Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.01.2016 N Ф06-19221/2013 по делу N А72-11709/2013
Требование: Об истребовании из чужого незаконного владения доли в праве собственности в отношении объекта недвижимости.
Обстоятельства: Истец , сославшись на финансирование строительства спорного объекта за счет бюджетных средств, полагал, что данный объект недвижимости является собственностью муниципального образования. Встречное требование: О признании отсутствующим права собственности на объект недвижимости.
Решение: Основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворено, поскольку спорный объект недвижимости находится в общей долевой собственности, так как его строительство велось на денежные средства, которые были предоставлены истцом и ответчиками.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2016 г. в„– Ф06-19221/2013

Дело в„– А72-11709/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
истца - Кузнецовой И.С., доверенность от 11.01.2016 в„– 73-ИОГВ-10.02.01-07/01,
ответчика (общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск") - Скрипкиной Н.Ю., доверенность от 31.12.2015 в„– 1829,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2015 (судья Абрашин С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу в„– А72-11709/2013
по иску Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ОГРН 1027301177749, ИНН 7303003740) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" (ОГРН 1027301170093, ИНН 7303022447), акционерному обществу монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск" (ОГРН 1037301514183, ИНН 7328047235) об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" (ОГРН 1027301170093, ИНН 7303022447) к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ОГРН 1027301177749, ИНН 7303003740) о признании права собственности отсутствующим, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области; муниципального учреждения Администрация муниципального образования "Старомайнский район"; областного государственного казенного учреждения "Ульяновскоблстройзаказчик"; федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"; областного государственного унитарного предприятия "Имущество",

установил:

Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" (далее - ООО "Газпром газораспределение Ульяновск"), закрытому акционерному обществу Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск" (далее - ЗАО "МСУ-14 "Ульяновск") об истребовании из чужого незаконного владения ЗАО "МСУ-14 "Ульяновск" и ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" (доля в праве по 1/2 соответственно) в пользу Ульяновской области газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП в„– 1, ШРП в„– 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, назначение: газопровод, протяженность 10 992,5 м, инв. в„– 027664, лит. I-XIII, адрес объекта: Ульяновская область, Старомайнский район, р. п. Старая Майна - с. Красная Река (далее - газопровод высокого давления, II очередь).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Старомайнский район", Областное государственное казенное учреждение "Ульяновскоблстройзаказчик", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Областное государственное унитарное предприятие "Имущество".
Определением от 04.06.2014 Арбитражный суд Ульяновской области принял к производству встречное исковое заявление ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" к Департаменту о признании отсутствующим права собственности Ульяновской области на газопровод высокого давления, II очередь.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.07.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014, в удовлетворении исковых требований Департамента к ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и к ЗАО "МСУ-14 "Ульяновск" отказано; удовлетворены встречные исковые требования ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" к Департаменту, суд признал отсутствующим право собственности Ульяновской области на газопровод высокого давления, II очередь.
Постановлением от 03.02.2015 Арбитражный суд Поволжского округа решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.07.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 отменил, дело направил на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
При новом рассмотрении Департамент уточнил исковые требования в порядке статьи 49 АПК РФ, просил истребовать из чужого незаконного владения ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и ЗАО "МСУ-14 "Ульяновск" долю в размере 69/100 в праве собственности в пользу Ульяновской области в отношении объекта недвижимого имущества: газопровод высокого давления, II очередь. Уточнение принято судом.
Определением от 02.07.2015 суд удовлетворил заявление ЗАО "МСУ-14 "Ульяновск" об уточнении наименования ответчика в связи с его сменой, с закрытого акционерного общества на акционерное общество Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск" (далее - АО "МСУ-14 "Ульяновск").
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2015 исковые требования Департамента к ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и к АО "МСУ-14 "Ульяновск" удовлетворены частично. Суд истребовал у ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и АО "МСУ-14 "Ульяновск" в пользу Ульяновской области долю в размере 1731/10000 в праве собственности на объект недвижимого имущества: газопровод высокого давления, II очередь. В остальной части в удовлетворении исковых требований Департамента отказано.
