Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.04.2016 N Ф06-7274/2016 по делу N А12-28949/2015
Требование: О признании недействительным предписания органа жилищного надзора и незаконными действий органа местного самоуправления по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.
Обстоятельства: На основании обращения гражданина по факту непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для многоквартирных домов и выявленных в ходе проверки нарушений в адрес органа местного самоуправления было выдано оспариваемое предписание.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку на момент принятия предписания выбор способа управления многоквартирным домом состоялся в установленном порядке, решение о выборе способа управления многоквартирными домами было реализовано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2016 г. в„– Ф06-7274/2016

Дело в„– А12-28949/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Савкиной М.А.,
при участии:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис" - Благовещенсковой В.В., доверенность от 11.01.2016 в„– 1,
Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области - Артюновой Е.Л., доверенность от 30.12.2015 в„– 04-01-06-02/2359,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.09.2015 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу в„– А12-28949/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис" (ИНН 3435095885, ОГРН 1083435005917) к Комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435110565, ОГРН 1043400050759), Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580), с участием в деле третьего лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596), о признании недействительным предписания, действий,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис" (далее - заявитель, ООО "УК "Флагман-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит:
- признать недействительным предписание Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция) от 07.04.2015 в„– 401-1;
- признать незаконными действия комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Комитет, КЖД) по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в„– 19А, 19Б по бул. Профсоюзов в г. Волжском, Волгоградской области, в том числе размещению извещения о проведении торгов от 03.06.2015 в„– 030615/6312440/01.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.09.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит, вынесенные по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области, ссылаясь на неправильное применение судами нижестоящих инстанций норм материального и процессуального права, а также на не полное выяснение фактических обстоятельств дела.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Ходатайство Инспекции о приобщении к материалам дела выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на 77 листах судом кассационной инстанцией отклонено, поскольку данные документы не были предметом исследования в судах нижестоящих инстанций.
В соответствии с положениями части 2 статьи 287 АПК РФ установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 30.10.2014 администрацией городского округа - город Волжский выдано разрешение в„– RU 34302000-74 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, бул. Профсоюзов, 19А.
02.12.2014 соответствующее разрешение в„– RU 34302000-85 выдано на многоквартирный жилой дом в„– 19Б, расположенный по бул. Профсоюзов, в г. Волжский Волгоградской области.
16.01.2015 на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по бул. Профсоюзов 19А в г. Волжском Волгоградской области приняты решения: о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организации, о выборе ООО "Управляющая компания "Флагман-Сервис" для заключения договора управления многоквартирным домом, о заключении договора управления с ООО "Управляющая компания "Флагман-Сервис", сроком на пять лет, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в„– 1/2015 от 16.01.2015.
Письмом от 16.01.2015 в„– 36 ООО "УК "Флагман-Сервис" в адрес Комитета направлены документы, подтверждающие выбор собственниками помещений многоквартирного дома по бул. Профсоюзов, 19А способ управления: протокол общего собрания собственников помещений от 16.01.2015 в„– 1/2015 и договор управления многоквартирным домом в„– Д-3/2015.
01.02.2015 на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по бул. Профсоюзов 19Б в г. Волжском Волгоградской области приняты решения: о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, о выборе ООО "УК "Флагман-Сервис" для заключения договора управления многоквартирным домом, о заключении договора управления с ООО "УК "Флагман-Сервис" сроком на пять лет, что подтверждается протоколом от 01.02.2015 в„– 2/2015.
Письмом от 02.02.2015 в„– 128 ООО "УК "Флагман-Сервис" в адрес Комитета направлены документы, подтверждающие выбор собственниками помещений многоквартирного дома по бул. Профсоюзов, 19Б способа управления и факт его реализации, а именно: протокол общего собрания собственников помещений от 01.02.2015 в„– 2/2015 и договор управления указанным многоквартирным домом от 01.02.2015 в„– Д-8/2015.
На основании обращения гражданина по факту непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для многоквартирных домов в„– 19А,19Б по бул. Профсоюзов в г. Волжский Волгоградской области, с 30.03.2015 по 07.04.2015, Инспекцией была проведена внеплановая документарная проверка администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области по соблюдению требований, предусмотренных частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ).
