Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.11.2016 N Ф06-13853/2016 по делу N А55-26590/2015
Требование: О взыскании основной задолженности, неустойки.
Обстоятельства: Теплоснабжающая организация указала, что управляющая компания, приобретая горячую воду в целях обеспечения предоставления собственникам многоквартирных домов коммунальной услуги горячего водоснабжения, не оплатила в полном объеме поставленный ей ресурс.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не учтено, что у собственников имеются акты допуска в эксплуатацию приборов учета, расчет размера платы за коммунальные услуги должен быть произведен с учетом показаний индивидуальных приборов учета. Управляющая компания действует как посредник и должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить конечные потребители.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2016 г. в„– Ф06-13853/2016

Дело в„– А55-26590/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Махмутовой Г.Н.,
без участия надлежащим образом извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.05.2016 (судья Носова Г.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 (председательствующий судья Холодкова Ю.Е., судьи Садило Г.М., Серова Е.А.)
по делу в„– А55-26590/2015
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" к обществу с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" о взыскании задолженности и неустойки, третье лицо: акционерное общество "ТАНДЕР",

установил:

публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" (далее - ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти", ответчик) о взыскании, с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принятого судом, 150 424,24 рублей, в том числе: 17 498.30 рублей основная задолженность, 132 925,94 рублей - неустойка за период с 21.07.2015 по 27.10.2015.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.05.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ответчик с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить, ссылаясь, в том числе, на то, что при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета количество поставленных энергоресурсов подлежит определению с учетом показаний индивидуальных приборов учета, и что имеющиеся в материалах дела акты ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) соответствуют всем действующим требованиям, изложенным в постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354.
В отзыве на кассационную жалобу истец с доводами, отраженными в последней не согласился по основаниям, обозначенным в тексте оспоренных по делу судебных актов.
В судебное заседание кассационной инстанции от 20.10.2016 стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв: с 20.10.2016 до 12 часов 15 минут 27.10.2016, по окончании которого судебное разбирательство было продолжено.
Правильность применения судами обеих инстанций при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ, и сделан вывод о наличии оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Волжская ТГК" (теплоснабжающая организация) и ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" (Абонент) был заключен договор в„– 30566кв от 05.08.2014, в соответствии с которыми истец, как организация, осуществляющая горячее водоснабжение обязуется подавать ответчику через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном настоящим договором, а ответчик обязуется оплачивать принятую горячую воду, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных данным договором.
Абонент является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и (или) жилых домов, указанных в Приложении в„– 4 к настоящему договору, и приобретает горячую воду по настоящему договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названных домах коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Согласно пункту 10 Договора ответчик оплачивает полученную горячую воду до 15-го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается день поступления денежных средств на расчетный счет Истца.
15 июня 2015 года в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации изменений в учредительных документах ОАО "Волжская ТГК", изменено ее наименование на ПАО "Т Плюс".
Во исполнение условий договора теплоснабжающая организация за период июнь 2015 года - август 2015 года подала потребителю тепловую энергию и направила комплект платежных документов, подтверждающих отпуск тепловой энергии, в том числе счета-фактуры, расчетные ведомости и акты поданной-принятой тепловой энергии за каждый месяц спорного периода.
Задолженность за указанный период, по мнению истца, оплачена не в полном объеме. По расчету последнего остаток непогашенной задолженности составил 17 498,79 рублей, а неустойка - 132 325,94 рублей, что и явилось основанием для обращения истца в суд.
Удовлетворяя заявленные истцом требования в полном объеме, суды обеих инстанций исходили, в частности, из того, что определение объема поставляемого в жилые дома коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета с применением показаний ИПУ граждан, а не по нормативу, освобождало бы потребителей и исполнителей коммунальных услуг от обязанности по оплате коммунального ресурса, израсходованного на содержание мест общего пользования, и что в соответствии с действовавшим в спорный период законодательством в случаях отсутствия общедомовых приборов учета управляющая компания обязана оплачивать поставщику стоимость теплоэнергии, исходя из надлежаще установленных нормативов потребления, в том числе, и при наличии у граждан ИПУ.
Однако судами первой и апелляционной инстанций при удовлетворении исковых требований в полном объеме не было учтено следующее.
По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 541, пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Общий порядок организации коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя урегулирован в статье 19 Закона о теплоснабжении, а также в статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 в„– 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении). Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении, постановление Правительства РФ от 18.11.2013 в„– 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя").
В то же время в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
Из пункта 6.2 статьи 155, пункта 1 статьи 157 ЖК РФ следует, что управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.Порядок определения объема коммунальных услуг при полном отсутствии приборов учета ранее был установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 307 (далее - Правила в„– 307) (пункт 19 приложения в„– 2), а затем с августа 2012 года Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354) (пункты 42, 42 (1), формулы 2 приложения в„– 2). Согласно указанным нормам расчет объема тепловой энергии и горячего водоснабжения осуществляется исходя из нормативов потребления отопления и горячей воды.
Порядок определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, установлен также вступившим в силу с 07.03.2012 постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 в„– 124 (подпункт "е" пункта 3, приложение к постановлению). В жилых помещениях предписано определять объем (количество) коммунального ресурса по нормативам потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды).
С августа 2012 вступил в силу подпункт "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 в„– 124 (далее - Правила в„– 124), в соответствии с которым объем ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Таким образом, возможность расчета по тепловым нагрузкам или по прибору учета, установленному в центральном тепловом пункте с возложением на исполнителей коммунальных услуг стоимости тепловых потерь в сетях, не являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, жилищным законодательством не предусмотрена.
Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также, учитывая требования пункта 8 Правил в„– 307, пункта 13 Правил в„– 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется.
Данный подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, обозначенной определением от 18.08.2016 по делу в„– А40-39666/2015.
Кроме того, приборы учета, по показаниям которых осуществляется расчет платы за коммунальные услуги, должны быть в установленном законом порядке допущены в эксплуатацию.
У абонентов (собственников) в спорных многоквартирных домах имеются должным образом оформленные акты допуска в эксплуатацию приборов учета (копии имеются в материалах дела). Следовательно, расчет размера платы за коммунальные услуги должен быть произведен с учетом показаний ИПУ.
Таким образом, состоявшиеся судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду следует с учетом упомянутого проверить расчет исковых требований и вынести по делу законный и обоснованный судебный акт по существу спора.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 13.05.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 по делу в„– А55-26590/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
С.А.ФИЛИМОНОВ
Г.Н.МАХМУТОВА


------------------------------------------------------------------