Суд взыскал в доход федерального бюджета госпошлину с ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" в размере 7576 руб. 16 коп., с АО "МСУ-14 "Ульяновск" в размере 7576 руб. 16 коп.
Встречные исковые требования ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" к Департаменту удовлетворены. Суд признал отсутствующим право собственности Ульяновской области на газопровод высокого давления, II очередь. Взыскал с Департамента в пользу ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" 4000 руб. - в возмещение расходов по госпошлине.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты изменить в части определения долей и возложения на него судебных расходов, принять по делу новый судебный акт.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, решением Исполнительного комитета Старомайнского районного совета народных депутатов от 20.10.1988 в„– 273 отведен земельный участок под строительство межпоселкового газопровода от с. Дмитриево-Помряскино до с. Красная Река; заказчик - колхоз им.Чапаева Старомайнского района.
Согласно акту выбора от 06.10.1989 земельный участок под строительство межпоселкового газопровода от с. Дмитриево-Помряскина до с. Красная Река был выделен на землях ОПХ "Заречное" совхоза "Старомайнский", совхоза "Кременковский", колхоза "Волга".
Решением общего отчетного собрания членов колхоза им.Чапаева Старомайнского района от 20.02.2001 колхоз им.Чапаева был преобразован в сельскохозяйственный производственный кооператив им. Чапаева Старомайнского района (далее - СПК им. Чапаева).
14.01.2008 на общем собрании членов СПК им. Чапаева было принято решение о передаче полномочий по строительству газопровода высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего давления Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП в„– 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3 обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновскоблгаз" (позднее переименованному в ООО "Газпром газораспределение Ульяновск", далее - ООО "Ульяновскоблгаз").
14.01.2008 между СПК им. Чапаева (Сторона-1) и ООО "Ульяновскоблгаз" (Сторона-2) было заключено соглашение, согласно которому СПК им. Чапаева передает ООО "Ульяновскоблгаз" полномочия по строительству газопровода высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП в„– 1, ШРП в„– 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3.
13.02.2008 между ООО "Ульяновскоблгаз" (Сторона-1) и ЗАО "МСУ-14 "Ульяновск" (Сторона-2) было заключено соглашение, где стороны договорились прикладывать совместные усилия в целях строительства газопровода высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП в„– 1, ШРП в„– 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3 ООО "Ульяновскоблгаз".
Пунктом 1.2 соглашения от 13.02.2008 стороны предусмотрели, что после окончания строительства и сдачи объекта в эксплуатацию за каждой стороной закрепляется соответствующая доля пропорционально участию в строительстве объекта. Доли, определенные сторонами после сдачи объекта в эксплуатацию, будут закреплены за каждой стороной в соответствующем соглашении о долевом участии.
Постановлением Главы администрации муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области от 12.02.2008 в„– 86 ООО "Ульяновскоблгаз" было разрешено строительство газопровода высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП в„– 1, ШРП в„– 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3.
Постановлением Главы администрации муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области от 19.02.2008 в„– 107 ООО "Ульяновскоблгаз" был разрешен ввод вышеуказанного объекта в эксплуатацию, выдано разрешение от 19.02.2008 в„– 2 на ввод объекта в эксплуатацию "RU 73516000" газопровода высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП в„– 1, ШРП в„– 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3, расположенного по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район.
По данным технической инвентаризации по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район р.п. Старая Майна - с. Красная Река расположен газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП в„– 1, ШРП в„– 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3 общей протяженностью 10 992,5 м, в том числе 29,1 м надземной прокладки и 10 963,4 подземной прокладки, год ввода в эксплуатацию - 2008, инвентарный номер 27664, кадастровый номер 73:16:0276640000 (план недвижимого имущества, кадастровый паспорт).
