Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.03.2016 N Ф06-6694/2016 по делу N А12-33866/2015
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ за отклонение параметров строящегося объекта от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2016 г. в„– Ф06-6694/2016

Дело в„– А12-33866/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Шукаловой И.И., по доверенности от 14.03.2016 в„– 23/146-16, Сорокиной Т.В., по доверенности от 21.12.2015 в„– 23/206-15,
ответчика - Хомутниковой Т.А., по доверенности от 311.08.2015 в„– 258/1,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каргилл Новоаннинский"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2015 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи: Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу в„– А12-33866/2015
по заявлению Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1023403462488 ИНН 3444046034), г. Волгоград, к обществу с ограниченной ответственностью "Каргилл Новоаннинский" (ОГРН 1073457001640, ИНН 3419011006) Волгоградская область, г. Новоаннинский, о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ,

установил:

Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Каргилл Новоаннинский" (далее - ООО "Каргилл Новоаннинский", общество) к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015, заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, проверкой проведенной Управлением Ростехнадзора в отношении общества установлено, что в процессе строительства объекта капитального строительства "Строительство маслоэкстракционного завода в г. Новоаннинский, Волгоградская область" допущены отклонения параметров строящегося объекта от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы Государственного автономного учреждения Волгоградской области "Управление государственной экспертизы проектов" (далее - ГАУ ВО "ОБЛГОСЭКСПЕРТИЗА") от 29.07.2013 в„– 34-1-4-0095-13, от 28.09.2014 в„– 34-1-2-0110-14.
На чертеже "Подземные резервуары гексана" 76035-2-КР2 стадия П лист 2 определено расположение одного железобетонного резервуара и трех металлических (два резервуара хранения гексана по 100 м3 и один резервуар аварийного разлива гексана 70 м3). По факту смонтированы две емкости по V - 87,9 м3 и 1 емкость V - 70 м3.
Указанные изменения (уменьшение объема гексана) не внесены в проектную документацию "Строительство маслоэкстракционного завода в г. Новоаннинский, Волгоградская область, Россия (корректировка)" шифр 76035/8. Им не дана оценка по влиянию изменений на работоспособность и безопасность всей технологической системы в целом.
В соответствии с пунктом 2.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 в„– 96, ведение технологических процессов осуществляется в соответствии с технологическими регламентами на производство продукции, утвержденными организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты (далее - ОПО) химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности.
Технологический регламент на производство продукции - основной технический документ, определяющий оптимальный технологический режим процесса, содержит описание технологического процесса и технологической схемы производства, контроль и управление технологическим процессом, безопасные условия эксплуатации производства и чертеж технологической схемы производства (графическая часть). Технологический регламент на производство продукции разрабатывается на основании проектной документации на ОПО.
Внесение изменений в технологическую схему, аппаратурное оформление, системы контроля, связи, оповещения и ПАЗ осуществляется после внесения изменений в проектную и техническую документацию, согласованных с разработчиком проектной документации (документации) или с организацией, специализирующейся на проектировании аналогичных объектов, при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности разработанной документации, а в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности, положительного заключения экспертизы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Внесенные изменения не должны отрицательно влиять на работоспособность и безопасность всей технологической системы в целом.
Управлением Ростехнадзора установлено, что в томе проекта 76035/7-ИОС5.7.1.ПЗ "Технологические решения" в разделе 3.7 "Движение растворителя, мисцеллы и масла" указано, что масло из нижней части стриппинг-колонны насосом поз. Р-041092 через теплообменники Е-041079 подается в резервуар накопитель ТК-091301. Разделом 4 "Перечень основного технологического оборудования" определено, что резервуар накопитель ТК-091301 имеет объем 100 м3. В ходе проведения проверки установлено, что по факту объем резервуара накопителя ТК-091301 составляет 93 м3.
У заказчика ООО "Каргилл Новоаннинский" отсутствует заключение ГАУ ВО "ОБЛГОСЭКСПЕРТИЗА", подтверждающее, что корректировка проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, не снижает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, не изменяет его качественные и функциональные характеристики. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.Управление Ростехнадзора пришло к выводу о том, что несоблюдение указанного требования является нарушением части 35 статьи 49, части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон в„– 116-ФЗ); пункта 45 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 в„– 145.
