По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.04.2016 N Ф06-7182/2016 по делу N А72-9236/2015
Требование: О признании недействительными решения и требования органа Фонда социального страхования РФ, об обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Орган Фонда социального страхования РФ начислил недоимку по страховым взносам, пени и штраф, указав на то, что орган местного самоуправления занизил базу для начисления страховых взносов, не включив в нее сумму пособий, выплаченную работникам, находящимся в отпуске по уходу за детьми до достижения ими возраста 3 лет.
Решение: Требование удовлетворено в части признания недействительным решения, поскольку спорные выплаты не входят в систему оплаты труда работников, а носят характер государственной поддержки.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2016 г. в„– Ф06-7182/2016
Дело в„– А72-9236/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2015 (судья Коннова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кувшинов В.Е., Корнилов А.Б.)
по делу в„– А72-9236/2015
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Мелекесский район" (ОГРН 1027300543610, ИНН 7310005178), с. Старая Сахча Мелекесского района Ульяновской области, к государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027301167046, ИНН 7325019720), г. Ульяновск, о признании недействительными решения от 07.04.2015 в„– 101 и требования от 06.05.2015 в„– 25,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Мелекесский район" (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, Фонд, Фонд социального страхования) о признании недействительными решения от 07.04.2015 в„– 101 о привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления страховых взносов на сумму 232 руб. 28 коп., начисления пеней в сумме 17 руб. 64 коп., привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 46 руб. 46 коп. и требования от 06.05.2015 в„– 25, обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда первой инстанции от 20.10.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Фонда социального страхования от 07.04.2015 в„– 101, обязал Фонд социального страхования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета. В остальной части в удовлетворении заявления суд отказал.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Фонд социального страхования обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 отменить.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в отношении заявителя с 10.03.2015 по 12.03.2015 ответчиком была проведена документальная выездная проверка по вопросам начисления, уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств.
По результатам проверки ответчиком составлен акт от 12.03.2015 в„– 110 н/с и принято решение от 07.04.2015 в„– 101 о привлечении заявителя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Заявителю направлено требование от 06.05.2015 в„– 25 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на общую сумму 316 руб. 17 коп., в том числе: недоимка в размере 234 руб. 29 коп., пени в размере 35 руб. 02 коп., штраф в размере 46 руб. 86 коп.
Не согласившись с указанными решением и требованием, посчитав их незаконными и нарушающими права и интересы, заявитель обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд. Комитет указал на то, что выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, в данном случае пособие, выплачиваемое ежемесячно матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, не являются объектом обложения страховыми взносами.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований в части суды правомерно исходили из следующих обстоятельств.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 в„– 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон в„– 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 Закона в„– 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 20.1 Закона в„– 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 22 Закона в„– 125-ФЗ определено, что правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ) не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат.
В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 в„– 184, страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона в„– 125-ФЗ.
Таким образом, как обоснованно указано судами, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Под трудовым договором статьей 56 ТК РФ понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
При этом выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и в этой связи не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 в„– 17744/12, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (часть 3 статья 41 ТК РФ).
Как следует из материалов дела, заявитель в соответствии с коллективными договорами на 2011 - 2013 годы и 2014 - 2016 годы ежемесячно выплачивал матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, пособие в размере должностного оклада.
Отношения по социальному развитию коллектива регулируются пунктом 7.3. раздела 7 Коллективного договора на 2011 - 2013 годы и пунктом 7.3. раздела 7 Коллективного договора на 2014 - 2016 годы, из которых следует, что выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, является выплатой социального характера, не гарантирована конкретным работникам ни коллективным, ни трудовым договором, осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области, имеет своей целью обеспечение социальной защиты, которое не зависит от трудовых успехов работника, не является средством вознаграждения за труд, не зависит от трудового вклада работника, количества и качества выполняемой работы, не предусмотрено трудовым договором с работником.
Таким образом, пособие, выплачиваемое заявителем ежемесячно матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Указанная дополнительная ежемесячная выплата производится по решению Совета депутатов муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области от 14.11.2007 в„– 12/125 "О дополнительных социальных гарантиях, предоставляемых лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком", в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 17.07.2007 в„– 420-р "О мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области".
Таким образом, заявитель произвел выплаты матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 01.01.2012 по 31.12.2014 в качестве указанных выше мер социальной поддержки.
Указанные выплаты, основанные на коллективном договоре, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются стимулирующими и не относятся к оплате труда работников, не являются вознаграждением или элементами труда, которые относятся к выплатам социального характера.
Фонд социального страхования доказательств того, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, то есть носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представил.
Суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 по делу в„– А72-9236/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
------------------------------------------------------------------