По условиям соглашения от 08.06.2009 в„– 523-001-07/4 ООО "Ульяновскоблгаз" и ЗАО "МСУ-14 "Ульяновск" договорились считать равными доли в праве собственности на вышеуказанный газопровод, закрепив соответственно за ООО "Ульяновскоблгаз" право собственности на 1/2 доли газопровода, за ЗАО "МСУ-14 "Ульяновск" - право собственности на 1/2 доли газопровода.
На основании вышеуказанных документов ООО "Ульяновскоблгаз" 25.11.2009 зарегистрировало право общей долевой собственности (доля в праве 1/2) на газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП в„– 1, ШРП в„– 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3 протяженностью 10 992,5 м, инв. в„– 027664, лит. I-XIII, по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Красная Река (с условным номером 73-73-07/040/2009-119, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.11.2009 серии 73-АТ в„– 955264.
Ввиду исправления технической ошибки взамен свидетельства о государственной регистрации права от 25.11.2009 серии 73-АТ в„– 955264 ООО "Ульяновскоблгаз" (правопредшественник ООО "Газпром газораспределение Ульяновск") было выдано свидетельство от 01.08.2011 серии 73-АА в„– 214018, где в графе "адрес объекта" указано "Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река".
Согласно приказу ЗАО "МСУ-14 "Ульяновск" от 10.06.2009 в„– 93а и акту о приеме-передаче здания (сооружения) от 10.06.2009 объект - газопровод высокого давления от с. Дмитриево-Помряскино до с. Красная Река и среднего от р.п. Старая Майна до с. Красная Река в объеме выполненных ЗАО "МСУ-14 "Ульяновск" строительных работ был принят на баланс предприятия.
29.07.2011 ЗАО "МСУ-14 "Ульяновск" зарегистрировало право общей долевой собственности (доля в праве 1/2) на газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП в„– 1, ШРП в„– 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3 протяженностью 10 992,5 м, инв. в„– 027664, лит. I-XIII, с условным номером 73-73-07/040/2009-119 по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 73-АА в„– 214436.
В то же время согласно акту от 29.08.2006 в„– 1 приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта - газопровод высокого давления р.п. Старая Майна - с. Красная Река протяженностью 10,92 км по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, утвержденному распоряжением от 04.09.2006 в„– 345-р Главы администрации муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области, строительно-монтажные работы были осуществлены в сроки октябрь 2004 года - декабрь 2005 года, и Областному государственному учреждению "Ульяновскоблстройзаказчик" разрешена эксплуатация законченного строительством объекта.
22.02.2011 зарегистрировано право собственности Ульяновской области на газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП в„– 1, ШРП в„– 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3 протяженностью 10 992,5 м, инв. в„– 027664, лит. I-XIII, с условным номером 73-73-07/011/2011-255 по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 73-АА в„– 141658.
Согласно распоряжению от 06.08.2007 в„– 1352-р Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (правопредшественник Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области) исключило из состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Областным государственным учреждением "Ульяновскоблстройзаказчик" (далее - ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик"), газопровод высокого и среднего давления от р.п. Старая Майна до с. Красная Река протяженностью 10 923,88 м и прекратило право оперативного управления ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик" на указанное имущество.
По акту приема-передачи ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик" передало вышеуказанное имущество в казну Ульяновской области.
Распоряжением от 15.08.008 в„– 1413-р Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области исключило из раздела "Казна Ульяновской области" государственное имущество, передав государственное имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения (в том числе спорный газопровод), по акту приема-передачи Областному государственному унитарному предприятию "Имущество" на праве хозяйственного ведения.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 14.10.2011 в„– 07/027/2011-494 следует, что 14.10.2011 по заявлению Областного государственного унитарного предприятия "Имущество" прекращена государственная регистрация права хозяйственного ведения данного лица на вышеуказанное имущество.
В силу статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся, в том числе, субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии).
