Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.04.2016 N Ф06-7394/2016 по делу N А57-16413/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил налог на добычу полезных ископаемых, ссылаясь на то, что налогоплательщик неверно определил коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр .
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогового органа подтверждены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2016 г. в„– Ф06-7394/2016

Дело в„– А57-16413/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Гапоненко Е.В., доверенность от 01.07.2015 б/н,
Мужаровой И.А., доверенность от 23.03.2014 в„– 66,
Ли Д.А., доверенность от 22.07.2013 б/н,
Гусятникова К.А., доверенность от 02.04.2015 б/н,
Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Саратова - Цыкуренко О.В., доверенность от 21.09.2015 в„– 02-07/08717,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Цыкуренко О.В., доверенность от 12.10.2015 в„– 05-17/86,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НК "ГеоПромНефть"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.10.2015 (судья Калинина А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2016 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу в„– А57-16413/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НК "ГеоПромНефть" (ИНН 6455038577, ОГРН 1046405510370) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Саратова Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании недействительным решения от 30.03.2015 в части,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "НК "ГеоПромНефть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Саратова (далее - инспекция) и Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - управление) о признании недействительным решения инспекции от 30.03.2015 в„– 07/05 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых за период с января 2012 года по май 2013 года в размере 5 775 620 рублей, а также с июня по декабрь 2013 года в размере 850 824 рублей, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде штрафа в размере 1 215 174 рублей, начисления пени в размере 1 595 534 рублей (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013. По результатам проверки составлен акт от 24.02.2015 в„– 07/06 и принято решение от 30.03.2015 в„– 07/05 о привлечении общества к налоговой ответственности, доначислении налога на добычу полезных ископаемых и начислении пеней.
Решением управления от 01.07.2015, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, решение налогового органа оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.
Основанием для доначисления оспариваемых сумм налога, пеней и санкций послужил вывод налогового органа занижении обществом налоговой базы по налогу вследствие неверного определения (применения) коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (Кз).
Как усматривается из материалов дела, заявителю 26.07.2006 выдана лицензия (серия СРТ в„– 01141 HP) на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Пугачевского-1 лицензионного участка недр, расположенного в Краснопартизанском районе Саратовской области. На указанном лицензионном участке расположено Клинцовское месторождение полезных ископаемых.
Налоговым органом установлено и налогоплательщиком не опровергается, что в проверяемый период обществом в пределах Пугачевского-1 лицензионного участка на Клинцовском месторождении добыто полезное ископаемое - сырая нефть в количестве, соответствующему количеству, отраженному в товарных балансах по добыче сырой нефти.
В период с января 2012 года по май 2013 года общество при исчислении налога в налоговых декларациях по налогу на добычу полезных ископаемых применяло коэффициент Кз, равный 0,375, без учетов данных начальных извлекаемых запасов нефти и степени выработанности запасов конкретного участка недр, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, а также при отсутствии заключения государственной экспертизы запасов нефти в отношении такого участка недр.
В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" государственный баланс содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом правительством Российской Федерации.
При этом основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами (порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2012 в„– 265).
Согласно выписке из государственного баланса запасов полезных ископаемых (Клинцовское нефтяное месторождение заявителя) по состоянию на 01.01.2014 запасы нефти категории С1 составили 1522 тн.; категории А+В+С1 составили 1522 тн.; категории С2 составили - 10299 тн.
Таким образом, с момента начала добычи нефти и по май 2013 года сведения о запасах нефти в Пугачевском-1 лицензионном участке в государственном балансе запасов полезных ископаемых отсутствовали.В соответствии с абзацем 2 статьи 342 Кодекса (в редакции, действующей в проверяемый период), если иное не установлено пунктом 1 статьи 342 Кодекса, налогообложение налогом на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке 446 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно) и 470 рублей (начиная с 1 января 2013 года) за одну тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), и на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), которые определяются в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 342 Кодекса.
Порядок определения налогоплательщиком коэффициента Кз установлен пунктом 5 статьи 342 Кодекса.
В случае, если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Уз) по конкретному участку недр меньше 5 млн. тонн и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр, определяемая в порядке, установленном настоящим пунктом, меньше или равна 0,05, коэффициент Кз рассчитывается по формуле: Кз = 0,125 x Vз + 0,375, где Vз - начальные извлекаемые запасы нефти в млн. тонн с точностью до третьего знака после запятой, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода (абзацы 1 - 4 пункта 5 статьи 342 Кодекса).
