольятти (2014 - 2018 гг.)". Согласно пункту 2.2.5. указанного документа разработка проектной и изыскательской документации на осуществление реконструкции дополнительного корпуса Драматического театра по адресу: ул. Свердлова, д. 11 А, двухзального кинотеатра на 800 мест под театр с общественной функцией общегородского зала вместимостью 300 мест (предполагаемое название в дальнейшем: "Тольяттинский театрально-культурный центр "Новая сцена")" является одним из мероприятий программы финансовые затраты на 2015 год запланировано 28 500 тыс. руб. из местного бюджета.
Между сторонами заключено 17.12.2014 дополнительное соглашение в„– 2 к договору, согласно которому сторонами был изменен предмет договора, изложив пункт 1.1. в следующей редакции:
"Подрядчик (генеральный проектировщик) обязуется по заданию Заказчика разработать проектную и изыскательскую документацию на осуществление реконструкции дополнительного корпуса МАУ городского округа Тольятти "ДТ "Колесо" имени Г.Б.Дроздова" по адресу: ул. Свердлова, 11 А, двухзального кинотеатра на 800 мест под театр с общественной функцией общегородского зала вместимостью 300 мест (предполагаемое название в дальнейшем: "Тольяттинский театрально-культурный центр "Новая сцена") с получением положительного заключения государственной экспертизы названной проектной и изыскательской документации (далее - работы). Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с условиями настоящего договора".
Указанным дополнительным соглашением в„– 2 к договору стороны изменили пункт 2.1. договора, определив, что цена договора составляет 28 474 220 (Двадцать восемь миллионов четыреста семьдесят четыре тысяч двести двадцать) руб. 08 коп. и определяется стоимостью проектных и изыскательских работ, установленной сводным сметным расчетом, в размере, указанного в Положительном заключении государственной экспертизы от 25.06.2014 в„– 63-1-3641-14 - 27 824 860 руб. и стоимостью государственной экспертизы проектной и изыскательской документации в размере 649 360 руб. 08 коп. В случае превышения указанной стоимости государственной экспертизы проектной и изыскательской документации подрядчик несет соответствующие расходы, связанные с названным превышением, за свой счет.
Пунктом 1.2 договора установлена дата окончания проектных работ - 28.01.2015.
Генеральный проектировщик направил 02.03.2015 в адрес заказчика письмо в„– 133, в соответствии с которым установлен срок окончания проектирования рабочей документации - май 2015 года в связи с задержкой предоставления технических условий.
Земельный участок кадастровый номер 63:09:0101166:9553 площадью 6688 кв. м расположенный по адресу: Самарская обл., г. Тольятти. Автозаводский район, ул. Свердлова, д. 11 А, предоставлен Мэрией Драматическому театру постановлением от 06.08.2014 в„– 2807-п/1 в безвозмездное срочное пользование для эксплуатации здания, на основании которого 14.08.2014 заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком в„– 53.
Градостроительный план в„– RU63302000-000000000000 данного земельного участка был подготовлен Мэрией только 19.09.2014 и передан проектировщику 24.09.2014 письмом в„– 152.
Заказчиком 06.10.2014 выданы:
- гарантийное письмо в„– 165, в котором ответчик гарантирует получить и предоставить документы на земельный участок, необходимый для целей, не связанных со строительством для создания и размещения благоустройства территории площадью 4042,25 кв. м (гостевой (бесплатной) парковки, подъездных дорог, тротуаров, озеленения) к Объекту. Постановлением Мэрии от 04.02.2015 в„– 235-п/1 была утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории;
- гарантийное письмо в„– 164, в котором ответчик гарантирует получить и предоставить технические условия от ЗАО "Самарская сетевая компания" на Объект в течение октября 2014 года. Технические условия ЗАО "Самарская сетевая компания" получены 07.11.2014.
Письмом от 30.03.2015 в„– 77 заказчик направил уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора от 25.12.2013 в„– 7/13 в связи с нарушением генеральным проектировщиком срока выполнения работ (пункт 1.2 договора).
В обоснование вывода об удовлетворении иска судом первой инстанции приняты следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Основанием для оплаты является сдача результата работ заказчику (статья 711 Кодекса).
Генеральным проектировщиком 23.03.2015 получено положительное заключение государственной экспертизы названной проектной и изыскательской документации в„– 63-1-4-0100-15, о чем 02.04.2015 он уведомил заказчика и 14.04.2015 направил копию данного положительного заключения Государственной экспертизы от 23.03.2015, акт сдачи-приемки проектной продукции от 14.04.2015 в„– 01 на сумму 28 474 220 руб. 08 коп., а также счет от 14.04.2015 в„– 01 по договору письмом в„– 135.
Заказчик письмом от 16.04.2015 в„– 91 отказался принимать проектную документацию и подписывать акт приемки выполненных работ, ссылаясь на то, что оплата работ по договору не предусмотрена бюджетом г.о. Тольятти на 2015 год.