Согласно статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 в„– 717 "О Федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)" предусматривалось выделение средств из федерального бюджета на финансирование мероприятий указанной Программы с учетом возможностей федерального бюджета. Реализация данной программы предполагала, наряду с прочим, строительство в субъектах Российской Федерации объектов линейной инженерной инфраструктуры, в том числе, за счет средств федерального бюджета путем предоставления субсидий регионам в порядке статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Такие условия финансирования предусмотрены и в преамбуле договора от 30.08.2005 в„– 139, заключенным между Министерством регионального развития Российской Федерации и Правительством Ульяновской области.
Как установлено судом первой инстанции, полученные во исполнение вышеуказанной Федеральной целевой программы в виде субсидии денежные средства в сумме 2 000 000 руб. были перечислены Ульяновской областью через уполномоченное лицо (ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик") подрядчику строительства спорного газопровода - АО "МСУ-14 "Ульяновск".
При этом ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и АО "МСУ-14 "Ульяновск" не оспаривают, что строительство спорного газопровода было профинансировано Ульяновской областью на сумму 2 000 000 руб.
В материалы дела не представлены сведения о каком-либо порядке обращения в собственность Ульяновской области объектов недвижимости, построенных за счет межбюджетных субсидий.
В отсутствие данного порядка и, поскольку межбюджетные субсидии субъектам Российской Федерации из федерального бюджета при условии их целевого использования являются доходами бюджета субъекта Российской Федерации, следовательно, объекты недвижимого имущества, построенные за счет таких субсидий в рамках федеральных целевых программ, обращаются в собственность субъекта Российской Федерации.
Таким образом, оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суд установил, что в натуре имеется один неделимый объект недвижимого имущества - газопровод высокого давления, II очередь, созданный за счет средств Ульяновской области, ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и АО "МСУ-14 "Ульяновск" и принадлежащий на праве общей долевой собственности этим трем собственникам, право собственности которых зарегистрировано в следующем порядке: за ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" (доля в праве - 1/2), за ЗАО "МСУ-14 "Ульяновск" (доля в праве - 1/2) и за Ульяновской областью в целом на объект.
Ошибочность регистрации названного объекта недвижимости в таком порядке Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области объяснило технической ошибкой, допущенной в наименовании и адресе объекта недвижимости, которая не позволила на момент регистрации права собственности Ульяновской области на указанный объект установить тождественность объектов при проведении правовой экспертизы, а двойной кадастровый учет названного объекта под номерами 73:16:060401:132 и 73:16:060401:133 филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" объяснил получением сведений в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором.
По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
В силу пункта 1 статьи 245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
По смыслу данных норм права не исключается возможность любого из участников долевой собственности в судебном порядке оспорить равенство долей, исходя из вклада каждого в создании общего имущества.
Установив, что газопровод высокого давления, II очередь, является объектом общей долевой собственности ООО "Газпром газораспределение Ульяновск", ЗАО "МСУ-14 "Ульяновск", Ульяновской области и осуществлено за счет средств этих лиц, суд, руководствуясь статьями 244, 245 ГК РФ оценил представленные сторонами документы о фактических затратах в создании объекта общей долевой собственности каждой из сторон. Суд установил, что стоимость спорного газопровода составляет 11 552 304 руб. 05 коп. Исходя из размера документально подтвержденных фактических затрат сторон, суд определил размер доли каждого пропорционально размеру вкладов сторон, произведя денежную оценку этих вкладов и установил, что ООО "Ульяновскоблгаз" (после переименования ООО "Газпром газораспределение Ульяновск") осуществило расходы на строительство спорного газопровода на общую сумму 5 533 621 руб. 05 коп., ЗАО "МСУ-14 "Ульяновск" - 4 018 683 руб., Ульяновская область - 2 000 000 руб.
Поскольку затраты Ульяновской области по строительству газопровода составили 2 000 000 руб., суд пришел к выводу, что в процентном отношении к общей стоимости газопровода размер вклада Ульяновской области в строительство газопровода будет составлять 17,31% (2 000 000 руб. x 100% / 11 552 304 руб. 05 коп.).