Абзацем 5 пункта 5 статьи 342 Кодекса установлено, что степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз), лицензия на право пользования которым предоставлена до 1 января 2012 года, определяется по состоянию на 1 января 2012 года на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) конкретного участка недр.
Согласно абзацу 8 пункта 5 статьи 342 Кодекса в случае, если определенные в порядке, установленном настоящим пунктом, величина начальных извлекаемых запасов (Уз) конкретного участка недр превышает или равна 5 млн. тонн и (или) степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр превышает 0,05, коэффициент Кз принимается равным 1.
По мнению общества, поскольку данных полезных ископаемых, утвержденных на государственном балансе по состоянию на 01.01.2012 и 01.01.2013, не имеется, начальные извлекаемые запасы углеводородов категории А, В, С1, С2 по Клинцовскому месторождению Пугачевского-1 лицензионного участка составляют 0 млн. тонн. Соответственно, коэффициент Кз, рассчитанный по формуле, составляет 0,375.
Отклоняя данные доводы налогоплательщика суды исходили из того, что заключение государственной экспертизы запасов нефти утверждено протоколом Федерального агентства по недропользованию от 11.06.2013 в„– 18/246-пр, соответственно, применение коэффициента Кз при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 5 статьи 342 Кодекса возможно только начиная с налогового периода, в котором запасы нефти утверждены в установленном порядке.
При этом согласно положениям статьи 342 Кодекса базовая налоговая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти подлежит умножению в том числе на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и полученный результат уменьшается на величину показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Дм), величина которого рассчитывается, в том числе с учетом коэффициента Кз, определяемого в порядке, установленном пунктом 3 статьи 342.5 Кодекса, в случае, если величина начальных извлекаемых запасов нефти по конкретному участку недр меньше 5 млн. тонн и степень выработанности запасов конкретного участка недр меньше или равна 0,05.
Следовательно, для определения величины показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Дм) коэффициент Кз применяется только в случае выполнения условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 342.5 Кодекса.
Что касается доначисления налога на добычу полезных ископаемых за период с июня по декабрь 2013 года.
В соответствии с абзацем 7 пункта 5 статьи 342 Кодекса, в случае, если запасы нефти поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в году, предшествующем году налогового периода, или в году налогового периода, сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) и начальные извлекаемые запасы нефти (Уз) для применения коэффициента Кз определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, и после утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых уточняются в порядке, установленном настоящим пунктом.
Федеральным бюджетным учреждением "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" подготовлено экспертное заключение от 28.05.2013 в„– 121-13оп на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа по пласту D2ms Клинцовского месторождения, расположенного в Саратовской области.
Данное заключение утверждено Федеральным агентством по недропользованию, что подтверждается протоколом от 11.06.2013 в„– 18/246-пр.
Из экспертного заключения от 28.05.2013 в„– 121-13оп следует, что величина начальных извлекаемых запасов (Уз) на Клинцовском месторождении составила 11 821 тыс. тонн.
Согласно сведениям, содержащимся в государственном балансе запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2014, величина начальных извлекаемых запасов (Уз) на Клинцовском месторождении составила 11 821 тыс. тонн.
Таким образом, поскольку величина начальных извлекаемых запасов (Уз) на Клинцовском месторождении превысила 5 млн. тонн, заявитель утратил основания для расчета коэффициента Кз по формуле, указанной в абзаце 3 пункта 5 статьи 342 Кодекса. В данном случае, коэффициент Кз принимается равным 1.
Доводы подателя жалобы о проведение камеральных проверок налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за спорные периоды, что исключает права налогового органа проводить выездную налоговую проверку по тем же основаниям, были рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка.
Как правильно указали суды, налоговым законодательством не предусмотрено исключение из периода выездной проверки периода, за который проведена камеральная проверка. Проведение выездной проверки после камеральной не является повторностью проверки, так как это самостоятельные формы налогового контроля и оно не исключает выявления при проведении выездной налоговой проверки (как более углубленной формы налогового контроля) нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной налоговой проверки.
Доводы заявителя о наличии смягчающих и исключающих ответственность по статье 122 Кодекса обстоятельств, были также рассмотрены судами. Как отметили суды, обстоятельств, исключающих ответственность за совершение налогового правонарушения не установлено, доказательств наличия смягчающих налоговую ответственность налогоплательщиком не представлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.10.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2016 по делу в„– А57-16413/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НК "ГеоПромНефть" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ


------------------------------------------------------------------