Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.01.2016 N Ф06-3818/2015 по делу N А57-1384/2015
Требование: О признании незаконными действий государственного органа, выразившихся в приостановлении работ по строительству, об обязании выдать письменное разрешение на возобновление работ по строительству.
Обстоятельства: По мнению унитарного предприятия, действия государственного органа являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы предприятия.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что часть объекта археологического наследия располагается в границах объекта строительства предприятия.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. в„– Ф06-3818/2015

Дело в„– А57-1384/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу в„– А57-1384/2015
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (г. Москва, Ленинградский пр., д. 37, корпус 7, ОГРН 1027739057500, ИНН 7734135124), заинтересованные лица: Министерство культуры Саратовской области (г. Саратов, ул. Московская, д. 72, корпус 3, ОГРН 1036405004712, ИНН 6450030101), общество с ограниченной ответственностью "Энгельсский заводотопительной техники "Сигнал" (Саратовская область, Энгельсский район, р.п. Приволжский, ул. Дальняя, д. 5А, ОГРН 1106449001251, ИНН 6449055824), третье лицо: заместитель начальника отдела охраны общественного культурного наследия управления по охране объектов культурного наследия министерства культуры Саратовской области Мухин В.В. (г. Саратов, ул. Московская, д. 72, корпус 3), о признании незаконными действий, выразившихся в приостановлении работ, об обязании выдать письменное разрешение на возобновление работ,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - ФГУП "Госкорпорация по ОРВД", предприятие, заявитель) с заявлением о признании незаконными действий Министерства культуры Саратовской области, выразившихся в приостановлении работ по строительству трассовой радиолокационной позиции и подъездной дороги к ней в Саратовском муниципальном районе на горе "Жарин Бугор", об обязании Министерства культуры Саратовской области выдать обществу с ограниченной ответственностью "Энгельсский завод отопительной техники "Сигнал" (далее - ООО "ЭЗОТ Сигнал", общество) письменное разрешение на возобновление работ по строительству трассовой радиолокационной позиции и подъездной дороги к ней в Саратовском муниципальном районе на горе "Жарин Бугор".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.06.2015, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты по делу отменить, вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
В суд кассационной инстанции представлено заявление о процессуальном правопреемстве - замене Министерства культуры Саратовской области на его правопреемника - Управление по охране объектов культурного наследия Саратовской области, обоснованное завершением процедуры реорганизации Министерства в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Саратовской области от 30.04.2015 в„– 207-П.
Замена стороны в арбитражном процессе в связи с реорганизацией юридического лица его правопреемником прямо предусмотрена частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и возможна на любой стадии арбитражного процесса, в связи с чем суд кассационной инстанции удовлетворяет данное заявление и производит процессуальное правопреемство по настоящему делу - замену Министерства культуры Саратовской области на его правопреемника - Управление по охране объектов культурного наследия Саратовской области.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 24.06.2014 между ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" (Заказчик-застройщик) и ООО "ЭЗОТ "Сигнал" (Генподрядчик) заключен договор генерального строительного подряда в„– 597/ЗАК, по условиям которого Генподрядчик принял на себя обязательства в соответствии с проектной документацией выполнить первоочередные работы по объекту "Создание новой радиолокационной позиции на горе Жарин Бугор".
На основании приказа Министра культуры Саратовской области от 15.09.2014 в„– 01-11/435 с целью проверки доводов, изложенных в обращении председателя некоммерческого партнерства "Не за тридевять земель" Федосеева В.В. об угрозе разрушения памятника археологии "Курганная группа из 6 насыпей на возвышенности Жареный бугор", в период с 23.09.2014 по 20.10.2014 проведена выездная внеплановая проверка ООО "ЭЗОТ "Сигнал", по результатам которой составлен акт от 17.10.2014 в„– 35.
В ходе проверки должностным лицом Министерства культуры Саратовской области проведен осмотр выявленного объекта культурного наследия - "Курганная группа из 6 насыпей эпоха бронзы - средневековье (III тыс. до н.э. - XIV вв. н.э.), расположенного на возвышенности "Жареный бугор" в Саратовском районе, и установлено, что данный объект расположен в границах территории, подлежащей хозяйственному освоению.