Следовательно, доля Ульяновской области в праве собственности на спорный газопровод должна составлять 1731/10000.
В свою очередь, общий размер вкладов ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и АО "МСУ-14 "Ульяновск" в процентном отношении к общей стоимости газопровода составляет 82,69% (8269/10000), а с учетом соглашения от 08.06.2009 в„– 523-001-07/4, в котором ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и АО "МСУ-14 "Ульяновск" договорились считать равными доли каждого из них в праве собственности на вышеуказанный газопровод, суд пришел к выводу, что доля каждого из данных лиц в собственности на газопровод должна составлять 41345/100000 (8269/10000: 2).
Удовлетворяя встречное требование ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" к Департаменту в части признания отсутствующим право собственности Ульяновской области на газопровод высокого давления, II очередь, как на единый целый объект недвижимости, суды обоснованно исходили из следующего.
Как указано в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Судом установлено, что с момента ввода в эксплуатацию по настоящее время спорный газопровод высокого давления, II очередь, эксплуатируется силами ООО "Газпром газораспределение Ульяновск", поскольку, в свою очередь, ЗАО "МСУ-14 "Ульяновск", на основании договоров аренды имущества, передало ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" во временное владение и пользование и свою 1/2 долю газопровода.
Из материалов дела не усматривается, что Ульяновская область фактически владела либо владеет спорным газопроводом.
Принимая во внимание, что право собственности Ульяновской области на весь газопровод (объект недвижимости) в целом не возникло, и соответственно право собственности Ульяновской области на весь объект в целом зарегистрировано неправомерно, а ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" является одним из сособственников спорного объекта и вправе обращаться с таким иском, суд первой инстанции законно и обоснованно посчитал, что встречное исковое заявление ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" следует удовлетворить и признать отсутствующим право собственности Ульяновской области на газопровод высокого давления, II очередь.
Удовлетворяя исковые требования Департамента частично, суд исходил из следующего.
Департамент, ссылаясь на финансирование строительства спорного газопровода за счет бюджетных средств, считает, что данный газопровод является собственностью Ульяновской области, в связи с чем, истец просит суд истребовать в пользу Ульяновской области из чужого незаконного владения АО "МСУ-14 "Ульяновск" и ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" долю в размере 69/100 в праве собственности ответчиков на спорный газопровод.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В предмет доказывания по данному спору входит совокупность следующих фактов: наличие у истца права собственности на истребуемое имущество; владение ответчиками спорным имуществом; отсутствие у ответчиков законных оснований для такого владения.
На основании пункта 1 статьи 209 ГК РФ, определяющей содержание права собственности, собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу статьи 128 ГК РФ в понятие имущества входят не только вещи, но и иное имущество.
Глава 16 ГК РФ предусматривает право общей долевой собственности, в том числе на неделимую вещь, допуская установление долей в праве соглашением сторон (пункт 4 статьи 244, пункт 2 статьи 245).
Спорный газопровод является неделимой индивидуально-определенной вещью.
Поскольку законодательство допускает такой вид имущества, как доля в праве собственности на неделимую вещь, при нарушении права на данный вид имущества его обладателю должна быть обеспечена защита. При этом под защитой нарушенного права имеется в виду не только возможность обращения в суд, но и возможность достижения в суде правового результата.
Поэтому, исходя из характера и последствий нарушения, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что заявленное истцом требование является иском о восстановлении права на долю с применением по аналогии правил статей 301, 302 Кодекса, которые обеспечивают стабильность гражданского оборота и гарантируют всем участникам спора в отношении такого имущества равные со всеми остальными собственниками и приобретателями права на защиту.
Возможность применения указанных правил для защиты права собственности на имущество, не относящееся в строгом смысле к вещам, признана в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.08.2006 в„– 1877/06, от 14.07.2009 в„– 5194/09, от 17.11.2009 в„– 11458/09, от 09.02.2010 в„– 13944/09 и от 13.09.2011 в„– 3413/11.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", что если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о возврате имущества во владение его собственника, то такое решение является основанием для внесения записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как было установлено выше, собственниками спорного имущества являются как Ульяновская область в лице Департамента, так и юридические лица - АО "МСУ-14 "Ульяновск" и ООО "Газпром газораспределение Ульяновск".