Истцом направлена 17.04.2015 в адрес заказчика претензия об оплате 28 474 220 руб. 08 коп.
Письмом от 20.04.2015 в„– 92 заказчик пояснил генеральному проектировщику, что оплата работ производится за счет средств бюджета и в связи с исключением бюджетных ассигнований из проекта бюджета в сумме 28 500 тыс. руб. оплата по договору невозможна.
Согласно пункту 3.6 Устава Драматического театра финансовое обеспечение осуществляется за счет бюджетных поступлений в виде субсидий.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 в„– 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 названной статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.Решением Думы г.о. Тольятти от 10.12.2014 в„– 540 "О бюджете городского округа Тольятти на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов" Мэрии рекомендовано исключить из проекта бюджета бюджетные ассигнования в сумме 28 500 тыс. руб. на разработку проектных решений и рабочей документации ТТКЦ "Новая сцена (филиал МАУИ "Колесо") по главному распорядителю бюджетных средств "Департамент культуры", включить указанную сумму главному распорядителю бюджетных средств "Департамент финансов" (целевая статья расходов "Резервные средства") с последующим распределением указанных ассигнований после принятия Думой отдельного решения по данному вопросу.
Согласно статье 1 Закона в„– 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В части 2 статьи 1 названного федерального закона наряду с государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий государственные унитарные предприятия отнесены к государственным заказчикам, деятельность которых по закупке товаров, работ, услуг регулируется данным Законом. Законодатель счел необходимым выделить указанных заказчиков в отдельную группу в отличие от Закона в„– 94-ФЗ, регулирующего отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в которых государственными заказчиками, выступают государственные органы, казенные и бюджетные учреждения.
Требование об организации закупки товаров, работ, услуг посредством проведения торгов такими государственными заказчиками как унитарные предприятия является императивным, поскольку только при его соблюдении могут быть достигнуты указанные в данном Законе цели.
Таким образом, названный Закон непосредственно устанавливает требование о проведении торгов, нарушение которого в силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ влечет ничтожность совершенной сторонами настоящего спора сделки, не соответствующей этому требованию, и при этом посягающей на публичные интересы, указанные в пункте 1 статьи 1, пункте 1 статьи 3 Закона в„– 223-ФЗ, а также права и охраняемые законом интересы муниципального образования - собственника имущества учреждения.
Нарушение требований Закона в„– 94-ФЗ предполагает недобросовестность обеих сторон сделки, в связи с чем исполнитель не может рассчитывать на получение платы, так как извлечение преимущества из незаконного или недобросовестного поведения противоречит статье 1 ГК РФ.
Договор, заключенный без проведения торгов, в нарушение Закона в„– 223-ФЗ, содержащего идентичные с Законом в„– 94-ФЗ цели и принципы прозрачности, обеспечения равного участия в размещении госзаказа и эффективного расходования бюджетных средств, не порождает у учреждения обязанность по оплате, независимо от фактического выполнения работ.
По делу не представлены доказательства того, что работы, являющиеся предметом заключенного сторонами договора, носят характер не терпящих отлагательства, а их невыполнение до проведения торгов могло бы привести к нарушению публичных интересов.
Заявители кассационных жалоб обжаловали постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении иска к Мэрии, согласившись с выводами суда первой инстанции об отказе в иске к Драматическому театру.
Муниципальное образование г.о. Тольятти в лице Мэрии не является стороной договора от 25.12.2013 в„– 7/13, как собственник имущества не несет ответственность по обязательствам Драматического театра по данному договору, поскольку последнее является автономным учреждением (пункт 2 статьи 120 ГК РФ в редакции, действовавшей в момент заключения указанного договора; пункт 6 статьи 123.22 ГК РФ в редакции, действовавшей в момент сдачи результата работ заказчику и действующей в настоящее время), основания для применения к отношениям сторон положений статьи 399 ГК РФ не имеется.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие Мэрией результата работ по договору от 25.12.2013 в„– 7/13, заключенному между Драматическим театром и Проектной мастерской, поступления данного результата работ в имущественную сферу муниципального образования и потребительскую ценность результата работ для последнего.
Основания для принятия к отношениям сторон положений статей 1102, 1105 ГК РФ не имеются.
Апелляционная коллегия правомерно указала на то, что признание иска Мэрией противоречит требованиям норм процессуального права, ведет к обходу законодательства о выполнении работ для муниципальных нужд, нарушает права и охраняемые законом интересы муниципального образования.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Доводы кассационных жалоб признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были учтены, проверены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
Несогласие подателей жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу в„– А55-10146/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
М.З.ЖЕЛАЕВА

Судьи
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
М.М.САБИРОВ


------------------------------------------------------------------