В проектную документацию "Строительство маслоэкстракционного завода в г. Новоаннинский, Волгоградская область, Россия (корректировка)" шифр 76035/7, получившую положительное заключение государственной экспертизы ГАУ ВО "ОБЛГОСЭКСПЕРТИЗА" от 29.07.2013 в„– 34-1-4-0095-13, от 28.09.2014 в„– 34-1-2-0110-14, внесена корректировка в части посадки новых сооружений: дизель-генераторная установка модульная (поз. 74 по Генплану); ТП-2 контейнерного типа модульная (поз. 73 по Генплану); насосная станция ливневых стоков (поз. 72 по Генплану); водозаборные скважины (поз. 71.2 - 71.5 по Генплану).
В отношении скорректированной проектной документации "Строительство маслоэкстракционного завода в г. Новоаннинский, Волгоградская область, Россия, (корректировка)" шифр 76035/8 проведена негосударственная экспертиза экспертной организацией обществом с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр "Эксперт" и выдано положительное заключение от 14.05.2015 в„– 77-1-2-0018-15 о соответствии ее результатам инженерных изысканий и требованиям технических регламентов.
В раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" проектной документации "Строительство маслоэкстракционного завода в г. Новоаннинский, Волгоградская область, Россия (корректировка)" шифр 76035/7 изменения не вносились.
Модульная дизель-генераторная установка (далее - ДГУ) предусматривается как автономный резервный источник электроснабжения. ДГУ предполагается использовать с целью обеспечения электроснабжения завода в случае длительных внерегламентных отключений, введения аварийных ограничений режима потребления электрической энергии или использовании системы противоаварийной автоматики. В комплект ДГУ входят: 6 дизельных генераторных установок напряжением 0,4 кВ единичной мощности 1250 кВА; 6 контейнеров с резервуарами для хранения дизельного топлива объемом хранения по 17,0 тн. Общий объем дизтоплива составляет 102 тн (подраздел 4 "Идентификация зданий и сооружений" Раздела 10.1 "Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства" проекта "Строительство маслоэкстракционного завода в г. Новоаннинский, Волгоградская область, Россия (корректировка)" шифр 76035/8-ОБЭ лист 8).
На основании проверки в отношении общества составлен протокол от 15.07.2015 в„– 10-21МГСН/15. О дате, времени и месте составления протокола ООО "Каргилл Новоаннинский" извещено надлежащим образом.
Управление Ростехнадзора 23.07.2015 обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Каргилл Новоаннинский" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, а также наличии вины общества в его совершении.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Факт отклонения параметров объекта от проектной документации при строительстве резервуара признало ООО "Каргилл Новоаннинский".
Возведение новых объектов на территории комплекса является конструктивными изменениями, и поэтому проект подлежал государственной экспертизе в том же порядке, в каком проходил первоначально. Проведение в рассматриваемом случае негосударственной экспертизы не является исполнением установленных законом требований.
Согласно части 2 статьи 9.4 КоАП РФЙ действия, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
В данном случае у застройщика ООО "Каргилл Новоаннинский" отсутствует заключение уполномоченной организации по экспертизе проектной документации, подтверждающее, что корректировка проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, не снижает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, не изменяет его качественные и функциональные характеристики, а также в части совместимости внесенных изменений с проектной документацией, в отношении которой ранее проведена государственная экспертиза.
Обществом допущено нарушение требований технических регламентов, проектной документации, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона в„– 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона в„– 116-ФЗ отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктами 4.2.1, 4.6 Положения о Нижне-Волжском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.12.2012 в„– 720, Управление Ростехнадзора осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах; эксплуатации, реконструкции, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
Таким образом, проведение проверки Управлением Ростехнадзора является правомерным.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, состоит в том числе в нарушении требований технических регламентов, проектной документации, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 по делу в„– А12-33866/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каргилл Новоаннинский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
Н.Н.САФИН
С.В.МОСУНОВ


------------------------------------------------------------------