Судом первой инстанции установлено, что доля Ульяновской области в собственности на спорный газопровод составляет 1731/10000 долей, которой фактически владеют АО "МСУ-14 "Ульяновск" и ООО "Газпром газораспределение Ульяновск".
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Департамента обоснованно удовлетворены частично в части истребования у ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и АО "МСУ-14 "Ульяновск" в пользу Ульяновской области доли в размере 1731/10000 в праве собственности на объект недвижимого имущества: газопровод высокого давления, II очередь.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Департамента обоснованно отказано, поскольку данное лицо не доказало факт внесения вклада в создание спорного газопровода на сумму, превышающую 2 000 000 руб.
Довод Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о том, что денежные средства, потраченные ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" на возведение спорного объекта были возмещены данному лицу за счет установления специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа и, соответственно, данное лицо не вправе претендовать на право собственности, обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций исходя из нижеследующего.
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие факт финансирования ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" строительства газопровода за счет данной специальной надбавки.
Вместе с тем следует отметить, что статьей 17 Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлены правовые основы развития газификации территорий Российской Федерации. Согласно данной статье "для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения указанных надбавок".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 в„– 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" установлено, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями утверждаются специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации. Размер специальных надбавок определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по методике, утверждаемой Федеральной службой по тарифам. Для соответствующей газораспределительной организации средний размер специальной надбавки, рассчитываемый в соответствии с методикой, не может превышать 25% (включая налог на прибыль организаций, возникающий от применения специальной надбавки) среднего размера тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для конечных потребителей, рассчитываемого в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Согласно постановлению Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 25.07.2001 в„– 47/2 "Об утверждении Методики определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" (далее - Методика) специальные надбавки, рассчитанные в соответствии с Методикой, включаются в тарифы на транспортировку газа ГРО (газораспределительной организации) (плата за пользование распределительными газопроводами увеличивается на величину специальной надбавки) и применяются при расчетах за услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам, оказываемых ГРО потребителям транспортных услуг (пункт 1.4.). Средства, полученные в результате применения специальных надбавок, имеют целевой характер и направляются на финансирование программ газификации (пункт 1.5.)
Согласно пункту 1.6. данной Методики, построенные на средства, полученные от использования специальных надбавок, в результате осуществления программ газификации объекты газоснабжения оформляются в собственность и принимаются ГРО на баланс в установленном порядке.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.08.2006 в„– 187-э/4 была утверждена Методика определения размера специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программ газификации, пункт 7 которой также устанавливал, что объекты газоснабжения, построенные на средства, полученные от использования специальных надбавок, в результате осуществления программ газификации, оформляются в собственность ГРО.
При этом Методика, утвержденная постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 25.07.2001 в„– 47/2, действовала на момент строительства спорного газопровода и была признана утратившей силу в связи с изданием приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 15.08.2006 в„– 187-э/4. В свою очередь Методика, утвержденная приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 15.08.2006 в„– 187-э/4, действовавшая в период строительства спорного газопровода, была признана утратившей силу в связи с изданием приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 21.06.2011 в„– 154-э/4.
Как обоснованно указано судом апелляционной инстанции, указанная специальная надбавка не является субсидией, так как субсидия - это пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счет государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.
С учетом изложенного суды предыдущих инстанций правомерно признали необоснованным отнесение Департаментом суммы, потраченной ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" для строительства газопровода (5 533 621 руб. 05 коп.), к средствам областного бюджета, в связи с чем отказали истцу в истребовании у ответчиков доли Ульяновской области в размере 69/100.
Приведенные в кассационной жалобе доводы исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 по делу в„– А72-11709/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА


------------------------------------------------------------------