Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.08.2016 N Ф06-10887/2016 по делу N А49-9424/2015
Требование: Об отмене решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал орган местного самоуправления нарушившим установленный действующим законодательством порядок предоставления земельных участков в аренду.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт совершения правонарушения не подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пензенской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2016 г. в„– Ф06-10887/2016

Дело в„– А49-9424/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Логинова О.В., Гатауллиной Л.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.01.2016 (судья Табаченков М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Юдкин А.А.)
по делу в„– А49-9424/2015
по заявлению Администрации города Пензы, Пензенская область, г. Пенза, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, Пензенская область, г. Пенза, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Отделстрой", г. Пенза, общество с ограниченной ответственностью "Эксклюзив Центр", г. Пенза, общество с ограниченной ответственностью "Тандем Сервис", г. Пенза, Журавлев Александр Николаевич, г. Пенза, при участии прокуратуры Пензенской области, Пензенская область, г. Пенза, об отмене решения,

установил:

Администрация города Пензы (далее - заявитель, Администрация) обратилась 18.08.2015 с заявлением, в котором просит отменить решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - УФАС по Пензенской области, антимонопольный орган) от 29.05.2015 по делу в„– 3-09/9-2015 о признании Администрации нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Отделстрой", г. Пенза, общество с ограниченной ответственностью "Эксклюзив Центр", г. Пенза, общество с ограниченной ответственностью "Тандем Сервис", г. Пенза, Журавлев Александр Николаевич, г. Пенза, прокуратура Пензенской области.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 13.01.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016, признано недействительным решение Комиссии УФАС по Пензенской области от 28.05.2015 по делу в„– 3-09/9-2015 о признании Администрации города Пензы нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с принятыми судебными актами, УФАС по Пензенской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.01.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по обращению Прокуратуры Пензенской области от 18.11.2014 в„– 07-12-2014/1974-2014 антимонопольным органом возбуждено дело по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного порядка предоставления земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По результатам рассмотрения указанного дела решением от 28.05.2015 антимонопольный орган признал Администрацию нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с заявленными требованиями.
При принятии судебных актов суды предыдущих инстанций руководствовались следующим.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из толкования пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 в„– 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует, что для квалификации действий (бездействия) по статье 15 Закона о защите конкуренции обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих действительные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями.
Принятие решений о предоставлении в аренду земельных участков, входящих в состав муниципальной собственности, на территории муниципального образования города Пенза входит в компетенцию Администрации города Пензы, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия заявителем в 2014 году решений о предоставлении земельных участков в аренду (далее - ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Процедура предоставления земельных участков предполагает утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка. В дальнейшем заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка (часть 4 статьи 34 ЗК РФ). После этого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность или о передаче в аренду (часть 5 статьи 34 ЗК РФ).
Таким образом, закон определяет срок, в течение которого органом полномочным принимать решение о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, может быть реализован принцип публичности при предоставлении земельного участка. В этот срок указанный орган обязан обеспечить заблаговременную публикацию информации о предоставляемом земельном участке.
Так, судами установлено, что 14.04.2014 в Администрацию поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Тандем-сервис" о предоставлении в аренду земельного участка для размещения автостоянки без права возведения объекта капитального строительства по адресу: г. Пенза, ул. Баумана, 40В. Объявление о предоставлении указанного земельного участка опубликовано в газете "муниципальные ведомости Пенза" от 18.04.2014. 22.04.2014 Администрация издала постановление в„– 458 о предоставлении ООО "Тандем-сервис" в аренду земельного участка с кадастровым номером 58:29:3005001:171.
08.09.2014 в Администрацию поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Эксклюзив Центр" о предоставлении в аренду земельного участка для размещения автостоянки без права возведения объектов капитального строительства по адресу: в районе 624 км автодороги Москва - Челябинск. К заявлению приложен кадастровый паспорт земельного участка. Объявление о предоставлении указанного земельного участка опубликовано в газете "Муниципальные ведомости. Пенза" от 19.09.2014. 22.09.2014 Администрация издала постановление в„– 1095/4 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 58:29:0000000:2158 в аренду ООО "Эксклюзив Центр".