В связи с выявлением в ходе проверки нарушений Инспекцией выдано предписание от 07.04.2015 в„– 401-1, в котором на администрацию возложена обязанность в срок до 10.06.2015 провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для многоквартирных домов в„– 19А, 19Б по бул. Профсоюзов в г. Волжский Волгоградской области.
Во исполнение предписания Инспекции, 03.06.2015 Комитет принял решение об организации проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления указанными многоквартирными домами, что подтверждается извещением о проведении торгов от 03.06.2015 в„– 030615/6312440/01, размещенном на сайте - torgi.gov.ru.
Не согласившись с предписанием и действиями по проведению открытого конкурса, ООО "Управляющая компания "Флагман-Сервис", обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с вышеприведенными требованиями.
В соответствии с частью 13 статьи 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (часть 4 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 2 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Материалами дела подтверждается, что собственники помещений многоквартирных домов, расположенных по бул. Профсоюзов 19А, 19А, приняли решения, оформленные протоколами общего собрания в„– 1/2015 от 16.01.2015, в„– 2/2015 от 01.02.2015, о выборе способа управления многоквартирным домом и управляющей организацией ООО "УК "Флагман-Сервис".
Управление многоквартирными домами по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, бул. Профсоюзов, 19А, 19Б осуществляется на основании договоров управления от 01.02.2015 в„– Д-8/2015 и от 16.01.2015 в„– Д-3/2015, заключенных с собственниками помещений в указанных домах в соответствии с протоколами общего собрания от 16.01.2015 в„– 1/2015, от 01.02.2015 в„– 2/2015.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 в„– 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации) конкурс проводится, если:
- собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
- принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ;
- до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
- в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Между тем, абзацем 1 пункта 39 Правил проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, предусмотрено, что в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 в„– ГКПИ09-830, абзац 1 пункта 39 Правил проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом не должен проводиться только при условии, что до его проведения собственники помещений в многоквартирном доме не только приняли, но и реализовали свое решение о выборе способа управления своим домом.
В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Так, договоры управления многоквартирными домами по бул. Профсоюзов, 19А и бул. Профсоюзов, 19Б подписаны более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений этих домах, которые реализовали свои права собственности по выбору управляющей компании. Протоколы общих собраний от 16.01.2015 и 01.02.2015 не оспорены в судебном порядке, не признаны недействительными.
ООО "УК "Флагман-Сервис" имеет лицензию, выданную Инспекцией в„– 034-000003 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Судами нижестоящих инстанций установлено, а также подтверждено материалами дела и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что собственники помещений многоквартирных домов, расположенных по бул. Профсоюзов 19А, 19Б, приняли решения, оформленные протоколами общего собрания в„– 1/2015 от 16.01.2015, в„– 2/2015 от 01.02.2015, о выборе способа управления многоквартирным домом и управляющей организации ООО "УК "Флагман-Сервис".
Принимая во внимание, что собственники помещений в многоквартирном доме не только приняли, но и реализовали решение о выборе способа управления домом, суд первой инстанции и согласившийся с ним апелляционный суд пришли к обоснованному выводу о незаконности действий комитета по размещению извещения о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по бул. Профсоюзов 19А, 19Б.
На основании изложенного, принимая во внимание указанные нормы закона, а также установленные судами фактические обстоятельства спора, Арбитражный суд Поволжского округа приходит к заключению, что выводы нижестоящих судов о незаконности предписания Инспекции являются обоснованными, поскольку на момент принятия оспариваемого предписания выбор способа управления состоялся в установленном порядке и решение о выборе способа управления многоквартирным домом путем заключения договоров управления многоквартирными домами было реализовано.
Кроме того, поскольку суды пришли к выводу о незаконности предписания Инспекции, незаконными являются и действия Комитета по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными жилыми домами, совершенные на основании оспариваемого предписания.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что судом первой и апелляционной инстанции обоснованно удовлетворены требования ООО УК "Флагман-Сервис".
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.09.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2015 по делу в„– А12-28949/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
Н.Н.САФИН
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------