Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.12.2016 N Ф06-15793/2016 по делу N А12-11940/2016
Требование: О признании недействительным постановления уполномоченного органа об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, об обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что часть принадлежащего обществу нежилого строения и часть входной группы расположены за границами предоставленного обществу в аренду земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доводы уполномоченного органа подтверждены, спорный земельный участок относится к территории общего пользования и в силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ не подлежит приватизации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2016 г. в„– Ф06-15793/2016

Дело в„– А12-11940/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кристалине"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.06.2016 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу в„– А12-11940/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кристалине", г. Волгоград (ИНН 3448004363, ОГРН 1023404359263) к администрации Волгограда, г. Волгоград (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822), Департаменту земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград (ИНН 3444114679, ОГРН 1043400321744) о признании ненормативного правового акта недействительным, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, г. Волгоград (ИНН 3444052045, ОГРН 1023403447374),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Кристалине" (далее - ООО "Кристалине", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Волгограда (далее - Администрация), Департаменту земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Департамент земельных ресурсов) о признании постановления администрации Волгограда от 04.12.2015 в„– 1689 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 34:34:040033:34, учетным номер 4-58-5 в собственность, недействительным, а также об обязании Департамента земельных ресурсов направить в адрес ООО "Кристалине" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:34:040033:34 площадью 122 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. имени Гоголя, дом 11, указать в договоре купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:34:040033:34 цену земельного участка, соответствующую 15% от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на четвертый квартал 2015 года, а именно 277 030 руб. 52 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (далее - Департамент по градостроительству и архитектуре).
Решением Арбитражный суд Волгоградской области от 15.06.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016, отказано в удовлетворении требований ООО "Кристалине" в полном объеме.
ООО "Кристалине" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права и неисследованием обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 08.12.2016 до 13 часов 50 минут, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.11.2008 серии 34АА в„– 933665 ООО "Кристалине" принадлежит на праве собственности объект недвижимости здание торгового павильона общей площадью 72 кв. м, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Гоголя, 11.
ООО "Кристалине" и администрация Волгограда заключили договор от 04.04.2007 в„– 7397 аренды земельного участка площадью 122,4 кв. м, кадастровый номер 34:34:040033:34, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного в г. Волгограде, ул. Гоголя, 11, для эксплуатации здания торгового павильона сроком до 25.08.2009.
ООО "Кристалине" 09.10.2015 обратилось в Департамент земельных ресурсов с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 34:34:040033:34, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости.
Постановлением администрации Волгограда от 04.12.2015 в„– 1689 Обществу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 34:34:040033:34, учетным номером 4-58-5 в связи с расположением части нежилого строения и части входной группы за границами земельного участка.
Полагая, что изложенное в постановлении от 04.12.2015 в„– 1689 решение органа местного самоуправления является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действующей с 01.03.2015, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.
Статьей 39.16 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Территории общего пользования, в пределах которых приватизация земельных участков не допускается в силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункта 2 статьи 27 и пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, ограничиваются от иных территорий посредством установления красных линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункту 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии подлежат включению в основные части проектов планировки и межевания территории, которые подлежат утверждению.
Документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации; в течение семи дней со дня ее утверждения направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, которые обеспечивают опубликование документации по планировке территории (проектов планировки и межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (части 14, 15, 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с частями 4 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положения о территориальном планировании является частью генерального плана городского округа.
Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Постановлением администрации Волгограда от 01.12.2015 в„– 1667 утвержден проект планировки и межевания территории, в соответствии с которым назначение спорного земельного участка - территория общего пользования, что подтверждается выкопировкой из указанного проекта.
Таким образом, следует признать правильными выводы судов о том, что спорный земельный участок относится к территории общего пользования, в связи с чем в силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ не подлежит приватизации.
Приняв во внимание, что в данном случае отсутствует предусмотренная в статье 198 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконным решения органа местного самоуправления, суд округа счел обоснованным отказ двух судебных инстанций в удовлетворении требований, заявленных Обществом.
Доводы заявителя жалобы о том, что объект недвижимости находится в границах испрашиваемого земельного участка, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции. Апелляционный суд с учетом представленных в материалы дела документов признал вывод суда первой инстанции об обратном ошибочным. Ответчиками данные выводы суда апелляционной инстанции не обжалуются.
Довод кассационной жалобы о недоказанности нахождения спорного земельного участка в границах территорий общего пользования судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку такой довод был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен со ссылкой на имеющиеся в деле доказательства.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств не принимается во внимание судом округа в силу законодательно ограниченных пределов рассмотрения дела, установленных в статье 286 АПК РФ.
Невозможность оформления спорного земельного участка в собственность не нарушает фундаментального принципа единства судьбы земельного участка и строения, так как подобная ситуация допускается самим земельным законодательством, собственники здания в этом случае не лишены исключительного права на пользование участком на иных основаниях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.06.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016 по делу в„– А12-11940/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА


------------------------------------------------------------------