23.10.2014 в Администрацию поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Отделстрой" о предоставлении в аренду земельного участка для организации автостоянки без права возведения объектов капитального строительства по адресу: г. Пенза, ул. Карла Маркса, 34. К заявлению приложен кадастровый паспорт земельного участка. Объявление о предоставлении указанного земельного участка опубликовано в газете "Муниципальные ведомости. Пенза" от 31.10.2014. Также 31.10.2014 Администрация издала постановление в„– 1283/1 о предоставлении ООО "Отделстрой" указанного земельного участка с кадастровым номером 58:29:4005017:1761.
21.11.2014 в Администрацию поступило заявление Журавлева А.Н. о предоставлении ему в аренду земельного участка для размещения автостоянки без права возведения объектов капитального строительства по адресу: г. Пенза, ул. Баумана, 101. Объявление о предоставлении указанного земельного участка опубликовано в газете "Муниципальные ведомости. Пенза" от 28.11.2014.01.12.2014 Администрация издала постановление в„– 1402/1 о предоставлении Журавлеву А.Н. в аренду земельного участка с кадастровым номером 58:29:3004003:3707.
Постановлением от 04.02.2014 в„– 97 Администрация города Пензы определила газету "Муниципальные ведомости. Пенза" печатным изданием, в котором официально публикуются муниципальные правовые акты администрации города Пензы и акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
В силу положений Правил землепользования и застройки города Пензы целевое назначение предоставленных четырех земельных участков может быть как основным, так и вспомогательным. Предоставление земельного участка как основного безоговорочно требует соблюдения всей процедуры предоставления земельного участка. При предоставлении вспомогательного участка приоритет имеет лицо, располагающее основным земельным участков, в дополнение к которому испрашивается участок с вспомогательным назначением.
В соответствии с пунктом 1, 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть как основным, так и вспомогательным. Вспомогательные виды разрешенного использования, допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Из указанных норм следует, что обладатель земельного участка и объекта капитального строительства с основным видом использования вправе для совместного использования с основным участком претендовать на участок со вспомогательным видом использования. При этом особенность предоставления земельных участков со вспомогательным видом использования обусловлена целью обеспечить эксплуатацию земельных участков и объектов капитального строительства с основным видом разрешенного использования. Поэтому лица, имеющие право на получение участков со вспомогательным видом использования, должны иметь приоритет при решении вопроса о предоставлении им таких участков, что предполагает предоставление соискателям земельных участков со вспомогательным видом использования без проведения торгов.
Из фрагментов карты градостроительного зонирования и письма Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Пензы от 21.10.2015 следует, что предоставленные земельные участки расположены в территориальных зонах Ц-1 (по ул. Карла Маркса, 34), Ц-2 (по ул. Баумана, 40В), ПК-2 (по ул. Баумана, 101) и Ц-4 (в районе 624 км автодороги Москва - Челябинск).
Согласно статьям 19, 22 Градостроительного регламента Правил землепользования и застройки города Пензы, утвержденных решением Пензенской городской думы от 22.12.2009 в„– 229-13/5, размещение автостоянки без права возведения объектов капитального строительства относится к основным видам разрешенного использования, а автостоянки перед объектами основных и разрешенных видов использования - к вспомогательным видам разрешенного использования.
В данном случае предоставленные в аренду третьим лицам четыре участка для размещения автостоянок примыкают к земельным участкам с основными видами использования, находящимся как в собственности (ООО "Эксклюзив Центр", Журавлев А.Н., ООО "Тандем-сервис"), так и в аренде (ООО "Отделстрой"), что подтверждено свидетельствами о праве собственности, договором аренды. На данных земельных участках расположены объекты капитального строительства.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды верно указали, что предоставление указанным лицам земельных участков для размещения автостоянок связано с обеспечением эксплуатации земельных участков и объектов капитального строительства с основными видами разрешенного использования, спорные четыре участка являются участками со вспомогательным видом разрешенного использования.
В этой связи предоставление таких участков является приоритетным для обладателей земельных участков и объектов капитального строительства с основными видами разрешенного использования.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что нарушение Администрацией порядка опубликования информации о предоставляемых земельных участках не только не повлекло, но и не могло повлечь нарушения прав и интересов других лиц, поскольку эти участки, как вспомогательные, подлежали предоставлению третьим лицам, которым и были фактически предоставлены в аренду. Следовательно, действия заявителя не могли повлечь ограничение конкуренции.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда округа.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.01.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016 по делу в„– А49-9424/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА


------------------------------------------------------------------