Приказом Министерства культуры Саратовской области от 25.06.2007 в„– 01-05/189 "Об утверждении списка выявленных объектов археологического наследия, расположенных на территории Саратовской области" объект "Курганная группа из 6 насыпей на возвышенности "Жареный бугор" рекомендован к постановке на государственную охрану.
В целях устранения угрозы причинения вреда объекту культурного наследия Министерством культуры Саратовской области ООО "ЭЗОТ Сигнал" 24.09.2014 выдано предписание в„– 5, в соответствии с которым обществу надлежит незамедлительно приостановить работы, проводимых по адресу: гора "Жарин Бугор" в Саратовском районе (возвышенность "Жарин Бугор"). В пункте 2 предписания от 24.09.2014 в„– 5 указано, что приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению органа охраны объектов культурного наследия, по предписанию которого работы были приостановлены, после устранения угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия.
Полагая, что действия Министерства культуры Саратовской области, выразившиеся в приостановлении работ по строительству трассовой радиолокационной позиции и подъездной дороги к ней в Саратовском муниципальном районе на горе "Жарин Бугор", являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы предприятия, ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В абзацах 3, 4 преамбулы Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ) отмечено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 18 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения.
Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 8 статьи 18 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ.
Указанные в пункте 1 статьи 37 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ работы, а также работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия (пункт 2 статьи 37 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ).
В материалы дела представлена учетная карта объекта, представляющего
собой историко-культурную ценность, от 26.05.2015 в отношении объекта "Курганный могильник Жареный Бугор", утвержденная Министром культуры Саратовской области, содержащая план границ территории объекта, его описание, фотоматериалы.
Судом первой инстанции установлено, что согласно учетной карте объекта, а также топографическому плану участка хозяйственного освоения, представленному ООО "ЭЗОТ "Сигнал", на котором при помощи геодезической съемки нанесен объект "Курганная группа из 6 насыпей", курган в„– 1 "Жарин бугор", координаты 199.3, частично располагается в границах объекта строительства.
Установив, что объект "Курганная группа из 6 насыпей на возвышенности "Жареный бугор" является объектом археологического наследия и подлежит государственной охране до принятия решения о его включении либо отказе во включении в реестр объектов культурного наследия, а часть данного объекта (курган в„– 1) располагается в границах объекта строительства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 5.1, 18, 36, 37 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ, статей 198, 200, 201 АПК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ФГУП "Госкорпорация по ОРВД", давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам, оспаривает выводы судов, полагая, что регистрация памятников истории и культуры в списках вновь выявленных объектов возможна только после проведения экспертизы, что в данном случае уполномоченным органом не сделано; факта причинения вреда или угрозы причинения вреда археологическому памятнику "Курганная группа из 6 насыпей" не выявлено; судом не исследован вопрос о совпадении границ археологического памятника и границ строительства объекта.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных актах.Так, суд апелляционной инстанции указал, что в силу положений Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ для принятия мер, направленных на охрану выявленного объекта культурного наследия, достаточным является его включение в Список выявленных объектов археологического наследия, расположенных на территории Саратовской области, утвержденный приказом Министерства культуры Саратовской области от 25.07.2007 в„– 01-05/189, а не наличие экспертизы.
Отклонен судом апелляционной инстанции и довод о не выявлении в ходе проверки факта причинения вреда или угрозы причинения вреда археологическому памятнику, а также о том, что не обосновано Министерством культуры Самарской области, каким образом проводимые строительные работы могут нарушить целостность и сохранность объекта археологического наследия.
Как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае установление указанных обстоятельств значения не имеет, достаточно формального запрета, установленного пунктом 2 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ, производить работы без внесения в проекты работ согласованных с уполномоченным органом разделов об обеспечении сохранности объектов археологического наследия.
Доводы кассационной жалобы не доказывают нарушения судами норм материального и процессуального права, а фактически направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, представленных сторонами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, несоблюдение которых является самостоятельным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.06.2015 постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 по делу в„– А57-1384/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
С.В.МОСУНОВ
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------