Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.01.2016 N Ф06-4330/2015 по делу N А65-11226/2015
Требование: О признании незаконным бездействия органа жилищной инспекции.
Обстоятельства: Органом жилищной инспекции не было рассмотрено заявление управляющей компании на получение лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлен факт нарушения сроков рассмотрения заявления на получение лицензии соискателем. Орган жилищной инспекции является лицензирующим органом для данного вида деятельности и, соответственно, несет ответственность за негативные последствия результатов своей деятельности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2016 г. в„– Ф06-4330/2015

Дело в„– А65-11226/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2015 года.Полный текст постановления изготовлен 28 января 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Сафина Н.Н.,
при участии представителя заявителя - Латыпова И.З. (доверенность от 16.06.2014, б/н),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.08.2015 (судья Иванов О.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Холодная С.Т., Бажан П.В.)
по делу в„– А65-11226/2015
по заявлению ООО УК "Авангард", г. Набережные Челны, к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, г. Казань, Лицензионной комиссии при Правительстве Республики Татарстан, г. Казань и Кабинету Министров Республики Татарстан на действия (бездействие) жилищной инспекции, лицензионной комиссии при Правительстве РТ,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авангард" (далее - ООО УК "Авангард", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - ГЖИ РТ), Лицензионной комиссии при Правительстве Республики Татарстан (далее - лицензионная комиссия) с заявлением на действия (бездействие) жилищной инспекции лицензионной комиссии при Правительстве Республике Татарстан, в котором заявитель просил:
- признать незаконным действие (бездействие) Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, выраженное в нарушении утвержденного приказом начальника ГЖИ РТ в„– 200 от 17.12.2014 (зарегистрирован в Министерстве Юстиции Республики Татарстан 19.02.20156 в„– 2647) Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
- признать незаконным действие (бездействие) Лицензионной комиссии Республики Татарстан, выраженное в непринятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Определением суда Республики Татарстан от 03.07.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечен также Кабинет Министров Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.08.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015, заявленные требования были удовлетворены частично. Бездействие Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, выраженное в нарушении срока рассмотрения заявления в„– 32 от 12.03.2015 ООО УК "Авангард" о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами признано незаконным. Производство по делу в части рассмотрения жалобы о признании незаконными действий (бездействия) Лицензионной комиссии Республики Татарстан, выраженное в непринятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами прекращено.
Считая судебные акты, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, ГЖИ Республики Татарстан обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу ООО УК "Авангард" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, так как считает доводы, приведенные в кассационной жалобе, необоснованными, а решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Представитель административного органа, явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты, указав при этом, что обстоятельства, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов нижестоящих инстанций, являются несостоятельными и не согласуются с имеющимися в материалах дела доказательствами.
Представитель заявителя, явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, сославшись на их законность и обоснованность.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В соответствии с частью 1 статьи 194 ЖК РФ заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Как следует из материалов дела, 12.03.2015 ООО УК "Авангард", обратилось в ГЖИ РТ с заявлением на получение лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с приложением необходимого пакета документов.
"Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Регламент ГЖИ РТ), утвержденный приказом начальника ГЖИ РТ в„– 200 от 17.12.2014 определяет точный порядок деятельности по выдаче лицензии соискателю.
Разделом 2 Регламента ГЖИ РТ в пункте 2.4 установлен срок рассмотрения заявки - 30 рабочих дней с даты поступления заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии. По результатам рассмотрения заявления орган ГЖИ РТ осуществляет подготовку мотивированного предложения для лицензионной комиссии о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Подпунктом "Б" пункта 2.4 раздела 2 Регламента ГЖИ РТ установлен срок в размере 10 рабочих дней, в течение которых лицензионная комиссия принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.
Пункт 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 в„– 1110 "Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" устанавливает, что принятие лицензионной комиссией решения, предусмотренного пунктом 1 части 4 статьи 201 ЖК РФ, и оформление лицензирующим органом приказа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении осуществляются в порядке, установленном статьями 14 и 15 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений статей 194 и 201 ЖК РФ. Срок оформления приказа лицензирующего органа с учетом сроков, необходимых для принятия лицензионной комиссией решения, не может превышать 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 4.3. Регламента ГЖИ РТ контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется начальником ГЖИ РТ.
Принимая во внимание вышеуказанные положения норм права, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции правомерно посчитали установленным факт нарушения сроков рассмотрения заявления на получение лицензии соискателем. Суды также обоснованно пришли к выводу о наличии имеющихся в деле оснований для признания незаконным бездействия ГЖИ РТ, выраженного в нарушении срока рассмотрения заявления в„– 32 от 12.03.2015 ООО УК "Авангард" о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Соглашаясь с судебными актами нижестоящих судов, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к следующему выводу.
Так как контроль и выдача лицензии согласно законодательству Российской Федерации возложены на ГЖИ РТ, административный орган должен был принять все зависящие от них меры для соблюдения сроков исполнения государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Однако из материалов дела и действий ГЖИ РТ не усматривается принятие каких либо мер, которые способствовали бы своевременному решению данного вопроса. Жилищная инспекция является лицензирующим органом для данного вида деятельности (управление многоквартирными домами) и, соответственно, несет ответственность за негативные последствия результатов своей деятельности.
Довод ГЖИ РТ о необходимости привлечения в дело Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства отклоняется судом кассационной инстанции по причине его необоснованности и отсутствии должной аргументации нормами права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций и считает, что они основаны на полном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 по делу в„– А65-11226/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
М.А.САВКИНА
Н.Н.САФИН


------------------------------------------------------------------