Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.03.2016 N Ф06-6187/2016 по делу N А55-7091/2015
Требование: О признании незаконными заключения о невозможности организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка и отказа в предоставлении участка, об обязании передать заявление о выборе земельного участка и устранить допущенные нарушения прав.
Обстоятельства: В процессе выбора земельного участка для строительства уполномоченным органом было установлено, что в границы испрашиваемого участка входит земельный участок под индивидуальное жилищное строительство , принадлежащий физическим лицам на праве общей долевой собственности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку имелась возможность начать процедуру выбора участка в границах испрашиваемой территории за исключением участка под ИЖС.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2016 г. в„– Ф06-6187/2016

Дело в„– А55-7091/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Лана" - Филиной Т.В., доверенность от 24.04.2015,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства строительства Самарской области, г. Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Корнилов А.Б., Филиппова Е.Г.)
по делу в„– А55-7091/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лана", г. Самара, к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, с участием третьих лиц: Качалиной Екатерины Валерьевны, Качалиной Елены Евгеньевны, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Лана" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент), Министерству строительства Самарской области (далее - министерство), о признании незаконным заключения от 29.10.2013 в„– СП-9/2096-0-14, незаконным отказа от 13.11.2013 в„– 3/10784 в предоставлении земельного участка по заявлению общества от 06.11.2009 в„– 20090603, обязании передать заявление и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Качалина Екатерина Валерьевна, Качалина Елена Евгеньевна, Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015, требования удовлетворены. Суд признал незаконными заключение департамента от 29.10.2013 в„– СП-9/2096-0-14, отказ министерства от 13.11.2013 в„– 3/10784 в предоставлении земельного участка по заявлению общества от 06.11.2009 в„– 20090603, обязал министерство в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу передать в администрацию городского округа Самара (далее - администрация) заявление общества от 06.11.2009 в„– 20090603, а также документы по заявлению общества, администрацию, департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Министерство, департамент, администрация, в кассационных жалобах просят в судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве общество просит в удовлетворении жалобы администрации отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Общество обратилось в министерство с заявлением от 06.11.2009 в„– 20090603 о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения производственной базы.
Применительно к спорному случаю в силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Самарской области от 11.03.2005 в„– 94-ГД "О земле", постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" с 01.07.2006 распоряжение земельными участками в целях их предоставления для строительства осуществляет министерство.
Предоставление земельных участков в аренду для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществлялось в соответствии с Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74 (далее - Регламент), согласно которому заявление общества было направлено министерством в департамент в целях организации работ по выбору земельного участка для строительства.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшему до 01.03.2015, уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивал выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. В процессе выбора земельного участка для строительства уполномоченным органом было установлено, что в границы испрашиваемого земельного участка входит земельный участок с кадастровым номером 63:01:0930004:722 под индивидуальное жилищное строительство. Вышеуказанный земельный участок принадлежит физическим лицам на праве общей долевой собственности.
Департамент письмом от 29.10.2013 в„– СП-9/2096-0-14 проинформировал министерство о невозможности организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка по заявлению общества, в связи с чем министерством принято решение об отказе заявителю в утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также об отказе в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка.
Полагая данные решения уполномоченных органов не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании ненормативных правовых актов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иного не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судами установлено, что 28.11.2014 общество направило в министерство письмо с просьбой предоставить ответ на заявление от 06.11.2009 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения производственной базы по улице Кабельной (в районе жилых домов в„– 46, 48) в Промышленном и Советском районах города Самары, поскольку обществом никакого ответа на заявление получено не было.
По штемпелю на почтовом конверте ответ министерства от 19.12.2014 в„– 3/8547 на письмо общества от 28.11.2014, получен обществом 26.01.2015. Доказательств обратного суду не представлено.
Из приложения к указанному письму от 13.11.2013 в„– 3/10784 заявителю стало известно об отказе обществу в предоставлении земельного участка, для строительства производственной базы. Ранее заявителем данный ответ об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка получен не был.
Поскольку общество получило ответ на заявление от 06.11.2009 только 26.01.2015, суды пришли к выводу, что срок на обращение в суд не был пропущен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
На орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Орган местного самоуправления по заявлению юридического лица обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Департамент в отказе от 29.10.2013 в„– СП-9/2096-0-14 указал, что в границы испрашиваемого земельного участка входит земельный участок с кадастровым номером 63:01:0930004:722 под индивидуальное жилищное строительство. Вышеуказанный земельный участок принадлежит физическим лицам на праве общей долевой собственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления по вопросу утверждения схемы расположения земельных участков, акта о выборе земельного участка должен принять необходимый ненормативный правовой акт, однако органом местного самоуправления не была соблюдена процедура предварительного согласования места размещения объекта, предусмотренная указанными нормами права: 1) не была обеспечена возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов расположения земельных участков; 2) не утверждены схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора и вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Давая оценку действиям государственных органов, суды признали, что последними не представлено доказательств невозможности выбора таких вариантов, принимая во внимание, что заявитель испрашивает земельный участок с ориентировочным местом размещения для строительства производственной базы.
Таким образом, полномочный орган имел возможность начать процедуру по выбору испрашиваемого земельного участка по заявлению общества от 06.11.2009, в том числе в границах испрашиваемой в заявлении территории, за исключением земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0930004:722, но никаких возможных вариантов заявителю предложено не было.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о незаконности оспариваемых заключения и отказа в организации работ по выбору земельного участка для строительства, чем нарушены права общества.
Указанный вывод кассаторами надлежащими доказательствами со ссылкой на конкретные доказательства не опровергнут.
Выводы судов закону не противоречат.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу с 01.03.2015.
Земельный кодекс Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, не предусматривает предоставления для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Между тем, до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом обществом земельном участке принято не было, в связи с чем данный земельный участок не может быть предоставлен обществу в соответствии со статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 по делу в„– А55-7091/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН


------------------------------------------------------------------